Глава 3

Соф.3:1. О светлый и избавленный граде, голубице.

Почему же, говорит, всецело лишился чести, сделался жалким и подвергся плену столь славный и знаменитый город, владычествовавший над всяким народом, легко побеждавший противников своих, всегда суровый и неодолимый для желающих противодействовать ему и вооруженных по правилам военного искусства? – город, многими знамениями и чудесами избавленный от Египетского рабства и высвободивший свою выю из под невыносимого ига, ради которого реки превратились в кровь, град и тьма поражали землю Египетскую, за который вооружилось и море, поражая преследователей, – и сверх того совершилось множество других достойных удивления дел? «О, граде голубице», то есть, прекраснейший город. Богодухновенное Писание для обозначения благообразия всегда употребляет эту птицу. Так, например, и жених желал почтить изображаемую в Песни Песней невесту, называя ее голубицей: "возстани, – говорит, – ближняя моя, добрая моя, голубице моя» (Песн.2:10). Иерусалим же был весьма прекрасен потому конечно, что сиял светом божественного закона и оказался украшенным достоинствами священства, творил правду и покланялся действительному Богу, и Ему совершал служение. Это – духовная красота. Но можешь понимать иначе название Иерусалима голубицей. Эта птица, хотя бы кто унес ее из гнезда, как только найдет удобное время для полета, обыкновенно опять возвращается домой и прилетает в свои родные места. Это, как мы узнаем, было и с самим Иерусалимом. Имея унаследованное от праотцев благочестие, он ушел в Египет. Отойдя как бы от служения отцов, он там покланяется идолам. Но был призван Моисеем и улетел некоторым образом от заблуждения египетского, возвратившись к Богу. Что же однако, говорит, было причиной того, что «избавленный» опять всецело был пленен и покорен другими?

Соф.3:2. Не услыша гласа.

На горе Синае он слышал Бога, Который говорил: «слыши Исраилю: Господь Бог твой Господь един есть». «Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, елика на земли низу, и елика в водах под землею» (Втор.6:4; Исх.20:4). Но преступив эту заповедь, он безрассудно впал в многобожное заблуждение. Таким образом «не услыша гласа», или бывшего к нему на горе Синае, – или же под гласом будет разуметь вразумление.

Не прият наказания.

Пренебрежительно отнесшись к воспитывающему закону и приводящему к правде, он обратился к учениям и заповедям человеческим и следуя своим собственным мнениям, оказался вдали от пути правого и остался ненаученным и лишенным божественных наставлений (Ис.29:13; Тит.1:14).

На Господа не упова.

Так как приближалась война и битва и угрожали опасности, то ему надлежало подражать благочестию предков, возлагать упование на единого спасающего Бога, а он «Египта моляше, и во Ассирианы отидоша» (Ос.7:11), нанимал себе на помощь Сирийцев или Аравийцев, как бы бесчестя божественное могущество.

И к Богу своему не приближися.

А приближаемся мы к Богу посредством всякого благонравия и решимости совершать угодное Ему. Приближаемся к Нему и иным способом, именно веруя, что Он есть единый, действительный и истинный Бог, и Царь всяческих, и Творец, и совершенно не признавая никого другого кроме Него.

Соф.3:3. Князи его в нем, яко львы рыкающе.

Перечисляет преступления и приводит причины, которые подвигли Его и возбудили к справедливому гневу, чтобы наконец обнаружилось, что Он по правде наказывает нечестивых и дошедших до такого развращения, что это стало как бы уже невыносимым и для самого Бога. Итак, говорит, были «князи» его, «яко львы». Что же делают эти? Когда голод раздражает их и побуждает искать пищи, они бегают по горам и долинам, издавая некое весьма ужасное и дикое рыкание; и если увидят где что-либо годное для пищи, то, оглашая воздух рыканием как бы громом, наводят такой ужас, что все по-видимому цепенеет от страха и как бы опутанное сетями ожидает истребителя. Точно так же поступали и некоторые из вождей Израильских, когда смертною казнью, назначенной в законе преступникам, они угрожали иногда и тем, которые ни в чем не согрешили, если бы последние не захотели делать угодного и приятного им, – и когда дозволяли это другим обвинителям или лишали самих судей собственных их имуществ. В тех же преступлениях Он обвиняет их и чрез другого из пророков – Михея, говоря так: «быша помышляюще труды и делающе злая на ложах своих, и купно со днем совершаху тая: понеже не воздвигоша к Богу рук своих: и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его» (Мих.2:1–2).

Так и изобретатели ересей как бы рыкают против тех, которые избрали жизнь в простой вере, – открывая свои богоненавистные уста, они как бы пожирают несведущих людей, чем делают их еще более невежественными и внушают им пустые и развращенные мысли. Баснословя же таким образом, они и других склоняют принимать то, что ими самими принимается за хорошее, так что уловленные ими в сети представляются как бы уже умершими и немногим отличающимися от бесчувственных камней. К ним всякий может, и весьма справедливо, воззвать: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф.5:14). Впрочем, как говорит блаженный Давид, «Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь» (Пс.57:7).

