Источник

Глава 1

1. Надписание. 2–5. Возвещение суда Божия сирийцам. 6–8. Суд Божий над филистимлянами. 9–10. Суд Божий над финикиянами. 11–12. Суд Божий над Едомом. 13–15. Суд Божий над сынами аммоновыми.

Ам.1:1. Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слы­шал в виде­нии об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израиль­ского, за два года перед­ землетрясе­нием.

В надписании указывается происхождение пророка и время его деятельности. – «Слова... которые он слышал в видении»: с евр. точнее должно передать: которые он видел (chazah), т. е. видел духовными очами. В тексте слав., соответственно LXX, начало надписания читается отлично от еврейского, именно: «Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме». Кирилл Александрийский вместо имени Кариафиарима читал Аккарим. Блаженный Феодорит объясняет греч. т. в том смысле, что, происходя из Фекои, Амос получил призвание к прор. служению в Кариафиариме. Но лучше согласиться в понимании ст. 1 с блаж. Иеронимом, который добавление греч. текста считает простой ошибкой.

Ам.1:2. И сказал он: Го­с­по­дь воз­гремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила.

В ст. 2-м указывается предмет пророчеств Амоса – возвещение суда над землею. По изображению пророка на Сионе, где обитает Господь, как бы раздается гром, несущий всюду гибель. Желая обозначить степень бедствия, пророк говорит: «и иссохнет вершина Кармила». Гора Кармил находилась на севере страны, на берегу Средиземного моря при устье Кисона (Нав 19.26; 3Цар 18.19). Она была богата растительностью и хорошими пастбищами. Растительность покрывала Кармил даже и тогда, когда всё засыхало вокруг. Возвещая, что иссохнет вершина Кармила, пророк желает указать на необычайность бедствия, а также дать мысль о том, что особенно пострадает от этого бедствия северная часть царства. Как бывший пастух, Амос отмечает скорбь пастухов при погибели пастбищ. – Из дальнейшего видно, что о громе и засухе пророк говорит в смысле не собственном.

Ам.1:3. Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Дамаска и за четыре не по­щажу его, по­тому что они молотили Галаад железными молотилами.

Возвещение суда Божия над языческими народами пророк начинает с Сирии и Дамаска, главного города Сирии. Пророк возвещает истребление сириянам за их жестокость к жителям Галаада. – «За три преступления Дамаска и за четыре»: особенное выражение, которым указывается на множество преступлений Дамаска (ср. Притч. 30:15, 18, 21, 29). – «Потому что они молотили Галаад железными молотилами». Галаад – заиорданская область десятиколенного царства, наиболее страдавшая от сирийских нашествий во время походов Азаила против Ииуя (4Цар 10.32–33). Железное молотило, евр. charuzah, – колесо или вал, окованный железом, употреблявшийся для молотьбы хлеба. Слова пророка могут быть понимаемы и в буквальном смысле, как указание на применение известной жестокости на войне (ср. 2Цар 12.31), и в общем смысле как образ сильного опустошения Галаада сирийцами. LXX евр. charuzah перевели словом πριων пила, и кроме того слово Галаад пояснили дополнением: ἐν γαστρὶ ἐχούσας, отсюда, в слав.: «понеже растроша пилами железными имущыя во утробе сущих в Галааде».

Ам.1:4. И по­шлю огонь на дом Азаила, и по­жрет он чертоги Венадада.

Азаил и Венадад – имена сирийских царей (4Цар 13.24), особенно заботившихся о красоте и славе Дамаска и известных своими отношениями к Израильскому царству (4Цар. 12–14). Называя имена царей, пророк собственно говорит о судьбе царства их. Пророк возвещает истребление огнем, без сомнения, в связи с опустошением страны врагами. Вместо имени Венадада в слав. чит. «сына Адерова»; так же у LXX и в Сир. В ассир. памятниках Венадад называется Bin-hidri.

Ам.1:5. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Го­с­по­дь.

