Источник

Глава 11

Ос.11:1. Заутра отвергошася.

Когда ожидали, что от Египтян явится им помощь, как утро пребывающим во тьме; тогда отведены были в плен.

Как утро отвержеся царь Исраилев.

Сим Пророк давал разуметь внезапность конечной гибели, потому что утренний рассвет продолжается краткое время, а потом восходящее солнце производит день.

Понеже младенец Исраиль.

По неразумию и детскому рассудку терпят они это наказание, говорит Бог, Ибо Я воззвал их из Египта, и освободил от тяжкого рабства, они же, став неблагодарными, Мне предпочли служение идолам (они-то и называются здесь «Ваалимом»); не захотели познать Меня, Который связав их удерживал от бесчинного стремления, показывал отеческое сердоболие о народе сем, употреблял все способы к уврачеванию его, и неоднократно избавлял от всяких разорений, какими угрожали нападающие на них, как бы узами какими привязан к ним любовью, по которой и до ныне еще прилагаю попечение о них, и делаю им сии вразумления, поступая подобно тому, как иной ударяет по ланите проступившегося сына. Между тем Мне достаточно воззреть только гневно на сей народ, чтобы вовсе истребить его. Ибо сию мысль выразил Бог.

Ос.11:4. Воззрю к нему, и премогу ему.

Ос.11:5. Вселися Ефрем во Египет, Ассур же царь его.

Не избежит владычества ассирийского, хотя и тысячу раз будет спасаться бегством в Египет. Причина же бедствий его в следующем.

Яко не восхоте возвратитися.

Посему-то, при всем многолюдстве, при всем вооружении, не окажет никакого мужества, но пожнет плоды худых совещаний, и будет в дали от земли своей; потому что все драгоценности передам противникам и непрестанно буду смирять его. Устрашив сими бедствиями, снова изрекает слова человеколюбия, самым разнообразием беседы благоустрояя их пользу.

Ос.11:8. Что тя устрою Ефреме?

Как поступить Мне с тобою, Ефрем?

Защищу ли тя Исраилю? что тя положу?

Готов защищать тебя, но не дозволяют Мне злочестивые дела твои. Посему

якоже Адаму устрою тя, и якоже Севоим.

Города сии сожжены были вместе с Содомом и Гоморрою. Но едва произнесши о них приговор, отменяет определение по человеколюбию.

Превратися сердце Мое в нем, сметеся раскаяние Мое.

Ос.11:9. Не сотворю по гневу ярости Моея: не оставлю еже потребитися Ефремови.

Бог уподобляется отцу и матери, которые естественно приходят в смущение, и не могут долго отвращаться от детей. Изрекает же сие не потому, что иногда хочет чего-нибудь, а потом изменяет хотение, напротив того претворяет слово Свое и в гневное и в человеколюбивое, и в грозное и в милостивое, одним устрашая, другим привлекая к Себе. Сие человеколюбие Его воспевает и блаженный Давид «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» (Пс.102:13). И устами Исаии говорит сам Бог: «еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе», изрек Святый (Ис.49:15). Посему и здесь говорит: «превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое».

Не сотворю по гневу ярости Моея: не оставлю еже потребитися Ефремови: зане Бог Аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град.

Не человеку подобно гневаюсь Я, говорит Бог, и не могу долго помнить зла; потому что Я Бог святый, и окружающем тебя видимый, и превысший всего земного; непринужденный обитать, как люди, на одном месте, но повсюду сущий и ко всякому близкий. Посему, пользуясь стольким человеколюбием, продолжает Пророк,

Ос.11:10. В след Господа ходите,

непрестанно Ему последуя, и исполняя все повеленное.

Яко лев возревет, и ужаснутся чада вод.

Как рыкающий лев приводит в страх приблизившихся и услышавших рыкание его животных: так если Бог всяческих восхочет отмстить за вас, страх объимет противников, как рыб, которые не могут снести и малого шума, но скрываются в водах. Ибо чадами вод назвал рыб, которые в водах находят удобство для жизни. А таким образом, когда враги по воле Божией будут сокрушены;

Ос.11:11. Приидут яко птица из Египта, и яко голубь от земли Ассирски: и возставлю я в домех их, глаголет Господь.

Как другие птицы, а преимущественно голуби, способные летать и на крыльях далеко переноситься, удобно возвращаются в гнезда свои, так и вас, – одних из Египта, других из Ассирии, со всем удобством возвратит, и соделает, что снова поселитесь на родной земле. А сим означает возвращение, бывшее при Зоровавеле. Ибо, когда одни по указу персидского Кира возвратились из Вавилона, и вновь застроили Иерусалим, тогда и живущие в Египте смело стали возвращаться.

Ос.11:12. Обыде Мя лжею Ефрем, и нечестием дом Исраилев, и Иуда.

Такового промышления удостаиваю Я их, говорит Бог; они же воздают Мне, противное, служению Мне предпочитая ложное и нечестивое служение,

Ныне позна я Бог, и людие святи прозвашася Богови.

Впрочем, хотя вы и таковы, буду удостоивать вас Своего попечения, и сделаю, что наречетесь народом, посвященным Богу всяческих.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Комментарии для сайта Cackle