Глава 8
Ос.8:1. В гортани их, яко земля непроходима, яко труба, яко орел в дому Господни.
Как отцы их постоянно прекословили и презирали силу Мою, явно противились Моисею и Аарону, посланным для их освобождения: так и они, подражая в упорстве отцам, сделаются «яко земля непроходима», будут преданы конечному запустению, после того, как громко прозвучит воинская труба, подобно орлу налетит царь врагов, и с величайшим неистовством нападет на дом Божий. А что орлом назвал царя врагов, свидетельствует о сем пророчество Иезекииля. Ибо сказано: «орел великий, великокрылый, исполн ногтей, иже имать повеление внити в Ливан» и проч. (Иез.17:3). Потерпят же сие
Понеже преступиша завет Мой, и на закон Мой нечествоваша.
Посему-то самому сказано:
Ос.8:2. Ко Мне воззовут: Боже познахом Тя.
Испытывая сии бедствия, взыщут они тогда помощи. Но за что же потерпят такие бедствия?
Ос.8:3. Яко Исраиль отвратися благих.
И показывая, какие это блага, Пророк присовокупил:
Ос.8:3–4. Врага прогнаша: Сами себе царя поставиша, а не Мною, начальствоваша, и не явиша Ми.
Когда пользовались Моим о них промышлением, тогда одолевали всех неприязненных им. Впрочем и это не убедило их предаться Моему промышлению; напротив того сами поставили себе царя, даже не вопросив Меня об этом. Обвинение сие падает на десять колен, которые поставили себе царем Иеровоама, не вопросив Бога всяческих, надлежало ли это сделать. И никто из читавших книги Царств да не почтет сего противоречащим сказанному там; потому что Ахию Силонитянина послал Бог не к народу, но к Иеровоаму; а поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя. После сего, обвинив в том, что, от Бога прияв серебро и золото, употребили оное на сооружение идолов, предлагает увещание и совет:
Ос.8:5. Сокруши тельца твоего Самарие;
и после вносной речи:
разгневася ярость Моя на ня: доколе не могут очиститися, иже во Исраили?
присовокупил:
Ос.8:6. И то древодел сотвори, и несть Бог: зане льстяй бяше телец твой, Самарие.
Весьма кстати осмеял бессилие идолов; потому что для бытия своего имеют нужду в веществе и искусстве; и вещество-дерево, камень, золото, серебро, олово заимствуя у земли, внешний же вид испрашивая у искусства, боготворят рукотворенные истуканы животных. И продолжает обличение.
Ос.8:7. Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы еже сотворити муку; аще же и сотворит, то чуждии поядят ю.
Никакого плода не получите от служения идолам; собранные от них рукояти будут походить на колосья, обитые ветром; по-видимому, наполняют они собою житницы, но не имеют в себе ни зерна. Таково же свойство и идолов: наружный вид или мужа, или жены, или льва, или иного какого животного, идол приемлет от искусства; но лишен всякой силы и самодеятельности. Посему-то и сами идолы погибнут вместе с поклоняющимися им. Ибо сказано: «разрушение их приемлет я, и чуждии поядят» это.
Ос.8:8–9. Поглощен бысть Исраиль, ныне бысть в языцех яко сосуд непотребен. Понеже взыдоша ко Ассирианом.
Испросив помощь у Ассириян, им будут преданы в рабство, лишась возможности совершать какое либо Богослужение и праздновать установленные законом праздники.
Процвете о себе.
Мною возращенный и расцветший, подобно растению, отступил Израиль от служения Мне.
Ефрем, дары возлюби.
Ос.8:10. Сего ради предадутся во языки.
Не мог насытиться благами, но продолжал желать большего; за это и будет предан в рабство.
Ныне восприиму их,
то есть в вражеской стране.
И почиют мало, еже помазати царя и князи.
Признав за лучшее, чтобы царствовал над ними другой, а не Я, подпадут они владычеству Ассириян, не имея возможности поставлять себе царя.
Ос.8:11. Яко умножи Ефрем требища, в грехи Быша ему требища возлюбленная.
По справедливости положу конец беззаконному его царству; потому что уклонился ко множеству идольских требищ; с горячностью возлюбив беззаконные сии требища, приобрел там нечестие.
Ос.8:12. Впишу ему множество, и законная его.
Множество сих требищ и изобретенных о них законов, по которым совершали идольские обряды, предам памяти письменно, в обличение великого их нечестия.
В чуждая вменишася требища возлюбленная.
И о сих беззаконных требищах прилагали они великое попечение; алтари же Божии, которые надлежало почтить всяким служением и иметь для себя вожделенными и весьма возлюбленными, оставили в небрежении, как будто обязанность сия лежала на ком либо ином. Впрочем, обвиняю их в этом не потому, что имею нужду в их жертвах.
Ос.8:13. Аще и пожрут жертву, и снедят мяса, Господь не приимет их.
Не без намерения прибавлено: «снедят мяса», потому что было у них в обычае из жертв, на всесожжение назначаемых, приносить на алтарь почки, перепонку печени и тук, а грудь и правое рамо отделять жрецам; прочие же части жертвы употребляли сами, по произволению. Посему-то сказал Пророк: «аще пожрут жертву, и снедят мяса, Господь не приимет их». Бог не имеет нужды в жертвах, но требует душевного расположения. Сказано: «пожри Богови жертву хвалы» (Псал. 49, 14.).
Ныне помянет неправды их, и отмстит грехи их.
Подобно сему апостольское изречение: «не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, иже создаст коемуждо по делом его» (Рим.2:4–6).
Тии во Египет возвратишася.
Там искали себе помощи, туда бежали от постигших бедствий.
И во Ассирии нечистая снедят.
Но и против воли отведены будут в страну Ассирийскую, и принуждены будут вести жизнь не законом предписанную.
Ос.8:14. И забы Исраиль сотворшаго и, и воззгради требища: и Иуда умножи грады утверждены: и послю огнь на грады его, и потребит основания его.
И научатся, по сожжении городов, как Иуда, возлагать упование не на стены, но на Меня, так Израиль, не демонам воздвигать требища, но совершать Богослужение по закону.