Глава 1
«Слова Амоса,.. который был один из пастырей Фекойских" (Ам.1:1). Город Фекоя находился на южных пределах колена Иудина.
«И рече: Господь от Сиона возгремит, – как лев в ярости на пастырей и стада, то есть на царей и царства, – и от Иерусалима... даст глас Свой», чтобы ободрить праведников, находящихся там при скинии, и устрашить нечестивых пагубой, которая изыдет на них от очистилища. «И иссохнет верх Кармила,.. и... будут сетовать па́жити пастырей» (Ам.1:2). Под этими наименованиями пророк разумеет народы и страны, которым предвозвещает разорение и тяжкие бедствия.
"Так глаголет Господь: за три нечестия Дамаска и за четыри не отвращу от них, – то есть руку Мою, – понеже... железными гвоздями растро́ша... Галаад» (Ам.1:3), то есть жители Дамаска потоптали Галаад, который в колене Ефремовом, железными гвоздями на своей обуви. Поскольку сыны Израилевы были в заблуждении и говорили, что окрестные чуждые им народы содействием своих идолов охраняют царства свои, а Израильтяне, как лишенные такой помощи, подверглись великим бедствиям, повторяя то же, что написано у Иеремии: «И егда престахом кадити царице небесней* и возливати возлияния, оскудехом хле́бы вси мы, и мечем и гладом скончахомся» (Иер.44:18), то пророк, чтобы искоренить из их сердец такую лукавую мысль, предсказывает гибель этих языческих народов и, с особенной силой слова удостоверяя в этом, убеждает позаботиться о душах своих, чтобы их самих за нечестие их не постигли бедствия гораздо более тяжкие, чем те бедствия, каким подвергнутся иные народы, потому что Израильтяне знают истинного Бога и презирают Его. Конечно же, главная цель пророка, какую имели и другие пророки, когда пророчествовали о народах соседних и предрекали их истребление, состояла в том, чтобы удостоверить их в истине слова Божия и доказать непреложность тех обетований, какие Бог через Моисея даровал народу праведных, говоря: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим.12:19; Втор.32:35); и еще: «яко кровь сынов Своих отмщает... и воздаст месть... ненавидящым Его» (Втор.32:43). Впрочем, кроме этой пророк имел и иные четыре причины. Нужно было, во-первых, посрамить прорицателей, которые не могли своему народу предвозвестить бедствий уже близких и почти уже их постигших; во-вторых, показать, что народы эти терпят наказание не без причины; в-третьих, предсказанием будущих несчастий привести их в страх, сделать более внимательными к себе и расположить к покаянию; в-четвертых, пророки, водимые тем же Духом, Каким водим был Моисей, внушали соседним народам, что Сам Бог отмстит врагам Своим, то есть народам языческим. Слова же, употребляемые Моисеем при угрозах: «до третияго и четвертаго рода» (Чис.14:18), – означают, что наказание, постигающее отцов, прострется и на сыновей их до третьего и до четвертого рода их потомков. В этом же смысле и Амос определенное число трех и четырех нечестий употребляет здесь вместо числа неопределенного.
«И послю огнь в дом Азаи́ль». Сирия во дни Азаила видела много благодеяний, соделанных ей Богом, но не познала Бога. Поэтому Господь определил возвратить ее в прежнее рабство и сказал: «И послю огнь в дом Азаиль, и пояст основание сына Аде́рова», то есть на потомство Азаила пошлю Саргона, царя Ассирийского, и он разрушит царство (Ам.1:4).
«И сокрушу вереи́ Дамасковы, – всю страну, окружающую Дамаск, – и потреблю живущыя с поля О́нова», которое славилось идольскими капищами. «И держащаго жезл – из дома Еденова» (Бет-Еден). Бет-Еденом** пророк называет город Дамаск и окрестности его из-за приятного местоположения, богатства, плодородия земли, и множества сокровищ. «И пленятся лю́дие Си́рстии в Кир глаголет Господь» (Ам.1:5), то есть Ассириянами переселены будут в страны, подвластные царям их.
«За три нечестия Газы и за четыри не отвращу от них«, пока не совершу истребления Филистимлян. «За еже пленити им пленение» всего народа, чтобы предать пленных »во Идумею" (Ам.1:6). Пророк к Сириянам присоединяет Филистимлян, потому что они вместе с Сириянами нападали на Ахаза: Сирияне нападали с востока, Филистимляне же с запада.
«За три нечестия Тирова и за четыри не отвращу от них", потому что пленили весь народ и предали «во Идумею и не помянуша завета братня» (Ам.1:9), который домом Давидовым заключен был с Хирамом.
«И послю огнь на забрала Тирова, и пояст основания его» (Ам.1:10). Огнь этот есть Навуходоносор, царь Вавилонский. То же говорит и Иезекииль.
«За три нечестия Идумейска и за четыри не отвращу от них, понеже Едом прогнаша брата своего мечем» (Ам.1:11), утратил сострадательность, и навсегда сохранил гнев свой, навсегда сохранил ненависть свою. Из этого видно, что языческие народы всех плененных Израильтян передали Идумеям, или чтобы сделать их плен более мучительным, или потому что Идумеи давали за них дорогую цену, и не с намерением освободить своих братьев, но чтобы сыновей дяди своего подвергнуть более тяжкому рабству. А что таково было намерение Идумеев показывает пророк, когда говорит, что Идумеи преследовали брата своего мечом и ненавистью. «И послю огнь в Фема́н, и пояст основания Бацары (Восора)» (Ам.1:12), то есть пошлю тех же Ассириян и Вавилонян. Их пророк называет огнем, потому что разоряют до основания. Феман и Бацара – два знатнейших города Идумеян.
«За три нечестия сынов Аммо́них и за четыри не отвращу от них, понеже распоря́ху имущыя во утробе Галаади́тов» (Ам.1:13). К Идумеям пророк присоединяет и Аммонитян, которые были исполнены ненависти, подобно Сириянам, и рассекали на части беременных женщин в Галааде.
«И разжегу огнь на забрала Равва́фы, и пояст основания,.. – пошлю тех же Ассириян и Вавилонян, чтобы истребить Аммонитян, – с воплем в день рати» (Ам.1:14), то есть с воплем народов, пришедших на брань, и "в день тмы», то есть плача и сетования, когда наподобие густой тьмы внезапно настигнет и покроет их плен.
"И пойдет в плен Молох, – то есть идол Аммонитян, – жерцы́ их и князи их вкупе, глаголет Господь» (Ам.1:15).
* * *
Здесь имеется в виду языческое почитание Астарты, или луны (Иер.7:16–19).
Beht-Eden – «дом сладости».