Источник

Иоанн Мосх

Иоанн Мосх – «называется в рукописях» то «ὁ εὐκπατᾶς(т. е. воздержным), то «ὁ μοναχο’ς» (т. е. монахом), а у патр. Фотия – «ὁ τοῦ Μοσ’χου», т. е. «сыном Мосха, откуда более обычно» (но, как из сказанного видно, «неправильно») он и известен под именем «Иоанна Мосха или только Мосха». Имеются лишь «скудные заметки об» его «жизни». Где он родился, неизвестно. Время жизни его падает вообще на вторую половину VI в. (по р. Хр.) и первые годы VІІ-го. Ссылаясь на «древнее» («неизвестно» кому принадлежащее) жизнеописание Мосха, полагают (патр. Фотий), что монашеская жизнь Иоанна началась «в иерусалимском монастыре Феодосия», но затем он удалился к «отшельникам в Иорданскую долину», а после поселился «в новом монастыре» (лавре) «великого Саввы (вблизи Мертвого моря, к юго-востоку от Вифлеема)», где и оставался довольно значительное время. Отсюда Иоанном был предпринят целый ряд путешествий. В частности, он посетил Палестину, «Синайский полуостров» и «Египет», проникнув здесь даже «до великого оазиса». Время путешествия в Египет падает, – по заявление самого Иоанна (см. его «Луг», гл. 112), – на царствование «Тиверия II (578–587 гг.)». Мосха сопровождал Софроний, называемый в «Луге» «софистом» (гл. 69). Некоторые «отождествляют его с иерусалимским патриархом» того же имени (ум: 638 г.), хотя Фотий о таком «тожестве, кажется, ничего не знает». Продолжительность пребывания путешественников в Египте неизвестна. «Позже» Мосх посетил «Сирию, Малую Азию, острова – Кипр, Самос» и некоторые другие на Средиземном море, а наконец еще Рим, где и умер «около 619 г.» (или: «в 619 или 620 г.»). По словам упомянутого жизнеописания («Vіtae») И. Мосха, спутник и «ученик» последнего Софроний заключил тело учителя в «деревянный гроб» и перевез его в «иерусалимский монастырь Феодосия», где и похоронил. Почивший желал «быть погребенным» «на Синае», но это было невозможно в ту пору вследствие угрожавшей там «опасности со стороны арабов».

И. Мосху принадлежит творение: «Луг духовный» (Migne lat. LXXIV, gr. LХХХVІІ), посвященный «возлюбленному; о Христе Софронию софисту», с которым автор долго путешествовал. В посвящении сначала описываются прелести «весеннего луга», разнообразие и красота его цветов, их благоухание... Такому лугу Мосх уподобляет и свое творение. «Ты найдешь в нем, – говорит автор ученику своему и спутнику, – добродетели св. мужей, прославившихся в наше время... Хотя и все они боголюбезны..., однако же каждый из них особенно украшался тою или другою добродетелью, тем или другим благолепием. Из этих цветов никогда неувядающего луга выбрав особенно прекрасные и сплетши венец, я подношу тебе..., а чрез тебя и всем. Сей труд я потому и назвал Лугом, что каждый найдет в нем и приятное благоухание и пользу. Добродетельная жизнь совершается постоянным размышлением о предметах священных и благих истинах, совершается и описанием добродетелей чужих. Посему-то... я и предпринял сей труд, составил собрание цветов, по возможности, полное и верное... Подражая мудрой пчеле, я собрал такие добродетели отцов, которые особенно полезны для души»... Из посвящения видно, что «Луг» писан одним Мосхом, а не «вместе с Софронием», как некоторые полагают. Написан он «незадолго до кончины» автора. Описываемые в нем «события», предлагаемые «характеристики, изречения монахов» – все это «отчасти» заимствовано Мосхом из тех или иных пособий, а «отчасти» впервые записано им «на основании собственного» его «опыта», собственных его знаний и пр. Значение творения не подлежат сомнению: «многие заметки имеют культурно-исторический интерес», – особенно важна, в частности, характеристика монастырской жизни той эпохи, равно как и указание «многих имен монастырей» того времени и пр. Естественно, что интересная, с любовью написанная книга встретила горячий прием как при появлении ее, так и в последующее время. Она «многократно перерабатывалась, расширялась, сокращалась»... Отсюда понятна вся трудность восстановления «текста» творения в его «первоначальном виде». Здесь потребны как тщательное изучение «рукописей», сохраняющих текст «Луга», так и обстоятельные «критические исследования» памятника. По свидетельству патр. Фотия, «некоторые из бывших в его распоряжении рукописей Луга содержали 304, другие 342 отдела или рассказа, – печатные издания насчитывают 219 глав» (в переводах иногда имеется еще меньшее число параграфов, напр., 216 в русск. переводе, Москва 1848). Язык «Луга» – «народный», и с этой точки зрения творение, в свою очередь, представляет немалый интерес для изучающих его... – Помимо названного сочинения, И. Мосх оставил еще другое, «писанное при помощи Софрония», – это именно «житие александрийского патриарха – Иоанна Милостивого (610–619)», с которым они познакомились во время своего путешествия в Египет. «Отрывок» этого сочинения находится «в первых главах Vіtae S. Joannіs Eleemosynariі» – творения, известного «под именем Симеона Метафраста» (Migne gr. CXІV, 895–966).

А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle