Глава 2

Авв.2:1. На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне и что отвещаю во обличение мое.

В этих словах раскрывается нам пророческая тайна. Обыкновенно святые, если они хотят узнать что-нибудь от Бога и получить откровение о будущем, стараются как можно больше удалить свой ум от развлечений и забот, и всякого житейского попечения и, таким образом, имея и сохраняя его свободным и спокойным, восходят тогда как бы на некоторый холм, на стражу и скалу, для созерцания того, что хочет открыть им Господь знаний; ибо все низкое и презренное в мыслях отвратительно Ему; ищет же сердец способных возлететь на высоту и подняться над земными делами и привременными делами; ибо написано: «яко Божии державнии земли зело вознесошася» (Пс.46:10). И опять: «птенцы... суповы (коршуна) высоко парят» (Иов.5:7); ибо ум святых очень возвышается над тленным и земными делами. Посему "стану, – говорит, – на стражи моей», то есть упражнением и подвигом приобрету себе трезвенность, опять почищу ум, освобожу его от мирской заботы, поднимусь как бы на камень, то есть к некоторой непоколебимости возвышенному постоянству мыслей. Находясь там, как бы с вершины горы буду созерцать умом, какие могут быть ко мне слова от Бога, и что сам я буду говорить, если Бог восхочет обличить меня за то, что я неосмотрительно сказал: «вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго?» (Авв.1:13).

Авв.2:2–3. И отвеща Господь ко мне и рече: впиши видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй ея. Зане еще видение на время, и просияет в конец, а не вотще.

Повелевает придать письмени видение или откровение будущих событий, ибо это одно из самых достойных внимания и по преимуществу удивительных дел. Отмеченное письменами обыкновенно пользуется почти всегда продолжительной и вечной памятью. Итак, запиши, пророк, говорит, видение, чтобы будущие поколения знали предвозвещенное и, встречаясь с твоими словами, старались постигнуть их, то есть пожелали уразуметь заключающийся в них смысл и таким образом уверовали, что предсказание непременно исполнится; ибо «видение на время», то есть отсрочено и задержано, и пройдет не много времени между ним и его исполнением. Оно исполнится в действительности, а не останется вотще; ибо Истина никогда не может сказать лжи, и ничто из сказанного ими не может быть тщетным и суетным.

Авв.2:3–4. Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит. Аще усумнится, не благоволит душа моя в нем: праведник же... от веры жив будет.

Никого не называя ясно по имени, «потерплю, – говорит, – ему», то есть, ожидай и медлящего и имей на него надежду не шаткую, но твердую и непоколебимую, хотя бы и могло случиться некоторое замедление. Итак, Бог всяческих, кажется, внушил пророку и таинственно открыл, что непременно придет Предвозвещенный, и повелел терпеливо ожидать его в продолжении времени промедления, как я только что сказал об этом. Если бы со стороны уверовавшего обнаружились страх и малодушие, то я, говорит, не благоволил бы в нем, видя в нем преданность порокам душевным; такому Я не дам прощения, напротив, признаю его неверующим; а кто свидетельствует об истине Моих слов, тот получит участие в жизни, и это послужит наградой и прекрасным выражением благоволения. Что же касается исторического повествования, то это был Кир, сын Камбиза, о котором говорит: «аще умедлит, потерпи ему»; ибо он несомненно взял Вавилон, вместе с ним опустошивши и другие города.

