Глава L
Иер. 50:2. Возвестите во языцех.
Начинает так речь, как о деле необычайном, уже совершившемся. Не скрывайте, говорит, как будто потерпел незаслуженно или никто не знает об его несчастий; как сделал Бог с фараоном, чтобы показать Свой гнев и проявить Свое могущество, так и с этим городом Вавилоном. Видишь, как Он, вследствие своего искусства, пользуется общею испорченностью для пользы других.
Иер. 50:2. Посрамися Вил.
Показывает, что это дело не было следствием (обычной) человеческой деятельности, так как из всего это было наибольшее могущество, пользовавшееся счастьем. Ни роскошь, ничто другое не преклоняло Бога. И целесообразно посрамлен, вопреки ожиданию, со стороны недостойных.
Иер. 50:2. Победися Меродах.
Низшие их в конец истребят их.
Иер. 50:4. В тыя дни.
Смотри: они не бегут, а собраны вместе. Почему плачут? Во время милостей особенно чувствуют грехи, потому что оскорбили столь кроткого и человеколюбивого Бога, не хотящего погубить их в конец, возводящего к жизни чрез мщение врагам.
Иер. 50:5. Заветом вечным.
Смотри, как умеряет их помыслы. Чтобы возвращение не приписали своим добродетелям, говорит, что это произошло по древнему завету.
Иер. 50:6. Овцы погибшия Быша людие мои.
Чтобы кто-либо не сказал: для чего погубил и спасаешь? По своему нерадению погибли они и предстоятели. Не этих (только) следовало наказывать, но и тех зато, что слушались.
Иер. 50:7. Забыша ложа своего.
Обвинение их состоит в том, что забыли отечество.
Иер. 50:7. Вси обретающии их.
Смотри, как Он, человеколюбивый, издревле по обычаю благодетельствует им, а они – беззаконники.
То есть не имейте пристрастия к Вавилон250, поскольку там оставались. Или, если не это, то как драконы, то есть страшные и ненавистные.
Иер. 50:12. «На благо» (Ἐπ’ ἀγαθὰ251), последняя.
От этого места говорит о последней (участи), потому что, истребляя их, победил всех, или потому что согрешил пред Богом; это видно особенно из пророчества, а потом из иудейского возвращения, потому что расположивши тех, которые взяли город, отпустить их с такою честью, Он дал и победу; всюду говорит, что Бог ее дает.
Иер. 50:16. От лица меча Еллинска.
Если бы не заблуждался, то не был бы взят: природную слабость укрепляла сила пастыря. Овцой был, но под (водительством) пастыря Бога; если бы остался послушной и покорной, не потерпел бы того, что потерпел; ведь не по слабости подвергся тому, что постигло, а потому что лишился пастырского попечения.
Иер. 50:17. Львове изнуриша е.
Смотри, как всюду указывает на усиление наказания.
Иер. 50:18. Сего ради тако глаголет.
Разве не имел надлежащего доказательства? Не слышал, что он говорил? Обьиму вселенную, яко гнездо и яко оставленная яйца возму (Ис. 10:14). Это произошло и получило конец. Видел, что Я того передал; тем более будь уверен относительно себя самого.
Иер. 50:20. Поищут.
Не сказал: поскольку исправился, а: поскольку Я оставил гнев. Не сказал, что будет (гнев), но не будет наказан, а – что он не явится. Так – грехи предали его, (а) не слабость.
Иер. 50:23. Камо сокрушися.
Видишь, как изобразил его силу, как – тяжкий удар? Затем всюду говорит, что противился Господу, согрешил (пред Ним); указывает и вид греха: как сделал, сделано будет и ему.
Иер. 50:29. Воздайте ему.
И (за) долготерпение, потому что пришло время его, так что (он) имел время и ничего не вышло.
Иер. 50:33. Тако глаголет Господь.
Не хотели отпустить их; или то говорит, что недобровольно отпустили тех, которыми владели, а противились Богу, как египетский фараон.
Иер. 50:40. Якоже преврати.
Что значит не пребудет? Как это гипербола, так и то, когда говорит: как Я клялся о воде при Ное, (сказано; гиперболически. Затем постоянно употребляет те же слова; для чего? Так как то, что говорилось о взятии Вавилона, было невероятно и необычайно, то употребляет более краткий способ (изложения), усиленно изображая его взятие.
Иер. 50:41. Се людие идут от севера и язык велик, и царие мнози восстанут от конец земли, луки и «ручное оружие» (ἐγχειρίδιον) имуще.
То есть щит, это именно значит «ручное оружие» оттого, что в руке носится.
Иер. 50:44. Се яко лев изыдет от рыкания Иорданова на место Ефана.
Льву уподобил индийского (царя). От рыкания Иорданова на место Ефана (сказано), так как там обыкновенно живут львы. Эфан -(город) соседний с Иорданом.
* * *
Это объяснение относится, по-видимому, к 8-му ст.
В других греч. со., с которыми согласуется здесь Слав. В., вместо этого читается: ἐνετράπη ή τεκοῦσα ὐμὰς посрамися родившая вас.