Источник

Глава 3

Авв.3:1. Господи услышах слух Твой, и убояхся.

Авв.3:2. Господи разумех дела Твоя, и ужасохся.

Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего опреде­ления; увидев, как всем, что ни делается, распо­ряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении.

Посреде двою животну познан будеши.

Это иными понимается различно. Одни под двумя жи­вотными разумели ангелов и человеков; другие же те – из бесплотных Сил, которые приближе­ны к Божией славе, – Херувимов и Серафимов; а некоторые – Иудеев и Вавилонян. Но мне ка­жется, что Пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия.

Внегда приближитися летом, познаешыся: внегда npиити времени, явишися.

Ибо с течением времени и явлением самых событий оказы­вается нелживость Твоих предречений.

Внегда смутитися души моей во гневе, ми­лость помянеши.

Когда и наказаниями смущаешь ду­ши людей, и тогда, водясь милостью, изменяешь опять бедственное их состояние.

Авв.3:3. Бог от Фемана приидет, и Святый из горы приосененныя чащи.

Слово Феман одни перевели: «лив», другие: «юг». Пророк же предрекает и предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, кото­рый лежит к югу, или ливу, от Иерусалима. А горою приосененною называет самый Иерусалим, обиловавший древле многоразличными дарованиями, осеняемый облаком и пребывавший под кровом Бога небесного.

Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля.

Сие изрек и блаженный Давид: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превы­ше небес (Псал. 8, 1). Ибо единородное Божие Сло­во вочеловечившись рассеяло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог -Творец неба, земли и всего.

Авв.3:4. И сияние Его яко свет будет;

потому что издал самый светлый луч, которым оза­рил вселенную.

рози в руках Его: и положи любовь державну крепости Своея.

Не только, распространив свет учения, показал тем истину, но и силою чудотворения всякий язык подвиг к уди­влению. Сделал же то и другое по великой лю­бви к естеству человеческому. И Сам Господь сказал это в священном евангелии: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою по­лагает за овцы (Иоан. 10, 11); и: больши сея любве никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13). А рогами Пророк назвал силу, потому что рога составляют оружие снабженных ими животных. Таков смысл сказанного блаженным Давидом: о Тебе враги наша избодем роги (Псал. 43, 6).

Авв.3:5. Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет в наказание1 при ногу Его.

Потому что делам предшествует слово, и, предрекая буду­щее, ведет оно за собою и события, весьма согласные со словами. Слово είς παιδείαν (в наказание), в некоторых списках имеет на конце букву ν, и дает видеть, что Бог всяческих к вразумлению и научению людей употребляет как слова, так и дела; а в некоторых списках слово сие не имеет на конце буквы ν, и означает, что с великим удобством, как на ристалищном поле, за пророчествами следуют согласные с ними события.

Авв.3:6. Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша язы́цы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествиями вечными Его.

Всем сказанным Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил Пророк словами: ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал зем­лю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устроения мира, исполнив же напоследок дней.

Авв.3:7. За труды, какие видел, селения Ефиопская убоятся, и кровы земли Мадиамския.

Но по спасительных страданиях увидел я падшими демо­нов, которые, по своему произволению уподобляя се­бя естественному цвету Ефиопов, обольщают души людей. Если же кому угодно разуметь сие и о людях, то не удалится он от цели божественного писания; потому что после спасительного креста и страдания и по воскресении Владычнем, божественный лик Апостолов, исполнившись духовной благо­дати, увидел и кровы мадиамския, и жилища эфиопские, и целую вселенную исполнил Боговидения.

Авв.3:8. Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость Твоя? или в мори устремле­нье Твое?

То есть, колебля землю и горы стирая с лица земли, ужели Ты, Владыка, гневаешься на все народы, и всем человекам готовишь ко­нечную гибель? Ибо реками и морем Пророк назвал народы.

Яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение.

Авв.3:9. Наляцая налячеши лук Твой на скиптры, глаголет Господь.

Но очевидно, что, промышляя о спасении человеческом, приял Ты сии страдания. Посему, как на неких конях восседая на священных Апостолах, всем верующим дарует спасение, а карательные орудия упо­требляет на прекословящих, между которыми первенствуют колена Израилевы; потому сии ко­лена назвал Пророк скиптрами. Сходно с сим и сказанное Господом в Дамаске Анании о блаженном Павле: иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царми, и сынми Израилевыми (Деян. 9, 15). А сие: наляцая налячеши лук Твой весьма согласно с тем, что сказано блаженным Давидом: наляцы, и успевай, и царствуй (Псал. 44:5); и чрез несколько слов: стрелы Твоя изощрены Силне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых (Пс.44:6).

Реками разсядется земля.

Как земледельцы, умудряясь для орошения земли, отводят реки в ископанные ими рвы, так и Ты, подобно неким рекам, разделишь божественных Апостолов и их последователей, и доставишь людям духовное орошение.

Авв.3:10. Узрят Тя, и поболят людие,

В сем заключается двоякий смысл. Уверовавшие, видя явленною силу Твою, возлюбят оную, и станут как бы болезновать, желая увидеть вечное цар­ство; одержимые же неверием ощутят болезни жены рождающей от зависти и ненависти к сла­ве Твоей.

расточая воды шествия его:

И это согласно со сказанным; потому что воды Божественного учения Своего чрез божественных Апостолов излиял на все народы.

даде бездна глас свой, высота привидения своя, воздвиже2.

