Писание Священное
Заключающееся в Писании не без цели написано и не просто куча слов и предметов, собранная для развлечения слушающих, не какая-нибудь приманка для слуха, служащая только для забавы. Такова цель баснословий и тех эллинов, которые, не особенно заботясь об истине, очаровывают слух и сердце изяществом вымыслов и роскошью выражений. Но мы, тщательно извлекающие духовный смысл из каждой черты и буквы, совсем не согласны думать (это было бы и несправедливо), чтобы и самые малозначительные деяния без какой-либо цели были и писателями подробно описаны, и до нашего времени сохранены для памяти. Напротив, цель их – служить памятниками и уроками, как судить в подобных обстоятельствах, если таковые встретятся, чтобы мы, следуя этим примерам, как некоторым правилам и предначертанным образцам, могли одного избегать, а другое избирать (1).
* * *
Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например, говорит море то и то (Ис. 23, 4), и бездна говорит: не во мне она (Иов 28, 14); также небеса представлены проповедующими славу Божию (Пс. 18, 2), и мечу повелевается нечто (см. Зах. 13, 7), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния (см. Пс. 113, 6) (1).
* * *
В наших Писаниях двоякий есть смысл: один внутренний – досточтимого Духа, а другой внешний; оба же Божественного начертания. И один внятен немногим, а другой многим по той, думаю, причине, чтобы преимущество имели мудрые или чтобы с трудом приобретаемое тверже соблюдалось, ибо что скоро приобретается, то непрочно. Впрочем, в наших Писаниях тело и само светло, и облекает собою боговидную душу, это двойная одежда – багряница, просвечивающая нежной сребровидностью. Но у нас ничего нет срамного, что закрывало бы собою Бога (2).
* * *
Займи его (ум) богодухновенными Писаниями, собирая великое богатство двух Заветов: одного Ветхого и другого всегда Нового, ибо Завет, написанный после первого, есть Новый и не будет иметь по себе третьего. Охотно посвяти им все свое внимание; из них научишься, как образовать в себе добрые нравы, как чествовать Единого истинного Бога, Который есть вечная единица и Троица, Отец с Сыном и со Пресвятым Духом, Троица, раздельная в Лицах, Единица естеством. Поэтому не сливай ипостасей численно – и обратно, поклоняясь Богу, не рассекай естества. Одна Троица, один Бог Вседержитель. Такова преутонченная тайна благочестия (2)!
* * *
Если Писания представляют столько опор, то самая мудрая мысль – увлекшимся в худое в них же (в Писаниях) искать убежища от всякого суетного учения (2).