Глава 1
Наум.1:1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина1.
Определяет сначала цель пророчества и благополезно разъясняет, на что и куда надо обратить внимание. Потом ясно указывает, кто такой говорящий и откуда? Пророчество, говорит, то есть полученное, в руках находящееся предсказание относится ни к кому, как только к Ниневии, или: главным предметом пророчества должно считать Ниневию. Надписывается же: книга, видение Наума, из Елкесы. Это без сомнения есть селение страны иудейской; ибо название «του Ελκεσαιου» должно производить не от отца, а вернее от местности. И это мы говорим на основании предания, полученного от людей сведущих.
Наум.1:2–3. Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя. Господь долготерпелив, и велика крепость его, и очищаяй не очистит.
Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4). Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он – «Бог ревнитель, огнь потребляяй» и не потерпит решившихся делать изваянное (Втор.4:24 и сл.).; ибо провозглашал, что «тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» (Втор.32:21). Итак многообразно оскорблявшие Его по справедливости и погибли. Это говорит теперь пророк, как бы и скорбя о случившемся с народом иудейским, а вместе с тем обличая и утешая его. Вы, говорит, скорбите, неожиданно подвергнувшись опустошению и изгнанные из своих домов и страны и городов, хотя прежде всегда побеждали врагов (своих). Вы пали под ноги врагов. Но прежде испытаний (этих бедствий) не следовало ли вам подумать, что «Бог ревнив, и мстяй с яростию, и мстяй сопостатом своим и потребляяй враги своя»? Вот, говорит, и мы истреблены, изгнаны из отечества и преданы в руки врагов. Он поставил нас между Своими врагами; ибо мы нечестиво враждовали против Всемогущего и преклонялись ко всему, неприятному для Него. Но ты скажешь, что «долготерпелив Господь» (Пс.102:8). Да, соглашаюсь с этим и я сам, ибо Он действительно таков по природе. Но ненаказанного не очистить, то есть, оскорбляющих Его, и притом постоянно и чрезмерно, Он отнюдь не освободит от обвинений и наказания. И хотя Он, по свойственному Ему милосердию, удерживается иногда от гнева и терпит некоторых грешников, ожидая их покаяния; но медлящих и долго уклоняющихся от него Он наконец наказывает и ожесточенных подвергает взысканию. Так могут быть понимаемы изъясняемые слова пророка, если относить их к Иудеям. Если же они произнесены были против Ниневии; то будем понимать их иначе. Ассирияне овладели страной иудейскою, так как Бог соизволил дать им победу вследствие того, что Израильтяне обременены были весьма многими грехами. А те были безжалостны, надменны и имели совершенно грубое сердце и никогда не переставали унижать и самую славу Бога грубыми и хульными словами; ибо они думали, что одержали победу против Его воли и вместе с тем одолели Руку, помогавшую Иудеям. Посему-то Рапсак и позволил себе произносить хульные слова, говоря находящимся на стене иерусалимской то, что возможно найти только в нечестивых речах людей, не знающих действительного и истинного Бога. Но за свою гордыню он скоро подвергся наказанию. Впрочем, Салманасар и его войска, взяв города Самарийские и предав пламени вместе с ними и другие, величались над пленными и дерзко унижали славу божественную (4Цар.18:17). Посему Пророк ободряет сильно смущенный народ иудейский и утверждает, что Бог всяческих всенепременно подвергнет праведному наказанию враждовавших против Него, говоря: «Бог ревнив, и мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя». Господь долготерпелив и велика крепость его; ибо обладая неодолимою силою, Он победит и покорит оскорбивших Его. Хотя Он и долготерпелив и до сих пор является снисходительным, но в конец «не очистит»; ибо Он – ревнив. И мы увидим, что и Сам Бог сильно возмущен был тем, что Израильтяне потерпели от жестокости Вавилонян: «аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости» (Ис.47:6), и устами Захарии говорит: «ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающих: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая» (Зах.1:14–15).