Авв.3:11. Солнце и луна ста в чине своем:

Пророк продолжил иносказание, и соблюл последовательность представлений. Ибо, священных Апостолов нарекши реками, морем именует народы, погрязшие в горечи нечестия. Но как при впадении рек в море происходит великий шум от противоборства морских волн, препятствующих впадению, так, когда боже­ственные Апостолы, обходя народы, приносили спа­сительную проповедь, воздвигались против них волнения и мятежи у прекословивших им неверных и покушавшихся угасить пламень учения. И сие ясно показывает нам история Деяний. Ибо в Ефесе воздвиг против Апостолов мятеж среброковачь Димитрий (Деян. 19, 23–29). Другие же в Коринфе вопияли: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян. 17, 6); а в Иерусалиме Иудеи, подвигнув весь город на Богомудрого Павла, напоследок предали его Римлянам. Можно найти тысячи и других подобных примеров.

во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих.

Авв.3:12. Прещением ума лиши землю, и яростию низложиши языки.

И при сих восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит Пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним прещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однакоже пребудешь долготерпеливым. Будешь же оказывать сие долготерпение, потому что

Авв.3:13. Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя.

И сие сходно с тем, что Спасителем нашим сказано в Священном Евангелии: Сын человеческий пришел в мир, не да судит мирови, но да спасется им мир (Иоан. 3, 17). А помазанными Пророк называет удостоившихся призвания, с верою приявших про­поведь, и сподобившихся благодати божественного Духа.

Вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи в конец.

Как уверовавшим даровал Ты спасение; так до кон­ца не уверовавших предал смерти, обложив их узами ее.

Авв.3:14. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя яко снедаяй нищий тай.

Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей, тогда облеченные высокою властью придут в такой страх, что, не с дерзновением, но в скрытно­сти и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст.

Авв.3:15. И навел еси на море кони Твоя, смуща­ющая воды многи.

Выше сказал Пророк, что при влиянии рек в море происходит буря. А здесь названных реками наименовал еще конями, при вступлении которых к народам восставали волнения, но за волнениями последовала глубокая тишина. Сие и Господь сказал в Священном Еван­гелии: не приидох воврещи мир во вселенную, но мечь, разлучити человека на ближняго своего, сына на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою (Матф. 10:34, 35). Поскольку согласно возлюбили нечестие; то добрым разделением разрушает худое согласие, и после достохвальнаго разногласия производит единодушие благочестия.

Авв.3:16. Сохранихся, и убояся чрево мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя.

Пророк, заключив из сказанного, что постигнет неверующих Иудеев по уверовании язычников, сказал, что, движимый состраданием к единоплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве. Однако же, говорит он, имею то утешение, что не буду самовидцем бедствия их.

Почию в день скорби моея, да взыду в люди пришельствия моего.

Прежде исполнения предречений буду иметь конец жизни, и освобожусь от пресельничества жизни настоящей.

Авв.3:17. Зане смокв не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслях.

Я не увижу, говорит Пророк, ни бесплодия смоковницы, ни неурожая маслины, ни виноградной лозы, ли­шенной гроздьев, ни обнаженных полей, не приносящих колосьев, ни скота, гибнущего от голо­да. В каждом из сих изречений заключается иносказание. Ибо смоковницею Пророк назвал Иерусалим. Так понимать научил нас Господь, притчею указав на бесплодную смоковницу, кото­рую садовник намеревался срубить за неплодие; но делатель сада умолял дать ей несколько вре­мени, чтобы, когда приложено будет особенное о ней попечение, или дала она плод, или была вырвана с корнем. Виноградом же Божественное Писание многократно именовало народ Божий. Не буду приводить других свидетельств; устами Исайи говорит Бог: виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и дом Иудин новый сад возлюбленный: ждах да сотворит суд, сотвори же беззаконие и не правду, но вопль (Ис.5:7). А не дающей плода маслиною, не погрешив назовет иной Фарисеев и саддукеев, которые, величаясь присвояемым ими себе именем праведности, вовсе не приносили плодов ее. И что маслина берется в изображение праведных, сви­детель сему великий Давид, который взывает: аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Бога моего во век (Пс. 51, 10.). Полями бесплодными Пророк нарицает покорных сим наставникам, которым и Иеремия взывает: поновите себе поля, и не сейте на тернии (Иер. 4:3). И овцами называет Пророк подчиненных, которым угрожает голодом. Ибо сказано: се послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. 8, 11). Сие же: не будет волов при яслях, говорит Пророк об иереях, без которых остались пусты именитые древле жерт­венники. Как волы обрабатывают землю, так иереи возделывают души людей, как некую пищу собирая с них приносимое к божественным жертвенникам, как к неким яслям. О них и блаженный Павел сказал: да не заградиши устен вола молотяща (1Кор. 9:9). И еще: служащии олтарю, со олтарем делятся (1Кор. 9:13). Но они впадут в такие бедствия,

Авв.3:18. Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем.

Авв.3:19. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои яко елени и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его.

Хотя я за них исполнился печали и стра­ха; но, потому что слава Бога моего сделается явною для всех человеков, радуюсь и веселюсь. Ибо подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змеев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу.

Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы Пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательно предречено сие о возвратив­шихся из плена; потому что такое разумение со­гласно и с моим толкованием; если ветхозавет­ное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем не сообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответ­ствующее. Если же кому желательно дознать в точности, пусть истолкует пророчество, и увидит, что в нем большая часть ни мало не со­ответствует прообразованиям. Впрочем, о сем пусть судят, кому как угодно. А я умоляю чи­тателей извлекать пользу из толкуемого, и при помощи божественной силы совершать течение, и возжелать победных венцев, податель которых – Владыка Христос. Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь.

* * *

1

У блаж. Феодорита вместо: είς πεδία (на поле) читается: είς παιδείαν .

2

По обыкновенному чтению: воздвижеся солнце.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Аввакума. 21-45 с.

Комментарии для сайта Cackle