Что же касается таинственного смысла значения и духовного изъяснения, то я сказал бы, что смысл этих слов по справедливости может быть отнесен к Спасителю всех нас Христу; ибо Он «Сый, и иже бе, и грядый» (Откр.1:8) и что предвозвестили о Нем пророки, то некогда и исполнится. А что пришедши Он разрушит державу дьявола, и нечестивое и нечистое множество демонов лишит владычества над нами, – об этом ясно предвозвестило Священное Писание, и самое наступление событий будет свидетелем сего. Впрочем – «предсказание на время»; ибо в последние времена настоящего века воссиял Единородный, и кто удалился от Него и безумно отверг веру в Него, тот оскорбил Бога и лишился участия в благах небесных, и подвергся исключению из общества святых, по слову пророка, «яко дивия мирика в пустыни и не узрит, егда приидут благая» (Иер.17:6). Победивший же в себе леность и уныние и поселивший в уме своем и сердце любовь и веру, получает за такое настроение души прекрасное вознаграждение – нескончаемую жизнь и отпущение грехов, и освящение Духом; ибо мы оправданы «не от дел закона», – по написанному (Гал.2:16), напротив, верою во Христа, «закон гнев соделовает» (Рим.4:15), а благодать, разрешающая от грехов, отвращает гнев.

Авв.2:5. Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает.

Возвестив, что предвозвещенный придет некогда, чтобы уничтожить скорби и избавить сокрушенных от всякого несчастья, наконец напоминает об опустошителе и совершившем всякий вид бесчеловечия и зверской жестокости. Этими словами указывается в историческом отношении нечистый и богопротивный Навуходоносор, в духовном же – опять сатана. Называет его презорливым, обидливым и надменным, и весьма справедливо. Сущность дела не изменяется, – относить ли смысл этих слов к самому сатане или разуметь мужа вавилонского. «Презорливым» называет его или за его самонадеянность, или за чванство, а «обидливым» и «величавым» за то, что он вследствие великой надменности и пустой спеси, так сказать, никак не хочет допустить мысли о несравненном превосходстве всемогущего Бога. Такой «ничтоже скончает», говорит; ибо у него никогда конец дел не будет соответствовать его замыслам; не всегда он будет роскошествовать, расширять власть свою и пользоваться блистательной славой. Истинно сказал Псалмопевец блаженный Давид: «видех нечестиваго превозносящася, высящася яко кедры ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс.36:35–36); ибо гордость непременно приводит к унижению, напротив, скромность увенчивается высшими почестями. В этом удостоверяет ученик Спасителя, написавший и сказавший: «да хвалится же брат смиренный в высоте своей: богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимо идет» (Иак.1:9–10).

Авв.2:5. Иже расшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки и приимет к себе вся люди.

С пророком соглашается и Бог, и показывает истину его, подтверждая своими словами истину обвинений как против дьявола, так и против Навуходоносора. Пророк говорил: «скончание удою восхити и привлече его мрежею» и далее; Бог же всяческих, еще больше возвышая и точнее обозначая вины их, наконец уподобляет их аду и смерти; ибо ненасытны смерть и ад. Справедливо, что по воле вавилонянина подчинены были его власти все народы. Можно думать не без основания, что и честолюбие персидское было причиной таких бедствий; ибо мала казалась им поднебесная и не довольствовались они рабством всех племен человеческих.

Может быть подразумеваем и сам изобретатель греха, то есть сатана, старающийся подчинить себе, так сказать, всю землю, и подобно аду проглатывающий погибающих от его злобы. Так и сам он негде сказал: «и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет» (Ис.10:14); ибо это зверь ненасытный и неукротимый, и исполненный надменности, поистине отвратительный и человеконенавистный.

Авв.2:6. Не сия ли вся на него притчу приимут и гадание в повесть его? и рекут: горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце.

Что владычество его не непоколебимо, и что не всегда он будет увеселяться множеством собранных (под его власть), но что он непременно лишится власти и славы, и падение его послужит предметом песней, – на это он ясно указал, говоря: «приимут притчу на него», как бы сделают его предметом предположений и народной поговорки, и он будет на языке у многих. Итак, кто же это? «Горе умножающему себе не сущая его и отягчающему узу свою тяжце», то есть, делающему все тяжелее и тяжелее для себя наказание за свое нечестие, погубляющему народы, захватившему в свою власть целые страны, постоянно вторгающемуся в то, что ему совсем не принадлежит, и насилием подчиняющему своей власти, и имеющему под своим начальством бесчисленные народы. В середине же этих слов возгласил: «доколе»?» – показывая тем ненасытность властолюбия, необузданность, жестокость и ненависть к ограничению притеснений. Итак, тираны вавилонские ненасытны, страшны своей жестокостью и наглы в совершении всего постыднейшего.