Слова: «Бог ревнив» и последующие, по справедливости могут быть отнесены и к тем, кои не желают ходить правою и боголюбивою стезею, но более склонны предпочитать жизнь плотскую. А что Он отмстит им, подвергая их наказаниям и налагая на них кару за их необузданность и преступность, – можно ли в этом усомниться, если истинно то, что «всем... нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). Тем не менее эти слова по справедливости относятся и к начальникам иудейским, к книжникам, говорю, и фарисеям. Отвергнув веру во Христа, они оказались виновными в погибели и своей собственной и других; ибо они имели неприязненное расположение души и враждовали против домостроительства спасения чрез воплощение Единородного, взяли ключи знания, как Сам Он сказал, но ни сами не вошли, ни другим не позволили войти (Лк.11:52). Итак хотя Он и долготерпелив, но не оставит без наказания враждовавших против истинной веры.
Наум.1:3. Господь: в скончании и трусе путь его, и облацы прах ног его2.
Намереваясь в утешение пострадавшим предвозвестить о разрушении Ниневии и объявить притеснителям, что они будут низвержены Богом, Пророк целесообразно указывает на всемогущество божественной Природы и на то, что все, что она захочет совершить, не может не исполниться, напротив все с готовностью повинуется Ей и угодное Ей осуществляется: хотя некоторые из совершающихся на земле событий кажутся нам и подобным нам трудно исполнимыми. Иудеи думали, что Вавилоняне стали неодолимыми и достигли такой крепости, что они не оказались бы бессильными против врагов даже и в том случае, если бы этого пожелал Бог. До такого упадка духа, думаю, Иудеев довели жестокие и необузданные злодейства, совершенные теми во всей их стране. Итак, дабы они узнали, что те будут низвержены без малейшего затруднения, если Бог воздвигнет Свой гнев против них, и будут весьма легко истреблены, он необходимо говорит: «Господь: в скончании и трусе путь его». Нечто неотвратимое и неизбежное есть «трус» (землетрясение) и «скончание» и при этом облако, поднимающееся наподобие пыли и покрывающее небо. По-видимому, здесь Пророк приводит им на память потоп, погубивший весь род человеческий при Ное; ибо тогда, как бы в «скончании и трусе», бывшем против всех, пришел Бог, «возводя облаки» (Пс.134:7), как говорит Священное Писание, отверзая «хляби небесные» (Быт.7:11) и потопляя землю безмерными дождями. Итак, говорит, легко Преодолевший всю землю и единым словом Истребивший всех живущих на ней, как может оказаться бессильным против одного народа Вавилонского? И вполне сообразно с божественным могуществом облако называет прахом Его; ибо как человеку весьма легко поднять пыль и прах, так и владычествующему над всем Богу весьма нетрудно покрыть небо непогодою и облаками.
Если же следует уразуметь таинственный смысл изъясняемых слов; то, я думаю, необходимо сказать то, что пришествие или исполнение домостроительства во плоти Единородное Слово Божие совершило, говорим, «в скончании и трусе»; ибо когда Он сделался подобным нам, то окончило и ниспровергло господство начал и властей и миродержителей века сего, лишив их владычества над нами, отняв у них древнюю оную силу и истребив самую смерть и сверх того грех. И «облацы были прах ног его»; ибо как во время ходьбы пред человеком поднимается пыль, так и воплощению Единородного предшествовали духовные облака, то есть, блаженные Пророки, говорившие очень темным и весьма неясным языком, но животворящими пророчествами орошающие ум людей, способных к уразумению их.
Наум.1:4. Запрещаяй морю, и изсушаяй е, и вся реки опустошаяй.