Говорят, что аравийские волки превосходят всех зверей жестокостью, страдают ненасытною жадностью, так быстры на бегу, что легко убегают от всякого преследования. Поэтому в одном месте и через другого пророка сказал о конях вавилонских, что они «быстрее волков аравийских» (Авв.1:8). Итак, алчностью волков он пользуется теперь для изображения судей, как бы всем ртом и ненасытными зубами истребляющих подсудимых; потому что они вымогают очень много и выше меры, для нарушения справедливости и для того, чтобы нечестиво уклониться от согласного с божественным законом к приятному некоторым другим. Но им надлежало помышлять о том, что, как говорит Приточник, «приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие» (Притч.17:23), ибо «дары ослепляют очи мудрых, и отмещут словеса праведных» (Втор.16:19), – по написанному. Что особенно хорошего происходит от получения подарков? Какую пользу может принести постыдная взятка любящим ее? Напротив, не может ли она принести им какого-нибудь вреда? Истинно то, что говорит блаженный Павел: «а хотящии богатитися впадают в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим.6:9). Итак, «лучше имя доброе, неже богатство много» (Притч.22:1), и это изречение поистине весьма мудро и непреложно.

Соф.3:4. Пророцы его ветроносцы, мужие презорливи.

Здесь хорошо замечает о пророках его (Иерусалима), что они были не от Бога, говорили неверно, исходящее «от сердца своего», а не из уст Господа, по написанному (Иез.13:2 и д.). Пророческое слово посмеивается над ними, называя их «ветроносцами»; потому что они в действительности не были причастны Духа Святого, но дерзко воображали у себя дар пророчества и не стеснялись говорить, что они исполнены Духа Святого. Итак, желая, говорит, быть и пророками, и носителями духа, и присвоить себе столь почетное имя, они стали до такой степени «презорливы», что не только сами не знали, что такое честность, но губили и других, которым говорили и «от сердца своего», – и это они делали, жалкие, ради мелких и ничтожных прибытков, как говорит пророк Иезекииль, «горсти ради ячменя, и ради укруха хлеба» (Иез.13:19). Дошли до такого безумия, что свои собственные намерения выдавали за волю неизреченной Славы и о речах, исходивших из собственного ума, утверждали, что это словеса Божии. И посему говорил о них устами Иеремии: «не посылах пророки, а они течаху: не глаголах к ним, и тии пророчествоваху» (Иер.23:21). Когда же пророк вопиял и говорил: «Сый Господи Боже, се, пророцы их прорицают и глаголют, не узрите меча, и глад не будет вам, но истину и мир дам на земли и на месте сем»; и Бог всяческих как бы в опровержение этого возопил, говоря: «лживо пророцы прорицают во имя мое, не послах их, ни заповедах им, ни глаголал есмь к ним: понеже видения лжива и гадания и волшебства и произволы сердца своего тии прорицают вам» (Иер.14:13–14). «Аще суть пророцы и есть слово Господне в них, да предстанут» мне (Иер.27:18); «что плевы ко пшенице? тако слово мое, рече Господь,... и яко млат сотрыющ камень?"" (Иер.23:28–29) Ибо слово Божие доходит до глубины души и как бы разрывает сердце слушателей, напротив, холодно и немощно слово, исходящее из воли человека, каково и было слово нечестивых лжепророков (Евр.4:12; Мф.7:29).

Священницы его сквернят святая и нечествуют в закон.

И само избранное племя, то есть колено Левиино, оказалось небезупречным. И его называет он «сквернящими святая и нечествующими на закон». Написано: «устне иеровы сохранят разум, и закона взыщут от уст его» (Мал.2:7), а между тем как Сам Владыка всяческих древле говорит, «священницы не рекоша, где есть Господь» (Иер.2:8). Это значит, что они не захотели объяснять закон не знающим его и не старались приводить подвластный им народ к тому, что угодно Богу. Это, по-моему, и значит «нечествовать на закон» (против закона). Но преступления их не ограничивались этим; они, говорит, еще «сквернят святая». Моисеев закон касательно жертв и приношений предписывает соблюдать весьма большую осторожность, – в какое время и каким способом надобно совершать каждую. Они же, вероятно, приносили жертвы неосмотрительно и небрежно, не считая нужным соблюдать ни времени, ни способа совершения их. А может быть они совершали священнодействие даже и не очистившись, и не облачившись в одежды, приличные их жреческому званию, и без должного украшения, относясь пренебрежительно к столь почтенному и достойному удивления богослужению, как к бесполезному.

Итак, священнослужителям церкви надобно остерегаться, как бы не осквернить святыни. Образ же осквернения не один, но различен и многообразен. Необходимо быть очищенными и душей, и телом, освободиться от всякого вида скверного удовольствия, напротив, блистать усердием к свершению добрых дел и помнить о словах богодухновенного Павла: «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал.5:16).

Соф.3:5. Господь же праведен посреде его и не имат сотворити неправды: утро утро даст суд свой в свет: и не укрыся, и не весть неправды во истязании, ниже в распри обиды.