«И сокрушу затворы Дамаска», bericha – затворы ворот городских, слав. «вереи». Стоящие далее в ст. 5 географические названия понимают различно. Евр. bigath-aven (рус. «долины Авен»; слав. «с поля Онова») некоторые комментаторы считают названием долины между Ливаном и Антиливаном – Келесирии (еl Вiga у арабов), и города на этой долине, впоследствии получившего название Гелиополиса или Баальбека. Предполагают, что город называется у пророка Авеном или Оном по аналогии с египетским Оном (ср. Быт. 41:45, 50, 46:20), как город культа солнца, каковой культ, по свидетельству Макробия (Sat. 1, 23) и Лукиана (Dе dea Syra 5), был перенесен из Египта в Келесирию. Другие комментаторы (Юнгеров, Гоонакер) евр. aven понимают в нариц. смысле – нечестие; bigath-aven – долина нечестия. По мнению Гоонакера, Калесирия могла называться долиной нечестия потому, что при вход в нее, у подножия Ермона, существовал культ Ваал-Года – Евр. Beth-Eden (рус. «из дома Еденова», слав. «от мужей Харраних») обыкновенно отождествляют с упоминающимся в летописях Ассурбанипала и Салманассара II Bit-Adini, Арамейским царством, лежавшим по обоим берегам среднего Евфрата. В таком случае слова пророка получают тот смысл, что будет поражена вся область арамеев от Ливана (bigath aven) до Евфрата. Некоторые комментаторы (Юнгеров) понимают однако beth-eden в смысле нариц. «дом веселья», относя это наименование к Дамаску, который отличался красотою местоположения и плодородием земли. Но при понимании bigath-aven и beth-eden в смысле собственных имен лучше выдерживается контекст, и речь получает большую полноту и закругленность. – «Держащего скипетр» (thonteh) – не наместника, а самостоятельного правителя. – «И пойдет народ арамейский в плен в Кир»: Арамвяне – потомки Сима, народ, родственный евреям (Быт 10.22–25) местоположение страны Кир неизвестно; его указывают в северной Армении (Баур), к северу от Алеппо (Социн), в Южной Вавилонии (Галеви), в Мидии (Шрадер), между Оронтом в Евфратом (Дилльман).

Исполнение пророчества Амоса об истреблении и пленении сирийцев можно усматривать в факте взятия Дамаска ассирийским царем Феглафелассаром. Феглафалассар разрушил Дамаск, убил царя Дамасского Рецина и переселил жителей в отдаленные области своего царства (4Цар 16.9; Ис 7.1–10). Вместо слов «держащего скипетр – из дома Еденова» в слав. с греч. «И посеку племя от мужей Харраних». Вероятно, LXX евр. thomech (держащий) производили от гл. damah истреблять, schevet (скипетр) приняли в значении φυλὴплемя, колено; слова mibbeith eden читали – mibbeith aran и перевели ἐξ ἀνδρων Χαρρᾶν. Евр. Kiroh (в Кир) LXX coru причастием от karah звать, называть и перевели сл. ἐπίκλητος, знаменитый; отсюда в слав.: «людие сирстии нарочитии».

Ам.1:6. Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Газы и за четыре не по­щажу ее, по­тому что они вывели всех в плен, чтобы пред­ать их Едому.

Ам.1:7. И по­шлю огонь в стены Газы, – и по­жрет чертоги ее.

В ст. 6–8 пророк возвещает суд Божий над филистимлянами за то, что они уводили пленников и передавали их Едому. Вместо всей земли филистимской пророк называет Газу, один из пяти так наз. царских филистимских городов. Из ст. 6-го не видно, о каких пленниках говорит пророк; неясно, также, считает ли пророк филистимлян виновными в том только, что они продавали в рабство пленников, или и в том, что они и захватывали пленников. Некоторые комментаторы (Юнгеров) полагают, что пророк говорит о пленниках из евреев (ср. ст. 9). Какие именно исторические факты имеет в виду пророк, трудно сказать. Филистимляне нападали на Иерусалим и Иудею при царе Иораме (2Пар 21.16–17), затем при Озии (2Пар 26.6). Слова пророка могут относиться к этим фактам, а также и к другим, нам неизвестным. Упоминание пророка об Едоме в ст. 6 и 9 показывает, что едомитяне были главными посредниками в торговле рабами. – Вместо слов «потому что они вывели всех (schelemah) в плен» в слав. с греч. «за еже пленити им пленение Соломоне». Чтение LXX некоторые комментаторы понимают, как истолкование cт. 6 как попытку определить, о каких пленниках идёт речь: пленение Соломоне – иудеи, подвластные некогда Соломону (блаженный Феодорит), потомки Соломона (блаженный Иероним), жители городов, устроенных Соломоном (Кирилл Александрийский). Проще думать, что LXX евр. Schelemah (всех, совершенно) приняли за собственное имя Schelomoh – Соломон.

Ам.1:8. И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и по­гибнет остаток Филистимлян, говорит Го­с­по­дь Бог.

В числе городов филистимских пророк не упоминает о Гефе, – вероятно, потому, что ко времени Амоса он был завоеван и, может быть, разрушен. – «Погибнет остаток Филистимлян» – т. е. погибнут все до единого.

Ам.1:9. Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Тира и за четыре не по­щажу его, по­тому что они перед­али всех плен­ных Едому и не вспомнили братского союза.

Ам.1:10. Пошлю огонь в стены Тира, и по­жрет чертоги его.

