Источник

Глава 9

Ос.9:1. Не радуйся Исраилю, ни веселися якоже людие, понеже соблудил еси от Господа Бога Твоего.

Тебе не прилично радоваться, подобно другим народам. Те не прияли никакого учения от Пророков; а ты, непрестанно пользуясь сими учениями, не приобрел оттого никакой пользы; напротив того начатки подаваемых тебе Мною благ приносил в дар демонам. Сие-то выразил Бог, сказав:

Возлюбил еси даяния на всяком гумне пшеницы.

Ос.9:2. Гумно и точило не позна их, и вино солга им;

потому что лишу вас благ, обыкновенно Мною подаваемых.

Ос.9:3. Не вселишася на земли Господни;

потому что проводили жизнь не как на земле, посвященной Богу, жили же беззаконно.

Вселися Ефрем во Египте:

подражал египетскому образу жизни.

И во Ассириях снедят нечистая.

Поскольку и в земле обетованной возлюбили беззаконие; то беззаконно будут жить в стране Ассирийской.

Ос.9:4. Не возлияша Господеви вина, и не усладишася Ему.

Вознерадели о служении Богу, и притом прилагали великое попечение об идолах.

Требы их яко хлеб жалости им: вси ядущии тыя осквернятся.

Как хлеб, предлагаемый плачущим, и в самих плачущих, по причине их плача, возбуждает скорбь, и неприятен разделяющим с ними трапезу, по причине участия их в плаче; и принуждаемых вкусить беспокоит мысль, что вкусят с ним нечто оскверняющее: так жертвы их исполнены всякой мерзости.

Понеже хлебы их душ их, не внидут в дом Господень;

потому что приносимого не с искренним расположением не приемлет праведный Судия, как и жертвы Каиновой; почему и взывает устами Пророка Исаии: «аще принесете Ми семидал, всуе: кадило, мерзость Ми есть» (Ис.1:13); и устами Пророка Малахии: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших» (Мал.1:10). Потом упоминает о скорбях, какие постигнут их во время плена.

Ос.9:5. Что сотворите во днех торжества, и в день праздника Господня?

Принужденные рабствовать и жить по иным законам, не будете иметь возможности совершать Владычние праздники по законоположению Моисееву. Потом извещает, что побегут в Египет, будут переходить то в тот, то в другой город, и издержат серебро свое, напрасно принося дары царю египетскому.

Ос.9:6. Терние найдут во дворех их,

то есть, не пожнут никакого полезного плода. И сим дает разуметь вредные последствия бегства в Египет. Таков же смысл изречения: «ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние» (Ис.5:2), то есть, не получил от него никакого полезного плода, а напротив того собрал одни худые плоды.

Ос.9:7. Придут дние воздаяния твоего, и озлобится Исраиль, якоже Пророк изумленный, человек духом носимый: от множества неправд твоих умножися изумление твое.

Когда примешь плоды своего беззакония (а время сие близко); тогда уподобишься лжепророку, которого смущает и носит туда и сюда живущий в нем дух. В такое же исступление ума придешь и ты; и неистовство сие произведено в тебе множеством беззаконий твоих.

Ос.9:8. Страж Ефрем с Богом, Пророк пругло строптиво на всех путех его.

Надлежит припомнить сказанное Иезекиилю; ибо и ему изрек Бог: «стража дах тя дому Исраилеву» (Иез.3:17); а здесь говорит всему народу: как бы неким стражем и Пророком Божиим соделал я тебя для соседних народов, чтобы, видя промышление Мое о тебе и житие твое согласное с законом, и они приобрели о, Мне ведение. Но ты поступал совершенно напротив: сталь для них «пруглом строптивым», злочестием своим увеличив в них усердие к идолам. Ибо не только в других городах воздвиг ты идолам алтари и капища, но и в посвященном Мне храме поставил идольские кумиры. Сие-то изрекает Бог:

Изумление в дому Божии утвердиша.

Ос.9:9. Растлешася по днем холма.

