Гагарин
Гагарин Иван Серг., – князь, впоследствии иезуит, сын князя Сергея Гагарина, род. в 1814 г. в Москве. Рано вступив на государственную службу, состоял сначала в качестве атташе своего дяди, князя Григория Гагарина, в Мюнхене, после смерти которого, в 1837 г., состоял секретарем посольства в Вене, а затем в Париже. Тут он часто бывал в салоне своей близкой родственницы, г-жи Софьи Свечиной, уже ранее совратившейся в римский католицизм, и там, под ее влиянием, мало-помалу поколебался в своей преданности православно, а под влиянием патера Равиньяна, преемника Лакордера на кафедре собора Парижской Богоматери, окончательно порешил перейти в папизм. 19 апреля 1842 года он подал Равиньяну «католическое исповедание веры», этим самым стал вне русского закона и пресек свою государственную службу. Два знатных представителя русской колонии, князь Трубецкой и граф Шувалов, принадлежавшие также к почитателям Равиньяна, через несколько времени последовали его примеру. После установленного испытания, через полтора года позже Г. вступил в орден иезуитов. Как пламенный неофит, он после этого сделался горячим поборником идеи обращения православной России на тот же ложный путь, на который вступил и сам. Он ревностно принялся издавать сочинения в этом отношении, и ему, между прочим, принадлежат следующие сочинения и статьи (на французском языке): «Сделается ли Россия католической»? Париж, 1856; «Староверы, русская церковь и папа», Париж. 1857; «Ответ одного русского русскому же», 1860; «Католическая тенденция в русском обществе», 1860; «Будущность греко-униатской церкви», 1862; «Приматство св. Петра и богослужебные книги русской церкви», 1863; «Русское духовенство», 1871, и т. д. Вместе с патером Даниелем, он основал журнал под заглавием: Etudes de theologie, de philosophic et d’histoire, который позже продолжался под другой редакцией и под иным названием: Etudes religieuses, historiques et litteraires, вызвал затем к жизни «Общество пропаганды свв. Кирилла и Мефодия» и был ревностным сотрудником таких ультрамонтанских журналов, как «Друг Религии», «Вселенная», «Современник» и т. д. В последние годы он посвятил себя сирской мисии, где делал обширные исследования о восточных церквах («Румынская церковь», 1865, «Устройство и теперешнее состояние церквей Востока», 1865, и т. д.). Часть его трудов была издана Брюлем в его сочинении: «Русские исследования в области богословия и истории», Мюнстер 1857, и Гутлером в «Католических исследованиях», Аугсбург 1865. Когда римско-катол. монаш. ордена были изгнаны из Франции, Г. проживал в Швейцарии, но вскоре возвратился в Париж, где к его услугам граф Вассар отвел ему помещение в своем доме. До самого конца своей жизни Г. упорно держался того ложного пути, на который он вступил, все более и более ожесточался против своей родной церкви, писал памфлеты на русскую церковь и русское духовенство, вступал в полемику с русскими богословами и умер в 1882 году, оставив по себе печальную память, как об одном из отступников своей веры.