То же делает и сатана, всегда собирая «не своя», и уготовляет себе тягчайшее наказание. Негде сказано ему: «якоже риза во крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю мою погубил еси, и люди моя избил еси: не пребудеши в вечное время» (Ис.14:20). Каких народов не погубил он или какие племена пощадил он? Какого самого ненавистного дела не совершил он нагло? Итак, по справедливости его постигнет горе и будет притчей, после того как уничтожена будет его власть и прекращена будет его тирания над всеми. И на это опять нам указывает мудрый Иеремия, говоря о нем: «возгласи рябь (куропатка), собра, ихже не роди, творяй богатство свое не с судом, в преполовении дний своих оставит е и на последок свой будет безумен» (Иер.17:11). Это: «будет» и исполнилось в действительности. Вавилонянин взял Иудею и Самарию и, опустошив вместе с нею другие страны, увел жителей в свою землю. Когда же персы и мидяне под предводительством Кира победили вавилонян, то собранные народы возвратились назад, как бы улетели домой, освободившись от уз плена. Неверующие из язычников удалились от идолослужения, под влиянием учителя своего, – и древле вопиявшего и звавшего к себе оставив одиноким, устремились ко Христу; ибо тот собрал «не сущая его», Христос же принял «сущая его»; ибо Он как Бог есть Господь всяческих.

Авв.2:7. Яко внезапу востанут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им.

Говорит, что неожиданно восстанут угрызающие его и военными нападениями разоряющие страну его. Это были Кир и его воины персы и мидяне, и еламиты, которые, как бы стряхнув сон с очей своих и отрезвившись как бы от опьянения, с трудом освободятся от прежнего страха, и, предприняв войну против него, мужественно устремятся на него. Потом после многообразных военных совещаний легко победят, унося с собой богатства халдеев и расхищая страну вавилонскую. То же самое, как увидим, потерпел и преступный сатана. Он собрал к себе все народы, расширяя сеть многобожного заблуждения и привязывая путами греха. Но восстали угрызающие его, то есть проповедники евангельских учений, как зубами терзающих тело его, то есть имеющих одинаковый с ним образ мыслей и чувств; ибо как «прилепляяся... Господеви един дух есть с Господем» (1Кор.6:17), так и соединяющийся с дьяволом есть одно тело с ним. Итак, ободрятся злоумышляющие против него, так как уразумев, что он покорен наконец под ноги святых, потому что Христос ясно говорит: «се даю вам власть наступати на змию и скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19), они будут расхищать единомысленных с тем и легко приводить их к познанию истины, научая их, кто есть действительный и истинный Бог, и изъясняя им тайну Христа, Который оказывается первым, начавшим расхищать его. Поэтому надобно послушать, что Он говорит: «или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда расхитит сосуды его" (Мф.12:29). Как только Он родился от святой Девы, Он начал расхищать сосуды его; ибо пришли с востока волхвы, глаголюще: «где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему» (Мф.2:2). И они поклонились Ему и почтили Его дарами, и сделались начатками наследия народов. Будучи сосудами дьявольскими и по преимуществу почетнейшими из всех других членов его, они обратились ко Христу. А что Он будет расхищать сосуды крепкого, об этом прикровенно предвозвестил и пророк Исаия; о нем же опять он так сказал: «зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским» (Ис.8:4). Мне кажется, что смысл сих слов намекает на одно из исторических событий. Самария опустошены была царем и властелином ассирийским; но в них несколько открывается и духовная тайна, ибо пророческое слово возвестило нам, что могущество Спасителя победит опустошивших народ Его.

Авв.2:8. Понеже ты пленил еси страны многи, пленят тя вси оставшии людие крове ради человечи и нечестия земли и града и всех живущих на ней.