С тех пор, как стали уважать холмы, и возлюбили приносимые там жертвы, не здравыми соделались их помыслы. Но в скором времени понесут за сие наказание. Потом напоминает о добродетели отцов, возбуждая их тем к соревнованию.

Ос.9:10. Яко же грезн в пустыни обретох Исраиля, и яко стража на смоковнице ранняго увидех отцы их: тии же внидоша к Веелфегору, и отчуждишася на стыдение, и Быша возлюбленнии, яко же мерзостнии3.

Как иной, ежели в пустынной и вовсе лишенной растений земле найдет кисть винограда и раннюю смокву на смоковнице, срывает ее с великим удовольствием: так и Я, среди живущих в злочестии древле людей усмотрев добродетель Авраама, приял ее, составил завет с ним, и также с сыном его и с сыном сына его. Но произошедшие от них всего менее поревновали их добродетели; имея в свежей памяти Мои благодеяния, освобождение, избавление от рабства, всякого рода казни постигшие Египтян, необычайный переход чрез море и все прочее, чем наслаждались они, служению Мне предпочли служение Веелфегору, и приобрели от сего один стыд. И чрез сие-то древле «возлюбленные» сделались «мерзостными».

Ос.9:11. Ефрем яко птица отлете.

Так скоро переселены будут в чуждую землю; потому что не славу добродетели любят, но самою великою славою почитают многочадие.

Славы их от порождений и болезней и от зачатий.

Ос.9:12. Темже аще и воскормят чада своя, безчадны будут от человек: понеже и люте им есть, зане оставих я.

Напрасно величаетесь многочадием, нападет на вас враг, и соделает лишенными чад, потому что лишились вы Моего о вас промышления. К сему присовокупляет:

Плоть моя от них, Ефрем.

Впрочем, не подвергнетесь вовсе конечной погибели, пока не восприму от вас плоти. Сему яснее научает нас Богомудрый Павел, говоря: «не от Ангел бо приемлет, но от семене Авраамова приемлет» (Евр.2:16); и еще: «Аврааму речени Быша обеты и семени его: не глаголет же и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» (Гал.3:16); и в другом месте: от «нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» (Рим.9:5). И множество подобных мест можно найти в божественном писании. Посему говорит Бог: поскольку плоть Моя, которую восприму на Себя, заимствуется от них; то не вовсе оставлю их, пока не восприиму сию плоть, и не изберу послушных Моему призванию. Сие же взывает и устами Пророка Исаии: «имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение Господне есть в нем, тако сотворю Служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради Его. И изведу из Иакова семя, и из Иуды, и наследят гору святую Мою» (Ис.65:8–9, 12); и несколько ниже: вас же, оставивших Господа, «предам под меч». Так предсказав избиение чад, показывает справедливость наказания. Ибо говорит:

Ос.9:13. Ефрем, в ловитву предоставил чада своя, и извел на заколение.

Продолжает приносить их в жертву идолам. За сие-то рожденных уже детей предам закланию, а мужей и жен соделаю неплодными. Сие выразил Пророк, сказав:

Ос.9:14. Даждь им Господи: что даси им? Утробу неплодящую, и сосцы сухи.

Поскольку худо поступали с данными им чадами, то прекращу беззаконие безчадием. Потом, упомянув о Галгалах, о совершаемом там нечестии, и о беззаконии князей их, Пророк присовокупил:

Ос.9:16. Поболе Ефрем: корение его изсхоша, плода ксему да не принесет: понеже аше и породят, побию вожделенная утроба их.

Ос.9:17. Отринет я Бог, яко не послушаша Его, и будут заблуждающии во языцех.

Корнем Пророк назвал царское достоинство, которое с корнем исторг Салманассар, разорив Самарию. По взятии сего города десять колен не имели уже царя. Сказанное же: «будут заблуждающии со языцех» явно означает их рассеяние.

* * *

3

У семидесяти читается: «быша мерзостнии, якоже возлюблении».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Комментарии для сайта Cackle