Правда с неправдою никак не примиримы и чистое с нечистым не будут одним и тем же; ибо "кое может быть общение свету ко тме»? (2Кор.6:14) Каждый может видеть, что такие предметы находятся в противоборстве и весьма далеки от согласия между собой. Посему если над всем владычествующий Бог любит правду и не знает неправды, то как могли иметь всегда силу или совершаться без всякого препятствия преступления Иудеев? Кажется одним из видов неправды было – не подвергать преступника наказанию и не привлекать к ответственности проводящего распущенную и нечестивую жизнь, не обращающего никакого внимания на закон и дошедшего до такой неправды, что ни во что ставит добро и вменяет себе в высокую честь то, от чего по справедливости следовало бы краснеть. Итак, поскольку «праведен Господь посреде его и не имат сотворити неправды», ибо Он не может терпеть привыкших творить неправду, то «утро утро» сотворит «суд свой», то есть утром, явно как бы и при дневном свете, уже не уменьшая последствий гнева, но выводя на средину, делая явным и как бы полагая предвозвещенное пред глазами всех. Он не допустит, чтобы «обида» проникла «в распрю» или вообще в воздаяние; ибо после наказания нечестивых совсем прекратится неправда, потому что уже не будет совершающих ее. Поэтому истинно здравомыслящим надлежит (ведать)16… что Господь любит правду и не потерпит поступающих неправедно. Но если кто придет в раскаяние и будет проливать слезы о своих прегрешениях, тот обрящет Его милостивым и испросит у Него прощение, и избежит сетей и подобавшего ему наказания. Если же он останется бесчувственным, не изменив своего настроения к предпочтению добродетельной жизни, будет жить в своих грехах; то он наконец погибнет и подпадет гневу Господню, потому что не навсегда Он терпит согрешающих.

Соф.3:6. В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весьма, еже не проходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити.

Поскольку, как я сказал, священники осквернили святая, а некоторые нечестиво поступали против самого закона, то «Господь посреде его утро утро даст суд свой». Какой же это суд? «Низложих величавыя в растление», то есть предал погибели гордых и надменных; ибо гордые не принадлежат ли к числу тех, которые обыкновенно враждуют против Бога, свою собственную волю противопоставляют установлениям Моисея, весьма мало ценят законы божественные, наклонны к крайней распущенности и говорят Господу: отступи от мене, путий твоих ведети не хощу? (Иов.21:14) Далее: кто может усомниться в том, что, по написанному, «нищий духом» и смиренный сердцем (Мф.5:3) есть человек благородный, скромный и весьма склонный к богопослушанию, которого (Господь) и удостаивает Своего особенного попечения? Посему Бог всяческих и сказал чрез одного из святых пророков: «и на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес моих?» (Ис.66:2). Итак, низвергнут в погибель род гордый. «Изчезоша же» и «углы их». Думаю, что углами здесь называются стены и крепости городов, ибо углы у них всегда высоки и имеют выдающиеся башни. Посему, вероятно, это значит то же, как если бы он сказал: города их будут лишены стен. Кроме того, угрожал «опустошить» и «пути его», очевидно, Израиля, «еже не проходити совершенно». И мне кажется, что Он хочет выразить этим следующее. Когда в установленное время совершался праздник кущей, закон Моисеев повелевал, чтобы из всей страны Иудейской восходили в Иерусалим и исполняли там установленное законом. Когда же были разрушены города и погибли их жители, тогда говорит, запустели пути, так что не было ни одного, проходящего по ним и спешащего совершить установленный у них праздник, как прежде. Да, учреждения Иудеев пришли в такое жалкое положение, что не было уже совершающих празднества их, и едва спасшиеся и оставшиеся от войны не могли уже пользоваться благополучием. Посему пророк Иеремия и сделал судьбу Иудеев предметом плача, говоря «путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник» (Плч.1:4). А что слово это также непреложно, это объяснят нам последующие слова, ибо сейчас же присовокупляет: «изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити». Да, поистине «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). Раздражая Его своими грехами и притом необузданно, мы, как бы уличенные в преступлениях надменности, тогда-то именно и по всей справедливости низвергаемся в погибель и лишены будем вышнего ограждения, найдем сердце свое как бы удобопобедимым и беззащитным и, кроме того, не найдем путей правды. Но этих бедствий легко избежит тот, кто решился следовать воле Господа и пред Ним послушно преклонил выю души своей.

Соф.3:7. Рех: обаче убойтесь мене и приимите наказание, и не имате потребитися от очию его17 , вся елика отмстих на нем.