Эти слова будут истинны, если их разуметь в отношении и к этому, и другому, ибо вавилонянин разорил многие народы, и сатана сделал то же самое. Поэтому они подверглись одинаковому наказанию: Киром сокрушено могущество халдеев, святыми – могущество сатаны. У обоих одинаковы вины, родственны преступления, сродна необузданность и жестокость во всем; ибо истребляли страны и города, один в чувственном смысле, другой – в духовном, один острым оружием, другой – грехом. Посему прекрасно говорит: «пленят его оставшии». Когда вавилонянин истребил всех, то, говорит, те, которые смогли убежать от него, сделаются самыми враждебными к нему и, будучи в небольшом числе легко одолеют его, потому что Бог дарует им победу и посылает им силу все совершить. Но не будет противоречия истине, если отнесем это и к самому врагу всех, говорю, сатане; ибо всех жителей земли он пленил и опустошил, и связал узами греха. Но и сам он расхищен был «оставшими людьми», то есть оправданными чрез Христа верой и освященным Духом; ибо спасен был останок Израиля (Рим.11:5). Из них божественные ученики сделались начатком, расхитивших беззаконника; а после них и теперь еще расхищают вожди народов и право правящие Слово истины и ведущие своих подчиненных путем благочестия.

Авв.2:9–10. Горе лихоимствующим лихоимство злое дому своему, еже учинити на высоте гнездо свое, еже исторгнути от рук злых. Умыслил еси стыдение дому своему, скончал еси люди многи, и согреши душа твоя.

Речь опять направлена против вавилонянина, желающего укрепить государство свое посредством притеснения всех, воздвигающего высоко дом свой и привыкшего украшать его излишеством чрезмерным и укреплять сильно, так чтобы успешно можно было избавлять его от бед, то есть всегда отклонять возможные напасти. Вавилоняне всегда заботились о том, чтобы охранять себя множеством союзников, иметь множество опытных в тактике людей и изучивших законы войны, так что они без труда могут предотвратить бедствия на нападающих на них. Но что это обратится для него в позор и стыд и надежда его рушится совсем, это показал, говоря: «умыслил еси стыдение дому своему», ибо «скончал еси», то есть, истребил «люди многи», подвергнув их всегубительству. Поскольку же «согреши душа твоя», то ты подвергнешься жестокому наказанию; некогда славный, на высоте устрояющий гнездо свое, ты неожиданно окажешься жалким, низверженным и под ногами врагов.

Эти слова в высшей степени применимы и к самому сатане, и к изобретателям ересей, которые увлекаемые любоначалием и желанием управлять многими «скончали люди многи», внесли в собственные дома поистине злое властительство, на высоте учиняли гнезда свои, говоря напыщенные пустые слова и изрыгая против божественной славы нечто такое, что может излиться только с их языков и из их умов. Итак, «согрешиша души их». Они неистовствовали против самого Спасителя всех Христа, согрешая против братьев и «биюще их немощную совесть», по написанному (1Кор.8:12).

Авв.2:11. Зане камень из стены возопиет, и хрущ от древа возглаголет.

Божественное Писание часто усвояет бездушным и бесчувственным предметам членораздельную речь не в том смысле, чтобы они могли иногда говорить, но они как бы вопиют самими делами. Посему и блаженный Исаия говорит: «усрамися, Сидоне, рече море» (Ис.23:4), и Давид говорит: «небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь» (Пс.18:2); ибо чем самая тварь, как прекрасно сотворенная, возбуждает удивление, этим самым возвещает славу Сотворившего ее. Посему голоса могут быть в предметах, хотя бы и не было слов. Нечто подобное разумей и здесь; ибо говорит, что камень из стены и хрущ от древа возглаголет против вавилонянина. Каким же образом, об этом скажем. Вавилонянин, сделав нападение на города Иудеи и другие, предал пламени все жилища в них. Тогда по необходимости произошло то, что и камни разбились, и стены разрушились, а с ними вместе попадали и деревья, и кровля, вследствие большой ветхости имеющая маленьких жучков или моль. Посему, говорит, будет вопиять против его жестокости все ниспровергнутое им; а это были рассыпанные и лежащие посередине улиц камни и совсем обгорелые деревья, своим гниением свидетельствующие о древности городов. Итак, преступление вавилонянина состояло в том, что он сжег столь старые и весьма древние города, разрушил дома, истребив, очевидно, жителей их. Надобно заметить, что вместо выражения: «хрущ от древа» другие толкователи читали: «связь дерева».