Начинает повествование о таких событиях, о которых они сами знают и которые они сами испытали, оставляя в стороне самые древние. Когда покровитель Бог вывел Израиля из земли нечестивых Египтян и избавил его от нестерпимого их владычества; то Он переводил их чрез средину моря и повелевал им ходить как бы по суше, ибо «огустеша яко стена воды» (Исх.15:8), воды сделались как бы стеною, по написанному. Итак Он запретил морю и оно сделалось удобопроходимым как некая суша. Но если бы кто захотел с мыслями этих слов привести в связь прежнее изречение, разумею: «Господь: в скончании и трусе путь его», – то будет вправе рассуждать и таким образом. Господь всяческих, едва не истребив и сокрушив землю Египетскую, бывшими в ней знамениями и смертью первенцев (ибо они погибли в одну ночь и все наполнилось плачем и воплем), перевел, как я сказал, Израиля посредине моря, при указании ему пути облаком небесным. Нечто подобное сказал и блаженный Давид, воспевая так: «Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни: земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс.67:8–9). Землею же потрясенною, как я думаю, называет Египет. А что облако покрыло сынов Израилевых, предшествуя им и никому другому невидимое, в этом удостоверит и божественный Павел, говоря, что "отцы... Израиля крестишася вси во облаце и в мори» (1Кор.10:1–3). И пророк присовокупил, что иссушается море и пустеют реки, приводя на память другое чудо; ибо когда они вошли в землю обетования, при Иисусе, предводительствовавшем ими после Моисея, тогда в стране той опять остановился Иордан, так как всемогущий Бог непонятными узами останавливает течение вод. И блаженный Давид признавал это за величайшее чудо, так говоря: «обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами» (Пс.65:6); а ногами опять они перешли Иордан. Если же говорит, что иссушаются все реки; то этим повелевает верить, что случившееся с одною по мановению Божию может случиться и со всеми. Но некоторым кажется, что до смысла изъясняемых слов можно дойти некоторым иным способом. Если, говорит, Господь всяческих захочет сделать нападение на Ниневию: то конечно сделает это «в скончании и трусе»; ибо истребит ее, и обширную и подобно морю наводняющую другие народы воинами без труда поколеблет ее и немедленно иссушит ее. И хотя бы народы, обитающие в ней, говорит, выступили подобно горным потокам, – она непременно пустеет. При всем том морем и реками, производящими наводнение и потоп, мы называем и лукавые и противные силы, и прежде всего сатану. Но Христос иссушил все их могущество и древле неодолимое поверг под ноги поклонников Своих.
Наум.1:4–5. Умалися Васанитида и Кармил, и процветающая Ливана оскудеша. Горы потрясошася от него, и холми поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и все живущии на ней.
Пророческое слово тотчас же приводит и другие доказательства того, что божественной Природе принадлежит всемогущая и неодолимая власть. Васанитида есть страна цветущая и плодоносная. Кармил же и Ливан суть горы, одна иудейская, другая финикийская; обе весьма богаты деревьями и славятся тенистыми лесами. Все эти места, говорю, Васанитиду и находящуюся около этих гор страну населяли сильные и весьма воинственные племена, и сыны исполинов, по написанному (Втор.1:28). Однако же они были иссушены и при содействии Бога были побеждены сынами Израилевыми, которые наследовали их землю. Подобное как бы говорит опять: страны, некогда изобиловавшие страшными и весьма могучими мужами и как бы лесами гордившиеся многочисленными воинами, погибли и, потерпев истребление жителей, находятся в запустении. Это, думаю, и означает выражение, что они умалились. Посему: каким же образом по мановению Божию не могла бы быть завоевана славная Ниневия? Кроме Васанитиды и Кармила, «и процветающая Ливана оскудеша». Ливан же, как я сказал, есть гора финикийская; ее именем обозначает и всю страну, находящуюся при ней и вокруг нее. Процветающими же Ливана называет древних царей Дамаска и Финикии, которые некогда подпали под власть сынов Израилевых; ибо были побеждены, хотя имели очень многочисленное войско и хвалились сильными и трудноодолимыми союзниками. Читая книги Царств, мы увидим, что царство Дамасское было опустошено некогда царями из колена Иудина. Итак, «оскудеша процветающая Ливана», то есть, иссохло и погибло большей частью и то, что в Финикии было самого лучшего на Ливане, то есть, тамошние правители государственных дел. И что говорить об этом, говорит, когда по воле Божией, без малейшего труда потрясутся и самые горы и холмы приподнимутся, а вся земля с обитателями ее отодвинется назад, то есть, возвратится в ничто и будет опять как бы не существующей? Ибо Сотворивший ее в начале, легко может и уничтожить ее совсем, и все великое (для человека) есть для Него совершенное ничтожество. Кажется и блаженный Давид имел сходные с изъясняемыми мысли, когда говорил: «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграсте яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля» (Пс.113:5–7). Как уже прежде сказал, – в трусе путь его. А что вся вселенная покажется ничтожной, и все находящееся на ней не будет иметь никакого значения в глазах того, кто захотел бы сравнить их с божественной и неизреченной славой, в этом удостоверит пророк Исаия, говоря: «аще вси язы́цы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся. Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси язы́цы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его» (Ис.40:15–18)? А еще некоторым думается, что удобно можно допустить, что здесь непрямо говорилось о самой Ниневии. Они хотят сравнивать ее с Васаном, как прекраснейшей и славной страною, а потом с Кармилом и Ливаном, славными и известнейшими горами. А Ниневия была достойна удивления и знаменита. О ней говорит: «умалися», так как она в скором времени будет ниспровергнута вместе с процветающими в ней, то есть, с начальниками и вождями и другими более известными людьми. А поскольку он упомянул о горах и стране, богатой прекрасными деревьями, говорю, о Васанской; то он удержал метафору во всей речи и цветущими назвал или весьма известных своим богатством, или отличающихся крепостью телесной, или отличающихся от других иными какими-нибудь преимуществами.