Тиру и финикиянам поставляется в вину продажа в рабство пленников. О каких пленниках идет речь, как и в ст. 6, пророк не указывает. Некоторые (Новак) полагают, что пророк говорит о пленниках финикийских, которых захватывали Тиряне во время нередких, междоусобных войн финикийских городов (ср. «не вспомнили братского союза»). Большинство толкователей однако же относит слова пророка к продаже пленников иудейских. В этом обвиняет финикиян также пророки Иоиль (Иоил. 3.6) и Иезекииль (Иез 27.13). Вероятно, Тиряне являлись перекупщиками пленников, уводившихся из израильской земли во время нападения на нее могущественных соседей (ср. 4Цар 10.32; 3Цар 14.25–26). – «И не вспомнили братского союза», если под пленниками разуметь пленников иудейских, то приведенные слова сказаны о братском союзе Едома с Иудой (Быт 33.3–15). Понимают их также и как указание на договоры о мире, заключавшиеся между Хирамом и Давидом и Соломоном (2Цар 5.11; 3Цар. 5:1–12, 9:12–13). Слово Schelemah (всех пленных) LXX-ю, как и в ст. 6, понято в смысле собственного имени; отсюда в слав. «заключиша пленники Соломони».

Ам.1:11. Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Едома и за четыре не по­щажу его, по­тому что он пре­следовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свиреп­с­т­во­вал по­стоян­но во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

Едомитяне, родственные евреям по происхождению от брата Иакова – Исава, были всегда непримиримыми врагами иудеев и при всякой возможности обнажали против них меч (Иез. 25:12, 35:5; Авд 1.7–12). За эту вековую вражду к иудеям и угрожает пророк Едомитянам. Какие именно исторические факты разумеет он, трудно сказать. Но несомненно не только после плена Вавилонского, а в древнейшее время много было поводов для проявления вражды Едома к Иуде (ср. 4Цар 8.20 и д. 4Цар 14.7 и д.). Вторая половина ст. 11 в слав. передается: «и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу». Евр. schicheth rachamim, «поразил внутренности», или в переносном смысле «подавил жалость» LXX поняли буквально и перевели ελυμηνατο μητραν (Юнгеров), «растлил чрево», что позже было исправлено в ελυμηνατο μητερα (слав. «растлиша матерь») и пояснено добавлением слов επι γης, «на земли». – «Свирепствовал постоянно во гневе своем», с евр. «терзал постоянно гнев его»; евр. taraph LXX приняли в значении «похищать», laed – «постоянно» пунктировано как leed – и передано εις μαρτυριον; аро – гнев его, передано φρικην αυτου, «грозу его». Отсюда в слав.: «и восхити во свидение грозу свою». – «И всегда сохранял ярость свою»: у LXX και το ᾿ορμημα αυτου εφυλαξεν εις νικος, слав. «и устремление свое (евр. ebratho ­­ ярость его) снабде (евр. schemarah) на победу» (nezach от арам, nazach побеждать). Церковные учители Кирилл Александрийский и блаженный Феодорит слова греч. текста толкуют в том смысле, что Едомляне, потомки Исава, враждуя с потомками Иакова, этим терзали общую мать Исава и Иакова – Ревекку.

Ам.1:12. И по­шлю огонь на Феман, и по­жрет чертоги Восора.

Феман (страна Юга) область Идумеи, противоположная Дедану (Иез 27.15); по свидетельству блаженного Иеронима (в Ономаст.), Фаманом называлась также крепость Феман, отстоявшая на 5 миль от города Петры и служившая местопребыванием римского гарнизона. Восора, неоднократно упоминаемый в Библии (1Пар 1.44; Ис. 34:6, 63:1; Иер. 49.13, 22) идумейский город, расположенный, как думают, на месте нынешней деревни Ель-Бусеире, к ю.-в. от Мертвого моря. Бедственное положение, о котором возвещает пророк, едомитяне переживали неоднократно во время нашествия ассириян и вавилонян и других народов (Ис. 11:14, 21:11–17; Иер 49.7–22).

Ам.1:13 Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния сынов Аммоновых и за четыре не по­щажу их, по­тому что они рас­секали беремен­ных в Галааде, чтобы расширить пред­елы свои.

Возвещение суда Аммонитянам. По слову пророка, их постигнет наказание за жестокость, проявленную в Галааде. О проявлениях крайней жестокости в форме рассечения беременных Библия говорит и в других местах (4Цар 15:16, 8:12; Ис 13:16; Наум 3:10; Ос 14:1). Какие именно факты имеет в виду пророк, неизвестно.

Ам.1:14 И запалю огонь в стенах Раввы, и по­жрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури.

Равва (слав. «Раввафа») или точнее Рабба сынов Аммоновых – единственный упоминаемый в Библии город Аммонитян. Местоположение его предполагают в 25 мил. к с.-в. от Мертвого моря, где ныне находится д. Амман.

Ам.1:15 И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Го­с­по­дь.

И пойдет царь их (malkam) в плен, он и князья его вместе с ним: евр. makam, согласно с Иер 49.3, некоторые комментаторы принимают за собств. имя аммонитского божества. Но стоящее рядом и князья, а также упоминание во всех предшествующих речах скиптродержавцев показывает, что и в ст. 15 пророк употребляет malkam в смысле нарицат. царь их. У LXX пред словами и князья добавлено еще οἰ ἰερεῖς αυτῶν, слав. «жерцы их».


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 5: Пророческие книги. - 992 с. / Книга пророка Амоса. 210-268 с.

Комментарии для сайта Cackle