Авв.2:12–13. У, люте созидающему град кровми и уготовляющему град неправдами. Не сия ли суть от Господа Вседержителя? и оскудеша людие мнози огнем, и язы́цы мнози изнемогоша.

Опять упрекает вавилонянина за то, что он возвышал свою славу и блеск своего государства не тем, чем должно, но старался совершать то, что меньше всего надлежало. Подобало ему быть знаменитым не тем, что он истребил многие народы, а напротив, гордиться иным украшением и оказаться блистающим славой справедливости. Но он, признав это делом бесполезным, созидал город «кровми» и «неправдами». А что государство халдеев было самым жестоким и, нападая зверски вообще на все города и страны, причинило им несказанные бедствия, это известно всем, читавшим божественное Писание. Но это не от Господа Вседержителя; ибо невозможно, никак невозможно говорить, что это дар Бога и что этим надобно гордиться. Итак, не будет утверждено, то есть не останется это без наказания; ибо чего не может одобрить божественный и чистый ум, то он непременно наказывает, как неправое. В самом деле, не отвратительно ли и не совершенно ли нечестиво – истреблять многих людей огнем и народы приводить в уныние, то есть предавать огню славные города вместе с их жителями, и страданиями приводить в отчаяние целые народы и их начальников? В том же не без основания можно обвинять и начальников иудейских, которые избили всех пророков. И они думали, что они немало принесут пользы Иерусалиму, созидая его на крови и притесняя всех. Так, одних они оскорбили, других убили, иных побили камнями, и в заключение всего к другим присовокупили и Сына, и благовидным предлогом к их безумию был закон; ибо они показывали вид, что они опечалены пренебрежением Христа к заповеди Моисея. Но что их ревность противна Богу и «не по разуму» (Рим.10:2), как пишет божественный Павел, это легко может показать нам пророк, говоря: «сия не от Господа Вседержителя». Посему они оскудели в серебре, пришли в уныние, когда война губила их. Ибо это случилось с народом иудейским, нагло поступившим с Сыном и, как я сказал, прежде Него умертвившим пророков.

Авв.2:14. Яко наполнится1 вся земля... славы Господни, якоже вода многа в мори покрыет я.

Божественное Писание часто подразделяет различия во временах и будущее изображает уже свершившимся. Это самое мы здесь и найдем; надобно сказать «наполнится», а сказано: «наполнися». Итак, когда над Вавилоном разразился гнев божественный, и все это сбылось над ним через Кира и его воинов, и прежде страшный, несокрушимый и всегда обнаруживавший тяжкую для других жестокость, напоследок оказался жалким и бессильным, и всячески опустошенным, и под ногами врагов; тогда-то, наконец, вся поднебесная уразумеет, как велика и какова божественная слава и наполнится ведения о ней. Ибо государство халдеев было так могущественно и так знаменито, и ужасно, и неодолимо потому, что Бог долго терпел и дозволил ему овладеть и самой Иудеей и разорить столь многие города. Когда же Бог определил подвергнуть его заслуженным им бедствиям, тогда-то оно было сокрушено и пало, и предано опустошению. Нечто подобное говорит и Иеремия: «како сокрушися и сотреся млать всея земли? како обратися в пустыню Вавилон во языцех? Взыдут на тя, и пленен будеши, и не познаеши, яко Вавилон еси: обретен и ят еси: понеже разгневал еси Господа. Отверзе Господь сокровища2 своя и изнесе сосуды гнева своего, яко дело есть Господу Вседержителю в земли Халдейстей: яко приидоша времена его» (Иер.50:23–26). Надобно заметить, что после разорения Иерусалима Христос переселился к язычникам, и наконец вся вселенная познала Бога и Отца, то есть самого как бы источника, напояющего землю; ибо подобно реке Христос разлился по ней, что Он древле и обещал, говоря устами пророка: «се, аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис.66:12). Когда же Израиль устроил в пустыне тельца и тем оскорбил Бога, тогда Он обетовал явление и изобилие благодати чрез Спасителя, говоря: «но живу аз, и присно живет имя мое и наполнит слава Господня всю землю» (Числ.14:21). Ибо все со Христом, Который есть слава Отца. Посему и говорил: «аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю» (Ин.17:4).

