Глава 2
Авв.2:1. На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети что возглаголет во мне, и что отвещаю на обличение мое.
Сие подобно сказанному блаженным Давидом: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие, и разумею в последняя их (Псал. 72:16, 17). Ибо и здесь Пророк говорит: пребуду в том чине, в который возведен, и не оставлю твердыни. Но став на таком камне, на каком поставил Бог и великого Моисея, пророческими очами узрю решение изыскуемого. И из сего ясно дознаем, что таковые вопросы предлагались не божественным Пророком, но другими; потому что Пророк говорит:посмотрю еже видети, чтó возглаголет во мне Господь, и чтó отвещаю на обличение мое. Ибо надобно мне знать, какой ответ надлежит мне произнести желающим дознать от меня это.
Авв.2:2. И отвеща Господь ко мне, и рече: впиши видение, яви на дске, яко да постигнет читаяй я.
Авв.2:3. Зане еще видение на долгое время, и просияет в конец, а не вотще.
Не ныне только сомневающимся в этом изреки слова сии; но и тем, которые будут в последствии, передай письменный о сем памятник. Лучше же сказать, к будущим более, нежели к нынешним, относится то, что будет сказано; потому что, по истечении долгого времени, придет в исполнение пророчество сие. Потом Пророк советует ожидать конца, и не сомневаться по той причине, что до исполнения протечет много времени.
Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит.
Истинно слово предречения сего; посему не сомневайся, хотя и по прошествии многого времени не увидишь конца; потому что непременно совершится и не останется неисполнившимся.
Авв.2:4. Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем: праведник же Мой от веры жив будет.
Кто оказывает сомнение к предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и, сообразно с сею верою, проходит жизнь, тот пожнет плод жизни. Посему, зная это, с верою приими предвозвещаемое тебе о царе вавилонском. Потом Пророк описывает его гордыню и ненасытную любостяжательность.
Авв.2:5. Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает.
Посему знай: кто водится самомнением, высоко о себе думает, и пренебрегает Мое долготерпенье, тот не надолго воспользуется сим владычеством над другими.
Иже расшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки, и приимет к себе вся люди;
потому что, подобно аду и смерти, не сознает в себе сытости, и покоряя себе всех людей, не может удовлетворить своему пожеланию владычествовать.
Авв.2:6. Не сия ли вся на него притчу приимут, и гадание в повесть его? и рекут: горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце.
Всякий здравомыслящий ненасытность его сравнить с адом и смертью, но и оплачет его за то, что чужими бедствиями приумножает достояние свое, и не сознает в себе сытости, но обременяет подвластных оброком и данью; почему всякой скажет: долго ли не удовлетворяться твоей ненасытности? Но и невольно перестанет он делать неправду.
Авв.2:7. Яко внезапу востапут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им.
Авв.2:8. Понеже ты пленил еси страны многи, пленят тя вси оставшии людие.
Преоборов многих, низложен будешь немногими. Долгое время терпевшие твое мучительство, как бы восстав от сна, устроят твою погибель; понесешь наказание за тысячи убийств, за великое злочестие, за беззаконные поступки с городами, которые запустели, быв лишены тобою жителей.
Авв.2:9. Горе лихоимствуюшему лихоимство злое дому своему, еже учинити на высоте гнездо свое, еже исторгнути от руки злых.
Подлинно злосчастен, и трекратно злосчастен, кто желает большего, такими средствами покушается обогатить свой дом, и усиливается стать выше всех людей. Таковой потерпит вящщее падение, как с большей высоты низвергающийся в глубину.
Авв.2:10. Умыслил еси стыдение дому своему, скончил еси люди многи, и согреши душа твоя.
Тысячи зол причинив многим народам, душу свою пронзил ты грехами, и весь дом покрыл стыдом.
Авв.2:11. Зане камень из стены возопиет, и хрущ от древа возглаголет сия.
Не разумом только одаренные, но и неодушевленные и неразумные твари возопиют о твоем неразумии и неистовстве. Очевидно же, что о камне и хруще сказано для усиления речи; ибо и Господь сказал Иудеям о детях: аминь глаголю вам, аще сии умолчат, камение возопиет (Лук. 19, 40.). Вместо слова: хрущ Симмах употребил: древесная связь.
Авв.2:12. У, люте созидающему град кровьми, и уготовляющему град неправдами.
Авв.2:13. Не сия ли суть от Господа Вседержителя? и оскудеша людие мнози огнем, и язы́цы мнози изнемогоша.
Авв.2:14. Яко наполнится земля видения славы Господни, якоже вода многа покрыти моря.
Поистине слез и сетования достоин ты, неправедными убийствами распространивши царство свое, и не уразумевший, что Бог всяческих потребует отчета у поступающих противозаконно. А если бы приобрел ты это знание; то силы своей не употребил бы, как некоего огня против многих народов, подвергая их чрезмерным казням. И не думай, что приобретение ведения Божия трудно; напротив того знай, что весь человеческий род весьма скоро приимет сей луч, и озарится светом Боговедения так, что горькое море неверия покроется сладкими водами ведения.
Авв.2:15. Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их.
Авв.2:16. Сытость безчестия от славы испий и ты, поколеблися, и сотряснися.
Поскольку, отыскивая зарытые сокровища, как мутное некое питие, уготовлял ты другим казнь; то и сам прими питие, какое ты растворил, и, вкушая его, отложи прежнюю славу, облекшись же бесчестием, оплакивай внезапную превратность.
Обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася бесчестие на славу твою.
Праведное Божие наказание постигло тебя. Ибо чашею и вином Пророк называет наказание, как говорили мы многократно.
Авв.2:17. Зане же нечестие Ливаново покрыет тя, и страсть зверей престрашит тя, крове ради человечи и нечестия земли, и града, и всех живущих на ней.
Потерпишь наказание за то, на что отважился ты против Иерусалима (ибо Ливаном Пророк назвал Иерусалим). И как неким зверям предан будешь врагам, неся наказание за причиненное тобою всякого рода зло.
Авв.2:18. Что пользуешь изваяное, яко изваяше е? Создаша слияние, мечтание ложное, яко упова создавый на создание свое сотворити кумиры немыя.
Что несмысленнее сего – покланяться рукотворным идолам? видеть перед собою вещество и искусство, и по тупоумию воздавать им чествование, как богам?
Авв.2:19. У, люте глаголющему к древу: ободрися, востани: и камению: возвысися: и то есть мечтание, и сие есть скование злата и сребра, и всякаго духа несть в них.
Кто не будет по справедливости плакать о тех, которые соглашаются молиться богам, сделанным из золота и серебра? Они не стыдятся будить их, как сонных, и притом зная, что совершенно они неодушевленны и неспособны действовать видимыми у них орудиями чувств.
Авв.2:20. Господь же во храме святем Своем: да убоится от лица Его вся земля.
Ибо идолы немы и лишены всякой силы; а Владыке нашему, как бы неким храмом служит небо, и на земле в Иерусалиме есть у Него посвященное Ему место. И по всему справедливо, что от всей твари приемлет Он чествование. Очевидно же, что и сие изречено царю вавилонскому, который презрел Сущего Бога, и божественный храм Его предал огню, а чествовал всяким служением идолов, сооруженных рукою человеческою. Так блаженный Пророк, дав речи особенный образ и изложив ее в виде вопроса и ответа, недоумения и решения на то, что привело к недоумению, и, показав правдивость Божию и то, как наказывает Бог Иудеев чрез Вавилонян, а Вавилонян чрез другие народы, снова изменяет речь в песнопение и молитву, в виде молитвы предвозвещая опять будущее.