Глава 1
Пророк сказав: (Авв.1:1) видение (τо λήμμα), еже виде Аввакум Пророк, непосредственно за сим присовокупил:
Авв.1:2. Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидим, и не избавиши?
Авв.1:3. Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие?
Видением же (λήμμα) называет восхищение ума, и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; – то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит:
Противу мне бысть суд, и судия вземлет,
то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов. Сие-то и выразил Пророк в присовокупляемом.
Авв.1:4. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд: яко нечестивый преобидит праведного, сего ради изыдет суд развращен.
Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме; потому что Израиль, порабощенный Ассириянами, жил уже в земле чужой. Так, изложив сперва, что говорит лицо огорчающееся, в уврачевание предлагает божественный ответ.
Авв.1:5. Видите презорливии, и смотрите, и чудитеся, и видите чудеса, и исчезните: понеже дело Аз делаю во днех ваших, емуже не имате веровати, аще кто исповесть вам.
Презорливыми называет Бог небоязненно нарушающих закон и недугующих безчувственностью. Им-то повелевает внимать предрекаемому, прийти в ужас, и убояться угрозы. Как и прежде события с ясностью все ведущий, знал Он, что не поверят изрекаемому, и до испытания на самом деле, что говорится о сем, почитать будут ложным; однако же, как благий и правдивый, не хочет судить по одному предведению; но и к неверующим обращает Свои предвещания, и наказание налагает уже на не приемлющих врачевства.
Авв.1:6. Зане се Аз возставляю Халдеи, язык горький и борзый, и ходящий по широтами земли, еже наследити селения не своя.
На вас, живущих в неправде и беззаконии, ради которых огорчаются не знающие законов Промысла, наведу жестоких и неудержимых Халдеев, которые из алчности к чужому ополчаются против всех народов.
Авв.1:7. Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие от него изыдет.
Народ сей знатен, и одною славою о себе может устрашать. Судит же, не чужим следуя законам, но обращает в закон, что приходит ему на мысль. Яснее выразил это Симмах: сам собою будет судить, и исполнит свое повеление.
Авв.1:8. И изскочат паче рысей кони его, и быстрее волков аравийских: и поедут конницы его, и устремятся издалеча, и полетят аки орел готов на ядь.
Всем этим Пророк изобразил их силу, мужество и быстроту. Ибо таков между пернатыми орел, которому уподобил всадников; таковы между зверями рыси и аравийские волки, быстроте которых уподобил быстроту коней.
Авв.1:9. Скончание на нечестивыя прийдет, сопротивляющыяся лицам их противу.
Они конечную гибель нанесут злочестивым, и притом покушающимся вести с ними войну и ополчаться на них. И сие яснее выразил Симмах: все станет добычею любостяжательности, вид лица их – ветр палящий. Как быстроту коней и всадников Пророк изобразил в подобиях: так и зверство лиц уподобил палящему ветру; ибо как ветер сей опаляет обнаженные тела, так одного вида Халдеев достаточно, чтобы в тех, кто видит их, угасло все блистательное.
И соберет яко песок пленники.
Авв.1:10. И той над царми посмеется, и мучители играние его, и той над всякою тверделию поругается, и обложит вал, и возобладает ею.
Играя более, нежели прилагая какое-либо усилие, разрушит и законные царства и противозаконные владычества; обводя окопы, и употребляя в дело стенобитные орудия, разорит до основания всякий крепкий оплот. Но благий Владыка, увидев такое неистовство его, помилует подпадших сим бедствиям.
Авв.1:11. Тогда пременит дух, и прейдет, и помолится;
потому что, переменив гнев на сострадательность, будет милостив, и прекратит скорби. Посему-то Пророк, крайне изумленный Божиим человеколюбием, воззвал:
Сия крепость Богу моему.
Тебе единому, Владыка, принадлежит власть и наказывать, как угодно, и наказание переменять на милость.
Авв.1:12. Неси ли Ты искони, Господи Боже, Святый мой: и не умрем.
Познав, что Ты из начала Владыка и Господь, превысший всего сущего, от Тебя приемлем спасение.
Господи, на суд учинил еси его, и созда мя обличати наказание его.
На сие, говорит Пророк, в начале привел Ты меня в бытие, чтобы обличать согрешающих, и предсказывать налагаемые наказания.
Авв.1:13. Чисто око Твое еже не видети зла, и взирати на труды не можеши: Вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго?
Авв.1:14. И сотвориши человеки яко рыбы морския и яко гады не имущия старейшины.
Представленное в начале пророчества недоумение Пророк предложил по причине беззаконно поступающих в Иерусалиме, предсказав же, какое наказание потерпят они в нашествие Халдеев, и, зная, что и о сем родится у многих вопрос: почему Бог согрешивших во многом предал людям более лукавым? – Пророк предлагает сказанное им теперь не потому, что сам он пытливо изведывает Божественный Промысел (возможно ли сие сказавшему о себе, что создан на обличение других?); но потому, что изображает помыслы вдающихся в таковые исследования; и говорит: знаю, что гнушаешься всяким пороком; потому что Ты – источник правды; но желаю дознать, почему попускаешь, что благоуспешны высокомерные и страждущие бесчувственностью, и оставляешь без внимания, что от злочестивых терпят обиды не столько злочестивые. Ибо праведным назвал здесь Пророк не того, кто во всем праведен, но кто сравнительно праведнее делающего неправду. Так перевели Акила, Симмах и Феодотион: умалчиваешь, когда пожирает нечестивый того, кто правдивее его. Если продолжится сие, род человеческий ничем не будет отличаться от бессловесных, живущих в водах, у которых нет ни законодателей, ни судей, и слабейшие предоставлены в пищу сильнейшим. Им подобен и этот, во зло употребляющий владычество свое, разумеет же царя вавилонского.
Авв.1:15. Скончание удою восхити его, и привлече его мрежею своею, и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится, и возрадуется сердце его:
Авв.1:16. Сего ради пожрет мрежи своей, и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою, и пищи своя избранныя.
Такою одарен он силою, что как бы некою сетью и удою уловляет целые народы, и услаждается сею добычею. Но, от сего впадши в страсть высокомерия, причиною совершаемого почитает одну собственную свою силу, и повелевает воздавать ей Божеское чествование. Яснее открыл нам это божественный Даниил, сказав, что царь вавилонский соорудил золотой истукан и все множество подданных, сверх подначальных и начальников, принуждал покланяться ему. И божественный Исайя, изображая высокомерие его, а вместе и наказание за оное, и делая известными помыслы его,говорит: взыду выше облак, выше звезд небесных поставлю престол мой (Ис. 14:13, 14), вселенную объиму яко гнездо, и яко оставленная яйца возьму (Ис. 10:14), и вскре присовокупляет: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь (Ис.14:11). И блаженный Пророк Аввакум говорит: пожрет мрежи своей, и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою, и пищи своя избранныя.
Авв.1:17. Сего ради прострет мрежу свою, и присно избивати языки будет, и не пощадит.
Потому что во всем успеет без труда, уловляя в мрежу свою, кого хочет, и не испытывая пока никакого зла, нападет и на другие народы, и не престанет, как некую сеть, распростирать могущество свое.