Авв.2:15–16. Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их. Сытость безчестия от славы испий.

Опять провозглашает горе Навуходоносору за его нечестивые дела, предвозвещая то, что он потерпит. А что удар будет исполнен горькой скорби, на это, по-видимому, указывает и тем, что называет «развращением мутным» сильную печаль или насилие, которыми как бы напояя забираемых в плен, он сделал то, что они казались мало отличающимися от пьющих вино и пьяных. Что же отсюда? Подобно отверзающему какую-нибудь пещеру, он делает ясными мысли каждого для всех других; ибо причиняя, как я сказал, горький позор знатнейшим из пленных, или может быть самим царям, он заставлял их самих плакать и как бы вследствие нестерпимого мучения обнаруживать сокровенные прежде малодушие или робость. Он был так жесток и бесчувственен, что между тем как надлежало скорбеть и жалеть их, он напротив, увеселялся их воплями и обращал их в предмет славы для своего владычества. Это, думаю, и означает выражение: «напоять ближняго своего развращением мутным, яко да взирает к пещерам их», то есть к сокровенному и находящемуся у кого-либо в тайне. Поскольку же с неудержимой яростью и без всякого милосердия подвергал невыносимым страданиям и малых, и великих, и знатных, и не знатных; то за это, говорит Господь всяческих, «сытость бесчестия от славы испий», то есть, ты был знаменит и славен, и для всех заметен, и известен по своей жестокости, но будешь, наконец, обесчещен и в наказание подвергнешься бесславию столь же великому, как велика была твоя слава.

Но если кому угодно, это самое, не противореча истине, можно сказать и о самых нечестивых фарисеях; ибо они напояли ближнего «развращением мутным», своим, говорим, учением, заповедями человеческими. Кроме того мы разумеем ярость против Христа и преступления необузданного языка; ибо Он призывал их к жизни, а они дошли до такого безумия, что говорили слушателям: «беса имать и неистов есть: что его послушаете?» (Ин.10:20) Делали это, отвергая спасительное слово, просвещающее ум, чтобы они могли взирать в пещеры свои, то есть в темные и мрачные, и мертвые наставления свои. Посему впали в «сытость безчестия» те, которые прежде были знамениты и пользовались немалой славой; ибо они были начальниками пастырей, были иереями и судьями.

То же слово можно относить и к изобретателям нечестивых учений, которые поистине напояют ближнего развращением мутным, вливая в души простодушных яд обмана, дабы они взирали в пещеры их, ибо ум их темен, исполнен обмана и поистине мрака дьявольского и, думаю, ничем не отличается от пещер, которые наполнены мертвыми телами, всяким зловонием и нечистотой.

Думаю, что для более основательного объяснения рассматриваемых слов нужно сказать и следующее. Евреи, утверждаясь на предании, говорят, что победивший Иудею и все другие страны Навуходоносор и уведший в свою землю вождей народов, по временам устраивал попойки. Потом, вводя сюда пленных и насильно напаивая их напитками, заставлял их плясать. Когда же они качались и падали, и иногда при этом обнажали сокровенные члены тела, он, насмехаясь над ними, находил в этом удовольствие и повод к шуткам. Они, говорят, благородно и названы пещерами. Объяснение это имеет некоторую вероятность, ибо другие толкователи читали вместо «пещер» – «обнажение», чтобы объясняемое место имело такой вид: «горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает на обнажение его»3.