Размышляющий же о наглых поступках Иудеев против Христа и понесенном ими опустошении и всецелом сокрушении и погибели после Его воскресения и вознесения на небо, – по справедливости может отнести рассматриваемые слова к Иудеям; под Васаном и Кармилом и даже Ливаном по справедливости может быть подразумеваема Иудея. Васану она подобна, поскольку она названа землею, текущею медом и млеком, землею пшеницы, и маслин и виноградников. Кармилом же и Ливаном названа потому, что высоко вознеслась слава ее, сделалась она знаменитой и известной, и величалась жителями своими, как бы нескончаемыми лесами; но «умалися», говорит, она; и преданные в руки страшных и весьма могучих дровосеков, они пали подобно деревьям. На нечто подобное намекает и Захария, как бы говоря к Иерусалиму: «разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя: да плачевопльствить питись, зане паде кедр, яко вельможи вельми обеднеша: плачевопльствите, дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная» (Зах.11:1–2). А в другом месте говорит еще яснее: и будет плач Иерусалима как плач гранатового сада в поле посекаемого3 (Зах. 12, 11). Поскольку Иерусалим он уподобляет Ливану, то кедрами падающими и питисом и дубом Васанским он называет людей, занимающих в нем высокое положение: здесь речь, как я сказал, переносная (метафорическая).
Наум.1:6. От лица гнева его кто постоит? и кто сопротивится во гневе ярости его? ярость его растаевает власти, и камение сотрошася от него.
В действительности бывшими явлениями гнева божественного подтверждает истину слов своих, говоря, что Он страшен и невыносим. Устремляясь, думаю, подобно огню, Он может легко расплавить начала и власти земные и духовные, и без труда может сокрушить и камни или затвердевших подобно камням, и самого начальника нечистых духов – сатану, о котором священное Писание говорит: «сердце его ожесть аки камень, стоит же наковальня неподвижна» (Иов.41:15). А что были жестоки и упорны, и страдали весьма большой бесчувственностью вожди и начальники Иудеев, то есть священники и нечистые полчища нечестивых книжников и фарисеев, – не для всех ли это очевидно? И они были истреблены во время войны, веденной Римлянами, и как воск растаяли от жестоких страданий и за свое великое жестокосердие они были сокрушены бедствиями и подверглись праведному наказанию за неистовство против Христа.
Но ради нас Господь наш Иисус Христос и иначе сокрушил начала и власти и миродержителей тьмы века сего, духов злобы, дабы нас избавить и спасти. Зная об этом, блаженный Давид воспевает: «ты страшен еси, и кто противостанет тебе?... С небесе слышан сотворил еси суд, земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли» (Пс.75:8–10); дал же нам власть «наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Расплавил Он начала и сокрушил как камни гордыню нечестивых духов, и поступавшие несправедливо должны были уступить Гневающемуся на них ради нас.
Наум.1:7–8. Благ Господь терпящим его в день скорбения, и знаяй боящияся его: и в потопе пути скончание сотворит: востающия и враги его поженет тма.
