Глава 10
Ос.10:1. Виноград благолозен Исраиль, плод обилен его.
Многие Пророки придавали ему сие наименование; так Исаия взывает: «виноград Господа Саваофа, дом Исраилев есть» (Ис.5:7). И прежде него Давид сказал: «виноград из Египта пренесл еси» (Пс.79:9). И устами Иеремии глаголет Бог: «Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен» (Иер.2:21). И Господь сказует в Евангелии: «человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отъиде» (Лк.20:9). Посему и здесь называет Израиля виноградом благолозным, и плод его обильным, не но благочестию и другим добродетелям, но по множеству чад; и сие выразил, сказав:
По множеству плодов его умножи требища,
то есть, размножившись и сделавшись многочисленными, стали повсюду созидать требища идолам.
По благотам земли его возгради капища.
Возгордившись Моими благами, воздвигли памятники идолам.
Ос.10:2. Разделиша сердца своя;
потому что и к ним не хранили усердия, но чествовали то одного, то другого идола. А Я, и их предам убиению и рабству, и идолов обращу в ничто. Потом Пророк научает их, в каких словах надлежит им приносить покаяние.
Ос.10:3. Ныне рекут: несть царя в нас, яко небояхомся Господа: царь же что сотворит нам?
Ос.10:4. Глаголяй словеса извинения ложная, завещает завет.
Никакой помощи не получили мы от царя, и нам должно было возложить упование на Бога, всячески о нас промышляющего, а мы понадеялись на человека, который не говорит правды, но непрестанно вымышляет предлоги, и заключает договоры то с теми, то с другими. Но понесете наказание за сие беззаконие, говорит Бог.
Прозябнет суд аки троскот на лядине.
Как пырей свободно растет на невозделанной земле, которую не тревожит заступ и не разрывает плуг: так удобно и вас постигнет насланное Мною наказание.
Ос.10:5. У тельца дому Онова возобитают живущии в Самарии,
т.е. постоянно будут пред идолом, прося у него помощи.
Плакашася людие его о нем: и якоже разгневаша его, порадуются о славе его, яко преселися от них.
Не только не получили от сего никакой помощи, но плачут и сетуют, видя его поверженным в безчестие. А потому
Ос.10:6. И связавше его, отведоша в дар, царю Иариму в дар.
Увидев его бессилие, перелили его, отнесли в дар царю египетскому, и просили царя быть им помощником; но и здесь не получили никакой помощи:
Ефрем, сказано, приимет стыд, усрамится о совете своем;
потому что неразумия исполнены совещания его; ему надлежало приступить к Богу, а он просит вспомоществования у идолов и у людей. Потом Пророк открывает, как царь самарийский, подобно «хврастию», уносимому сильною водою, обратится в ничто, как июльские алтари, послужившие к злочестию Израильтян, будут разрушены до основания, и места требищ зарастут тернием. После сего, желая показать великость бедствий, присовокупил:
Ос.10:8. И рекут к горам, падите на ны, и холмом, покрыйте ны.
Так велико будет бремя зол при нашествии врагов, что всякий пожелает лучше быть погребенным в расседшейся земле, или под внезапно падшими горами, нежели претерпеть сии бедствия. Потерпят же их в наказание за неистовую приверженность к идолам. Ибо с тех пор, как возлюбили проводить время на холмах и при созданных там жертвенниках, отступили они от служения Мне; впрочем и там не будет их более.
Ос.10:9. Рать, на чада неправды
Ос.10:10. Прииде наказанти их: по желанию Моему, и соберутся людие на ня, внегда наказатися им во двою неправдах своих.
Двумя неправдами называет Бог во-первых то, что оставили Бога, а во-вторых то, что не сущее предпочли Сущему. Ибо сие дает видеть и у Иеремии; сказано: «два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и идоша, ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер.2:13).
Ос.10:11. Ефрем юница наученая, еже любити прение.
Уподобился юнице, которая не дается налагающему на нее ярмо, и усиливается сбросить с себя оное.
Аз же найду на доброту выи ея,
Однако же смирю горделивую ее выю.
Наступлю на Ефрема.
Воссяду на него, и научу ходить благочинно.
Умолчу о Иуде.
Не предам пока его Ассириянам, но истреблю Сеннахиримову силу; потому что
укрупися себе Иаков:
Иуда показывает еще в себе добродетель Иакова, потому и пользуется Моим о нем промышлением. А сим дает разуметь добродетель Езекии, за которую весь народ пользовался Божиею помощью. После сего Пророк снова обращается к увещанию, и говорит: поскольку Иуда, показывая в себе отеческую добродетель, преодолевает врагов; то и вы
Ос.10:12. Сейте себе в правду, соберите плод живота;
потому что для вас самих, а не для Бога, посеваемое сеется, и пожинаемое возрастает.
Просветите себе свет ведения.
Ибо сперва надлежит позаботиться о других добродетелях, а потом смело приступать к ведению божественного.
Дондеже время, взыщите Господа, Дóндеже приидут вам жита правды.
Подобно сему сказанное у Давида: «предварим лице Его во исповедании» (Пс.94:2). Пока продолжается Его долготерпение, покажешь в себе перемену на лучшее, чтобы пожать плод правды.
Ос.10:13. Вскую премолчасте нечестие, и плод его объимасте?
Впавши в нечестие, должно было вам язвы сии исцелить врачествами покаяния, и не умалчивать, но исповедовать, что сделано вами худого.
Изъядосте плод лжив, яко уповал есина колесницы твои, во множестве силы твоея.
Лживою снедью называет суетную надежду; потому что, понадеявшись на многолюдство и на колесницы, Израиль не получил от того никакой пользы.
Ос.10:14. И возстанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут.
И многолюдство не принесет тебе пользы, и ограды не доставят безопасности.
Якоже погибе князь Саламан от дому Арбеилова4, во дни ратны матерь о чада разбиша,
Ос.10:15. Тако сотворю вам, доме Исраилев, от лица злобы вашей.
Иные говорят, что сказано это об одном князе, который в то время поступил так, и пострадал за сие. Но по-моему мнению изречено сие о князе мадиамском, которого взял в плен и умертвил Гедеон; потому что божественное писание обвиняет его в жестокости. О нем же упоминает и блаженный Давид, говоря: «положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана» (Пс.82:12). Поэтому и Пророк говорит: как Салман подвергся конечной гибели; потому что «во дни ратны матерь о чады» разбивал: «тако сотворю и вам, доме Исраилев, от лица злобы вашей».
* * *
По переводу семидесяти: «от дому Иеровоамля».