Авв.2:16–17. И ты сердце, поколеблися и сотряснися: обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася безчестие на славу твою. Занеже нечестие Ливаново покрыет тя, и страсть зверей престрашит тя, крове ради человечи и нечестия земли и града и всех живущих на ней.

Душам надменных людей всегда как бы присуща и удивительно свойственна весьма значительная бесчувственность. И, кроме того, они воображают ненарушимо наслаждаться благополучием и усиленно отгоняют от себя мысль о том, что когда-нибудь состояние их дел изменится к худшему. Вот что устами Давида говорится как бы от лица людей, проводящих жизнь в наслаждениях и роскоши: «аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век» (Пс.29:7). Посему вавилонянина, страдавшего чрезвычайно большой надменностью и как бы бесчувственного и неумолимого, порицает, говоря: «и ты сердце, поколеблися», то есть, не думай, что твое благополучие непоколебимо; вспомни о том, что причиняет скорбь, помысли о том, что может случиться с тобой и внимай опыту, хотя бы ты до него, так сказать в отвлеченной мысли, не удостоил даже и допустить, что некогда и сам ты будешь в несчастии, и твое сердце подвергнется немалым оскорблениям. Итак, что же такое колеблет его и повергает в скорби? «Обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася безчестие на славу твою". Как ты сам напояешь ближнего «развращением мутным», таким же образом и ты подпадешь гневу божественному, будешь для всех отвратительным, презренным, жалким, отверженным и лишенным всецело той прежней славы. Называя десницу Господню чашей, блаженный пророк как бы убеждает подумать, что он не может не пить, когда Бог поднесет ее, но должен будет непременно подвергнуться Его гневу. Ведь если затворить против человека, то кто отверзет? по написанному (Ис.22:22), и как говорит пророк: «руку его высокую кто отвратит» (Ис.14:27)? А почему это случится с ним, объясняет, говоря: «зане нечестие Ливаново покрыет тя, и страсть зверей престрашит тя». Ливан же есть гора в Финикии, весьма известная, богатая деревьями и благоуханная, как производящая ладан. Иногда Священное Писание сравнивает с ней самого Израиля ради того, что он отличается многими священными главами, высоко поднимающимися и мудрствующими небесное, и украшенными красотой благочестия. Об этом упоминает и блаженный Давид, так говоря Богу: «кедры Ливанстии их же еси насадил: тамо птицы возгнездятся» (Пс.103:16–17). Каждый святой, как я сказал, подобно кедру, поднимается вверх, удаляется от мысли о презренном, то есть о земном, и для других служит святым покровом, принимая к себе подобно птичкам желающих научиться от него. Итак, поскольку халдей опустошил Иерусалим, поступил нечестиво и оскорбил Бога, предав пламени в городе божественный храм, и взял в добычу самые известные священные сосуды; то за это, говорит, «покрыет... его нечестие», совершенное против Ливана. Ливаном же, как я сказал, называет или Иудею, или Иерусалим; причем можно думать, что самый храм исполнен благоухания и украшен главами иерейскими как бы некоторыми кедрами. Каким же образом покрыет его нечестие Ливаново, пояснил, присовокупив: «страсть зверей престрашит тя». Кажется, здесь зверями называет сражавшихся вместе с Киром персов и мидян, как отличавшихся большой необузданностью и склонных к жестокости. А что Бог наказывает не напрасно, но налагает наказания, соответственные тому, что сделал, это показал сказав: «крове ради человечи и нечестия земли и града и всех живущих на ней».

Пусть выслушает и каждый из фарисеев, которые сделались виновниками и устроителями убийства Христа: «и ты сердце, поколеблися и сотряснися: обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася безчестие» на славу их. Постигший их гнев они пили как «чашу десницы Господни», совершенно лишились чести и всякой славы. Это за то, что они нечестиво поступили против Ливана. Под Ливаном же ты можешь разуметь церковь, истинно благоуханную, гору для всех видимую и повсюду весьма известную. Они же преследовали церковь после распятия Христа. Посему они и терпели страх от своих разорителей как от диких зверей за то, что они пролили много крови святых пророков и к этому прибавили и кровь уверовавших в Господа нашего Иисуса Христа, из которых первым был блаженный Стефан, явившийся как бы неким прекрасным первенцем и начатком.