Старается научить тому, что опять сами они навлекают на свои головы гнев божественный. Ведь Он внушил им частыми повелениями, что надобно проводить жизнь в страхе Божием и что следует подчиняться наставлениям, очевидно, закона и пророков; ибо только так, а не иначе можно было отвратить гнев и избавиться от случившегося. Но так как Израиль был бесчувственным, жестоким и непокорным, то он отверг руководительство (божественное), то есть лишился возможности быть мудрым, как бы «потреблен был от очию его», хотя ему следовало всегда с охотой подчиняться благим наставлениям и иметь постоянную ревность к свершению всего, угодного Богу. Вот таким-то образом, говорит, можно было отклонить «вся елика отмстих на нем». Так и мы, когда изгоняем из своей души божественный страх, когда отвращаемся от божественного руководства и совершенно пренебрегаем возможностью быть мудрыми, тогда мы непременно подвергнемся тому, что подобает привыкшим к небрежению (волей божественной). Тогда-то Бог воздаст нам и подвергнет ответственности за нечестие. Итак, необходимо помнить слова того, кто говорит: «страх Господень источник жизни» (Притч.14:27), «страх Господень слава и похвала» (Сир.1:11); он есть "чист, то есть делает чистым, пребываяй в век века», – по слову Псалмопевца (Пс.18:10).

Готовися, утренюй, истле все листвие их.

Поскольку ты, говорит, не принял от меня наставления, но отверг и возненавидел жизнь в страхе и добродетели, то приготовляйся к бегству и претерпению того, чего можно было избежать, если бы ты возлюбил добродетель и по доброй воле и мудро восхитил ее себе. Затем повелел «утреневать» (бодрствовать), показывая тем, что время бедствия при дверях, как бы назавтра придет оно и наверно появится, когда начнется заря. Это пресекало надежду на отсрочку и не позволяло думать, что будет какая-либо остановка и задержка, – что пройдет еще много времени и может быть на потомков уже нашлет гнев Свой. Итак, приготовляй себя как к неизбежному делу и с утра собирайся к бегству; ибо пленником пойдешь ты к врагам и, оставив родную страну, будешь жить среди чужих. Далее Бог всяческих говорит пророку, как бы скорбя о взятых в плен. «Истле все листвие их». На что хотел Он указать и этими словами, – об этом скажем по мере сил. Властелины Вавилонские опустошили Самарию и кроме нее другие города иудейские, и Фула был первым, потом за ним Салманасар, и третьим – Сеннахирим. Как бы собрав виноград, они опять уходили в свою страну, покидая Израиля в совершенно незначительных остатках и как бы оставляя им одну виноградную кисть, скрывшуюся под листьями. Полагаем, что под «листвием» здесь разумеются маленькие грозды, состоящие из немногих ягод, которые, будучи закрыты листьями, очень часто скрываются от глаз собирающих виноград. Нечто подобное говорит и другой из святых пророков: «у, люте мне, душе, понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок во объимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная» (Мих.7:1). Итак, те собирали виноград, а после них пришедший Навуходоносор истребил и самый последний (скрывавшийся под листьями) грозд и, обобрав остаток Израиля, возвратился домой и постоянно величался этим. Посему и пророк Иеремия оплакивал взятый Иерусалим, говоря об его опустошителях: «да приидет вся злоба их пред лице твое, и отреби их, якоже сотвориша отребление» мне (Плч.1:22) и опять: «виждь, Господи, и призри, кого еси отребил сице? еда снедят жены плод утробы своея? отребление сотвори повар» (Плч.2:20).

Итак, когда мы раздражим Бога, тогда, лишившись всякой помощи и не имея (Божия) попечения о нас, преданы будем врагам и в нас не уцелеет никакого остатка добродетели или благоприличия, потому что сатана отребляет всякое находящееся в нас добро и собирает как бы последний грозд и самые может быть еще присущие нашей душе стремления, приводящие нас к решимости совершать добродетель.

Соф.3:8. Сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство.

Поскольку пренебрегшие божественными заповедями преданы были врагам и впали в руки погубившего и самый оставшийся грозд, то напоследок повелел подвергнувшимся рабству ждать и мужественно терпеть, пока Он не восстанет на помощь им, которую Он как бы засвидетельствовал чрез святых пророков и ясно предвозвестил, что она некогда наступит. Итак, «день воскресения во свидетельство» указывает на время помощи, о которой наперед засвидетельствовал, что оно непременно наступит. Таков исторический смысл изречения.

Но мы утверждаем, что духовный смысл изъясняемых слов направляется к открытию тайны Христовой и желает указать на время избавления вселенского и всеобщего, то есть, чрез Христа. Правда, некогда, по прошествии семидесяти лет (плена), Бог всяческих восстал на помощь потерпевшим такие (бедствия); но в последние времена века Единородный соделался человеком не для того только, чтобы избавить Израиля, но для того, чтобы, освободив от рабства дьяволу все народы, сделать их свободными, избавить их от тления и нечистоты греха и, преимущественно, от поклонения твари вместо Творца. Когда же сделался человеком – «претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2), дабы кровью Своей приобрести Богу и Отцу и тех, которые еще живы, и тех, которых раньше поглотила смерть, по написанному: «на сие бо Христос и умре и воскресе,... да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.14:9). Поэтому справедливо было сказано древним: «сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство». Свидетельством же как бы упразднения смерти служит восстании Христа из мертвых, с Которым вместе и мы сами воскресли, оправдавшись верою и вместе со смертью удалившись от виновника смерти – греха.

Зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня гнев мой весь, гнев ярости моея: зане огнем рвения моего поядена будет вся земля.

Угрожает Халдейским народам опустошением, которое произведено было Киром и теми, которые были сподвижниками по оружию и в союзе с ним сразились, учиняя набеги на города Вавилонские и делая ужасные нападения на всех. Итак, «будет», говорит, «суд мой» на собрание народов, так что возьму и царей, очевидно поименованных, для наказания чрез них, и сонмища народов, весьма много униженные их войсками и могуществом и подвергшиеся жестокости всякого рода. «Излию на ня», говорит, «весь гнев ярости моея»; ибо не подлежит сомнению, что великие и чрезвычайные преступления (Бог) наказывает немалым гневом, но на всякого грешника непременно налагает и наказания, вполне соответствующие его преступлениям. А что Он намеревался как бы истребить огнем все благосостояние Халдеев, это объяснял, говоря: «зане огнем рвения моего поядена будет вся земля». А какова эта ревность или против кого она устремлена, объясняет пророк Захария, говоря: «сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая» (Зах.1:14–15). Такое предложим мы изъяснение прочитанных слов в историческом смысле.

Но они могут быть понимаемы и иначе, если в духовном смысле отнесены будут к таинству Христа. В прочитанном уже прежде он говорил: «сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство: зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня весь гнев ярости моея»; ибо Христос воскрес, опустошив ад, «яко не бяше мощно держиму быти ему», как Жизни по природе (Ин. 11:25, Ин. 14:6; 1Ин.5и др.) от смерти, по написанному (Деян.2:24). Тех, которые уверовали в Него, Он не оставил во владычестве дьявола, но творит святой и достойный Бога суд, принимся (в свою власть) сонмища языков, то есть толпы демонов, и самих некогда властвовавших и царствовавших над заблуждающимися, как бы хватая и заключая, и низвергая в самую преисподнюю бездну, то есть в ад, – и изливая на них весь гнев и как бы сжигая их огнем, движимый неизреченной и божественной силой и ревностью великой. Он «прогневался мало, за преступления Адама; они же налегоша в злая», отвлекая от Бога всю вселенную и ум подвластных своих подвергая удушению грязью греха (Зах. 1, 15). Так, Слово Бога ревновало о духовном Сионе, то есть о церкви, ибо Он искупил ее и, как пишет блаженный Павел, «представи ю себе... не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но святу и непорочну» (Еф.5:27).

Соф.3:9–10. Яко тогда обращу к людем язык в род его, еже призывати всем имя Господне, работати ему под игом единем. От конец рек Ефиопских молящыя мя, в разсеянных моих принесут жертвы мне.

Говорит, что после опустошения страны Вавилонской и уничтожения надменных, язычники познают ниспровергающее ее могущество Божие. И когда смеющиеся некогда над падающим и погибающим Израилем увидят его со славой возвращающимся домой и в святой город, а разорителей его – совершенно погибшими, тогда переменят язык (речь) и будут посвящать его уже прославлению Бога, хотя в древности они покивали главами своими, думали и говорили, что Иудея взята была потому, что тиран Вавилонский как бы превозмог Того, Кто помогал им, то есть Бога. Когда, таким образом, они увидят, что обстоятельства приняли противоположный оборот, тогда изменят языки по племенам их, или по коленам и родам, и будут употреблять (их) в прославление Бога. Захотят, думаю, служить под единым игом и приносить жертвы, хотя бы по положению стран они находились на далеком расстоянии друг от друга и обитали в странах Эфиопских. Итак, вот что должно быть сказано относительно буквального смысла (изъясняемых слов).

Но мы утверждаем, что эти слова сбылись во времена пришествия Христова и служат ясным знамением перемены языков. Так в Деяниях святых Апостолов написано, что во дни Святой Пятидесятницы все собрались вместе и се «бысть... с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени язы́цы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати» (Деян.2:1–4). Итак, в то время, говорит, переменю язык «к людем»; «яко слышаху... вси своим языком глаголющих их» (Деян.2:6), Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и другие народы. Впрочем, обрати внимание на следующее. Сказал, что переменит язык «в род его», то есть он (язык) останется у однажды заговоривших им до конца их жизни или рода. Таким образом, он (язык) был знамением (до конца жизни) только для тех, на коих, как говорит Священное Писание, почили языки (Деян.2:3). Посему говорит, что переменю «язык в род его». Но такого явления еще не случалось у тех, которые жили после них. А по какой причине, сему пусть научит нас премудрый Павел. Он сказал, что «языцы в знамение суть не верующим, но неверным», ибо написано: «яко иными языки, и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако» уверуют (Ис.28:11–12; 1Кор.14:21–22). Но каким образом перемена языка «в род его» приносит пользу, это Он сам объясняет нам, говоря: «еже призвати всем имя Господне, работати ему под игом единем, от конец рек Ефиопских принесут жертвы мне». Действительно, когда увидели Апостолов говорящими иными языками, немало удивившись этому чуду, уверовали во Христа, весьма многочисленные из бывших тогда призвали имя действительного и истинного Бога, преклонились пред евангельскими повелениями, стали служить Христу и приносить жертвы «от конец рек Ефиопских». Ведь племя Эфиопское простирается от востока до запада, и живет оно при реке Геон, ибо "сия есть окружающая всю землю Ефиопскую» (Быт.2:13). Впоследствии слово пророческое приходит в исполнение, ибо Евангелие проповедано не только в Римской земле, но приходит уже и к варварским народам. Так, повсюду (имеются) церкви, пастыри и учители, наставники и тайноводители, и божественные жертвенники; жрется духовно и Агнец святыми священнослужителями и у Индийцев, и у Эфиопов. Об этом-то и было ясно сказано устами другого пророка: «зане царь велий аз есмь, – глаголет Господь, – и зане... имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста» (Мал.1:11, 14).