Авв.2:18. Что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное, яко упова создавый на создание свое, сотворити кумиры немыя.

Порядок сказанного будет таков. «Что пользует, – говорит, – изваяное, яко изваяша е?» Какую пользу получает ваятель от своего изваяния, на которое он надеялся? Какая же здесь цель пророка, – об этом скажем по мере сил. Когда Кир и мидяне вторглись в Вавилон и наконец, война объявлена, тогда волхвы на помощь находившемуся в опасности городу призывали лжеименных богов, приносили не имеющим чувств жертвы и возлияния, возлагая всю надежду спасения на них. Но все это было ни что иное, как вздор, обман и обольщение, и пустой совет. Но взят и опустошен был тот город, который никогда не думал подвергнуться этому. Посему Бог всяческих посмеивается над соображениями преступных и над их упованием на бездушных: «что пользует, – говорит, – изваянное", – что есть не иное что, как ложный призрак, не имеющий в себе ничего истинного? Ибо как и на каком основании можно верить, что изваянным руками человеческими присуща всецело божественная сила? Итак, упование на них суетно и поистине смешно для людей, имеющих сильный и трезвый ум. Но, кажется, можно объяснить смысл рассматриваемых слов и иначе. Взявший города и разоривший, так сказать, все страны вавилонянин неудержимо и необузданно устремился (своими мыслями) в высоту, заболел гордостью и, жалкий, украшая свою голову славой божественной, делает из золота свое изображение, как написал об этом божественный пророк Даниил; потом приказал поклоняться ему, – и тем, которые отказались бы сделать это, назначена была в наказание смерть. Итак, какая же польза от этого, скажи, говорит. Ведь возмечтавший быть даже богом уже недалек был от самой жалкой участи и подвергся невыразимым бедствиям.

Авв.2:19–20. У, люте глаголющему ко древу: ободрися, востани, и камению, возвысися: и то есть мечтание, и сие есть скование злата и сребра, и всякаго духа несть в нем. Господь же во храме святем своем: да убоится от лица его вся земля.

Смысл изъясняемых слов опять сходит с тем, что я только что сказал. Справедливо скорбит о заблудившихся. Оставив единого и истинного Бога и удалившись с пути благоговения к Нему, они устремляются к погибели, глупо взывая к дереву: «ободрися, востани, и камению, возвысися». Когда кто-либо из заблудившихся испытывает страх (пред какой-либо опасностью), то обыкновенно приносят курения на жертвенниках, отворяют капища и взывают к бездушным идолам: помилуйте, спасите, возвысися и ты, камень, как бог защищающий почитающих твое могущество и поклоняющихся тебе. Итак, по справедливости горе тем, которые поклоняются сделанным из золота и серебра, не имеющим духа, и говорят им такие слова, которые прилично говорить Богу, обитающему на небе и имеющему Своим храмом вышний град, ибо Святый обитает во святых и водворяется в чтущих Его. Но святой пророк говорит нечто полезное и необходимое и для нас. Все здравомыслящие должны покланяться единому истинному Богу и всякий мудрый должен воздавать Ему почтение, Ему приносить моления, у Него искать спасения, Его исповедовать – Творца и Господа всяческих, Спасителя и Искупителя, всемогущего и святейшего, по Своему усмотрению изменяющего природу вещей и всем правящего по Своему хотению.

* * *

1

У св. Кирилла «наполнися», как и в Александр. кодексе и друг. Слав. следует чтению, имеющемуся в Ватиканском тексте, в Альдин. издании, в Комплютенской полиглотте и др.

2

У св. Кирилла «око свое».

3

Указываемое св. Кириллом чтение «наготу или обнажение его», находится у Акилы.

Комментарии для сайта Cackle