Соф.3:11. В день он не имаши постыдитися от всех начинаний твоих, имиже нечествовал еси в мя: яко тогда отиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей моей.

Бог всяческих опять ведет здесь беседу к двум лицам. Думаю, что к этим словам нужно отнестись с особенным вниманием, дабы нам таким образом уразуметь в них духовный смысл. Итак, жителям Иерусалима обещает прощение грехов и оставление прежних преступлений, удостоверяя и говоря, что уже не постыдятся ради предприятий их и из-за нечестий, некогда совершенных против Бога. Но как бы угрожает и Вавилонянину, и говорит, что он уже не будет величаться, после того как разрушит святой и посвященный Ему город, который и называет горою. Ибо по возвращении, говорю, из плена, Иерусалим не подвергался уже опустошению и не испытывал бесчеловечия Вавилонян.

А что во время пришествия на землю Спасителя последовало прощение и отпущение грехов всем уверовавшим в Него, в этом никто не может усомниться; ибо мы оправдались «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости» (Тит.3:5). Но мы освобождены и от стыда; ибо негде сказал нам Удостоивший нас веры: «не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси» (Ис.54:4). Даровал нам дерзновение Тот, Кто ради нас воскрес из мертвых и из-за нас восшел на небо пред лице Отца; ибо Христос вознесся из-за нас на небо как Предтеча наш, «да явится ныне лицу Божию» (Евр.9:24). Итак, Он уничтожил вины всех и уверовавших в Него освободил от стыда и совестливости из-за грехопадений. И угнетавшему нас сатане Им сказано: «яко отиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей моей»; ибо он уже не будет презирать живущих на земле, как страдающих полным бессилием, и не станет досаждать освященным, легко склоняя их к угодному ему. Древнее миновало и природа вещей обновилась (2Кор.5:17), после того как Христос восставил их, весьма немощное сделал крепким, удобопреклонное ко грехам укрепил к благочестию и колеблющееся сделал твердым. Итак, уничтожены «укоризны досаждения», очевидно дьявольского, и не будет уже величаться он над горою святой, то есть духовным Сионом, который есть «церковь Бога живаго» (1Тим. 3, 15); ибо она основана на скале, и «врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18). Горою церковь назвал нам и пророк Исаия, говоря: «яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси язы́цы, и пойдут язы́цы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:2–3).

Соф.3:12–13. И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется в устех их язык льстив.

Опять говорит Сиону или святому городу, говорю, Иерусалиму, которому обещает, что в нем останется народ весьма кроткий и смиренный. Синагога иудейская дерзко поступила против Спасителя всех Христа, стала убийцей Господа и за это подвергается праведному наказанию. Но она не вся погибла; немалое количество из них уверовало. А эти были кроткие, не воспламенявшиеся неистовым гневом против Христа, подобно тем, которые привели Его тогда к Пилату и кричали, говоря: «возми, возми, распни Его», и к этому присовокупляли: если сего не умертвишь, «неси друг Кесарев» (Ин.19:12, 15). Что может быть бесчеловечнее этого? Призывая на свои головы даже самую праведную Его кровь, они безрассудно говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25). Итак, не участвовали в такой жестокости люди кроткие, а также смиренные, потому что они подчинялись Христу и под иго Его преклонили свои духовные выи, и по любви к Нему с большой радостью внимали Его словам: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф.11:28–29). Итак, и в этом они были подобны Христу, Который ради нас обнищал, как бы пренебрег подобающей Ему как Богу славой и свойственным Его природе превосходством, чтобы для устроения нашего спасения перенести рабское состояние. Итак, повинующиеся Его законам, подобно Ему, смиренно думают о себе. Сии «будут благоговети о имени Господни»; ибо они были весьма богобоязненны и, преимущественно пред другими, божественные ученики, которые соделались светом миру. Боголюбивые и благие, они, говорит, будут отвращаться неправды и пустословия («не возглаголют суетных», говорит), и неискреннего языка; ибо это – лукавство. Вот их духовная красота и как бы некоторый превосходнейший венец из достоинств добродетелей. Где кротость и смирение, и стремление к правде, язык, незнающий пустословия, и тем менее – греховных слов, напротив – всегда правдивый и слуга искренности, там всенепременно обнаруживается славная и совершеннейшая добродетель; а такая добродетель и свойственна сущим во Христе, потому что красота благочестия открывается не в законе, но, напротив, блистает в силе евангельского учения.

Зане тии пожируют и угнездятся, и не будет устрашаяй их.

Некогда книжники и фарисеи нерадиво пасли народ Иудейский; ибо законом заповедано было им руководить народом и за это они были почтены преимуществами священства. Итак, они были пастыри, наемные впрочем, и как бы приставленные к чужим стадам, – видели «волка грядуща и оставляли овцы», – по слову Спасителя (Ин.10:12). А что они весьма небрежно относились к словесным овцам своим и оставляли их зверям, вернее же сами были волками, – это всякий легко увидит из сказанного устами пророков. Так, один, как бы от лица Божия, говорил: «горе пастырем, иже расточают и погубляют овцы паствы» их (Иер.23:1); другой же: «сия глаголет... Господь: оле, пастыри Исраилевы, еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие? се, млеко ядите..., а... изнемогшаго не подъясте, и сокрушеннаго не обязасте и заблуждающаго не обратите, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом.... И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем селным» и птицам небесным (Иез.34:2–5); в другом месте говорит к самим пастырям: «пасите овцы заколения. Яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся» (Зах.11:4–5).

Так губили пастыри стада словесных овец, не отгоняя от них зверей, напротив, сами подражая зверям. Когда же потом воссиял Христос, Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овцы (Ин.10:11); тогда мы пасемся с рачительностью. Мы имеем пастбища при источниках, по написанному (Ис.49:10), и отдых в стойлах, то есть: мы водворены в церквах и святых храмах; и нас никто не устрашает и не расхищает, ни лев не попирает, ни вор не подкапывает, и никто к нам не приходит, «да украдет и убиет и погубит» (Ин.10:10). Напротив, мы живем в безопасности и ограждении, и участвуем во всяком добре, имея своим начальником самого Спасителя всех, говорю, Христа. И это открыл нам Бог и Отец, говоря нам устами Иезекииля: «сия глаголет... Господь:... спасу овцы моя,... и разсужду между овном и овном. И возставлю им пастыря единаго,... раба моего Давида,... и будет им пастырь» (Иез.34:20–23).

Соф.3:14–15. Радуйся, дщи Сионова, зело, проповедуй, дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, не узриши зла ктому.

Что касается исторического смысла (сих слов), то Бог ясно обещает им мир после возвращения из Вавилона и возвещает, что, по прощении прежних их преступлений, Он будет пребывать с ними и защитит их.

Что же касается внутреннейшего смысла, то Он повелевает радоваться сильно и веселиться много, и ликовать от всего сердца, потому что изглажены ее грехи, очевидно, Христом; ибо во Христе и в Нем одном, оправдан духовный и святой Сион, то есть церковь, или святое множество уверовавших. И чрез Него и Им мы спасены, избегши вреда от невидимых врагов и имея Посредником явившегося в образе подобном нашему самого Царя всяческих и Бога Слова, сущего из Бога Отца. Благодаря Ему мы уже не видим зла, то есть, мы избавлены от всякого насилия со стороны зла; ибо Он есть оружие благоволения, мир, стена, податель нетления, раздаятель венцов, прекращающий войну, проистекающую от духовных Ассириян, и разрушающий демонские злоумышления. Он дает нам «наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19); чрез Него мы наступили «на аспида и василиска и попираем льва и змия» (Пс.90:13); чрез Него мы имеем благие упования нетления и жизни, сыноположения и славы, чрез Него «не узрим зла ктому».

Соф.3:16–18. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай, Сионе, да не ослабеют руце твои: Господь Бог твой в тебе, сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя.

Ясно предвозвещается иметь дерзновенное упование, и не лжив Обещавший. Мы слышали, что то же самое говорит и сам Христос и как бы обновляет древнее изречение, а лучше как бы ставит на вид предвозвещенное; ибо Он сказал: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). И действительно, когда Он явился среди нас, тогда и мы стали иметь руки уже не опущенные и колена не расслабленные, но получили расположение к деятельности и к трудам для совершения добрых дел, – к трудам, которых плодом благославным они названы (Прем.3:15). Тогда мы получили и дерзновение, потому что Христос, будучи всемогущим как Бог, избавляет и спасает верующих в Него. Он вселился в сердца наши Духом и произвел в нас эту, очевидно, духовную и достойную приятия радость. Да и чем другим может сопровождаться получение Духа Святого, как не усладой и радостью, и духовным веселием? Итак, когда возбудил в нас веселие чрез Духа, тогда и обновил нас в любви своей, то есть во время пришествия с плотью, когда, умерши один за всех, истинно сказал: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Если же Он положил душу свою и оказался ради нас среди мертвых, будучи по естеству жизнью, то и воскрес, преобразуя естество человека в обновление жизни и восстановляя его в первоначальное состояние: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17), ибо благоугодно было Богу и Отцу – о Нем «возглавити всяческая» (Еф.1:10), – по написанному. А возглавляемое восстановляется и возводится к тому, чем было в начале. Когда же Христос обновил нас, то Он и возвеселился о нас, как бы в наслаждении и как бы в день праздника. Как же Богу было не увеселяться совершившимся среди нас, когда мы освободились от греха и сделались победителями смерти и тления, и стали причастниками Духа и освящения? Тогда Он «собрал и сотреныя», ибо, как пишет премудрый Павел: «Христос... прииде в мир грешники спасти» (1Тим.1:15). И сам Он негде говорит: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). Итак, Христос собрал тех, которых сатана чрез грех сокрушил и соделал слабыми и не умевшими поступать правильно, и ходить стезями правды. Но если тот сокрушил, то Христос восстановил; ибо Он исцелял больных и сам немощи наши носит, по написанному (Ис.53:4; Мф.8:17).

Горе, кто приимет нань поношение?

Если мы захотим держаться наилучшего образа мыслей, то должны будем утверждать, что крест Спасителя, воздвигнутый для жизни и нетления мира, поистине служит похвалой для Церкви. Это исповедует сам премудрый Павел, написавший такие слова: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру» (Гал.6:14). Впрочем он опять сказал, что крест служил для Иудеев соблазном, а для язычников безумием (1Кор.1:23); ибо они, жалкие, много посмеются, совсем не уразумев силы таинства. Но они не останутся без наказания и не будут смеяться, ни над Христом, ни над церквами, а соделаются некогда пищей огня неукротимого и пламени неугасимого и вечного. Ведь некоторые у Эллинов доходили до такого безумия и тупости ума, что изощряли свой дерзкий язык против божественной и евангельской проповеди и оставили свои опровержения написанными в книгах, дабы грехи не только привлекали их к суду, но и следовали за ними и по смерти их, потому что грех их и после них остался как бы живым. Посему оплакивает, и со всей справедливостью, тех, которые предприняли поношение против святых церквей, каковым людям вполне подобает возвестить горе.

Соф.3:19–20. Се, аз сотворю в тебе, тебе ради во время оно, глаголет Господь, во время оно: и спасу утисненную и отриновенную прииму, и положу я в похваление и имениты по всей земли. И постыдятся во время оно, егда добро вам сотворю, и во время, егда прииму вы.

Речь обращается опять к лицу Сиона и возвещаются совершенные Христом чудесные дела, касательно множества язычников и отверженного Израиля. «В тебе», говорит, «тебе ради сотворю»: поскольку одни от гордости дошли до безумия, а другие не узнали Бога, вочеловечившегося ради спасения всех, то Творец всяческих обильно даровал милость тем и другим и ради нас среди нас сотворил чудеса. Спасена «утисненная», то есть, некогда угнетенное множество заблуждающихся и доведенное утесняющим сатаной до такого жалкого состояния, что утратило всякую жизненную способность, ибо заблуждающийся ум ничтожен. Но принята и отверженная синагога иудейская. Она неистовствовала против Христа и посему справедливо была отвергнута, утратила упование и лишилась общения с Христом. Впрочем помилована и она, ибо в последние времена веков она будет призвана к покаянию и очищению через веру. Итак, они будут «в похвалении» и «имениты», и весьма далеки от стыда. И эти два народа, или отчасти, или же в полном составе, уже не будут враждовать друг с другом – иметь мыслей непримиримых между собою, разделяться в своих мнениях о Боге, как это было в древности; но единством Духа тесно соединятся между собой к единодушию и единоверию, как написано: «народу... веровавшему бе сердце и душа едина» (Деян.4:32); и Христос сотвори обоя «во единаго новаго человека, творя мир и примиряя обоих в едином» духе (Еф.2:15–16). Но если бы и явились у них завистники, то эти враги, говорит, будут совершенно постыжены, пораженные величием дарованной славы, непоколебимостью благоденствия и твердостью упования. Уже из самых событий всякий может видеть истину этого обетования; ибо церковь Христова прославилась и, будучи исполнена славных преимуществ, служит предметом удивления для всех. Впрочем определяет и время, в которое это совершится: «во время», говорит, «егда прииму вы»; ибо не может предшествовать вере то, что служит последствием веры, но по справедливости должно быть мыслимо после веры. Итак, мы призваны во времена спасительного воплощения Единородного; ибо тогда, только тогда настало истинное исполнение обетования.

Зане дам вы имениты и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати ми пленение ваше пред вами, глаголет Господь.

Некоторым образом завершает цель свойственных Богу щедрот и этими словами ясно показывает, в каком состоянии непременно будут уверовавшие. Будут они, говорит, «имениты», окружены блеском славы и превосходнее всякого народа. Далее присовокупляет и о тех временах, в которые это будет, повсюду напоминая о спасительном воплощении Единородного, когда, как только что я сказал, совершилось откровение всякого блага в отношении к нам и всего досточудного. Ведь тогда-то именно Он чудесным образом и освободил находившихся под властью дьявольской и подчинявшихся плотским страстям; тогда избавил от многобожного заблуждения и привел к истине; тогда исторг нас от уз смерти, дав Себя Самого выкупом за нас и стяжав Богу и Отцу всю вселенную, ибо чрез Него мы призваны и в Духе получили доступ и близость к Богу, – чрез Него, говорю Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава, сила, честь и поклонение со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

* * *

16

Здесь пропущено несколько слов в тексте.

17

Слав.: «за (вся)», которого нет в греческом.

Комментарии для сайта Cackle