С большою пользою и весьма искусно вразумляет их, с одной стороны не лишая их надежды на благополучие тем, что говорит, что «благ Господь терпящим его», с другой – удерживая их от распущенной и суетной жизни, напротив располагая их к доброму поведению и к решимости жить сообразно с законом, когда говорит опять, что если Он направит против кого-либо путь как во время потопа, то сотворит как бы некоторое землетрясение и как бы устремление вод многих и неудержимых чрез покатую страну иудейскую. Это нечто ужасное и совершенно неотвратимое. Так точно, если устремятся на кого действия гнева божественного, то совершенно истребят тех, на кого они направятся и обрушатся. Враги же Его, говорит, будут преследуемы и объяты тьмой, но ни как не тьмой обычной ночи, но, думаю, ночи иной, духовной, понимаемой в смысле страдания. Здесь ум человеческий может омрачить и суровое несчастье, и тяжелое и неожиданное страдание, какое случалось с древними, когда они отведены были в плен, и была завоевана их страна. От того-то Бог, сравнивая такие несчастья с вином и опьянением, весьма справедливо говорил блаженному Иеремии: «возьми чашу вина нераствореннаго от руки моея, да напоиши вся языки, к нимже аз послю тя. И испьют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже аз послю среде их» (Иер.25:15–16). И устами Исаии говорил Сиону: «чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси» (Ис.51:17). Итак говорит, что опьянением и тьмою объяты будут враждебно настроенные против Бога, прекрасно побуждая их мудрствовать, знать и делать лучшее.
И против Иудеев ходил Бог всяческих в «потопе пути» и истребил их, подвергая их наказанию за Христа. Они же были и во тьме и, всецело лишившись божественного света, продолжают жалкие жить в неразумии и слепоте: ибо они не хотели следовать призыву Христа: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет» (Ин.12:35). Но поскольку они были бесчувственны и необузданны, то посему наконец, как говорит Пророк, жаждущим «им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша» (Ис.59, 9); ибо они сделались врагами божественного света и нечестиво восстали против славы его.
Наум.1:9. Что помышляете на Господа? скончание сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби.
Я сказал уже вначале, что когда Салманасар, царь Ассирийский, опустошил Самарию и вместе с нею разорил и другие города и селения, находившиеся под властью Иуды, потом, когда уцелевшие от войны находились в невыносимом страхе и убегали в страны соседних народов (ибо, по всей вероятности, думали, что они подвергнутся таким же бедствиям и во второй раз, когда возвратятся к ним Вавилоняне); тогда подал необходимое утешение устами Пророка, давая следующие два обещания, – что пораженных уже бедствиями войны и находящихся в невыносимых страданиях Он некогда помилует и освободит от уз плена, и что Ниневию предаст опустошению и разрушению. Итак, чтобы опасавшиеся, что они подвергнутся таким же бедствиям, не считали благовременным бегства из Иудеи к иноплеменникам, Он как бы выспрашивает их, говоря, что они думают и какое понятие составили себе о Господе? Ужели вы думаете, что Бог всяческих жесток и злопамятен, так что за одни и те же грехи подвергает двойному наказанию. Но вы далеко уклоняетесь от подобающего. И если вы ничего не прибавите к тому, что противно закону и что вызывает гнев Законодателя: то и Он не нанесет второго удара. Он достаточно опечалил вас тем, что за нечестие свое вы подверглись поражению. Прекратите грехи, и Он прекратит гнев Свой. Он наказал вас достаточно, наконец, умилосердится над решившимися вести целомудренную жизнь. Итак, речь имеет смешанный характер и заключает в себе смешанное увещание: здесь он располагает и к истинной решимости исполнять угодное Богу и решившимся так поступать подает уверенность, что Он будет благ к ним и не допустит гневу Своему против них действовать без ограничения, как они думали в себе. Смотри, как опять слово сохранило Израиля, останок. Что Бог не истребит их в конец, Он ясно предвозвестил, говоря в вопросительной форме: «что помышляете на Господа? окончание сам сотворит», говорит, не до самого основания потрясет Израиля и не предаст совершенной погибели; но ради отцов умилосердится над ними и некогда соберет их, после язычников, чрез веру для освящения и общения с Богом чрез Сына в Духе.
Наум.1:10–11. Понеже до основания своего оляденеет, и аки блющ и оплетающься снеден будет, и аки трость сухоты полна. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещаваяй сопротивная.
Изъяснив многими примерами, что Богу всяческих присуща сила совершать все без всякого затруднения и совсем нет ничего такого, чего бы Он не мог совершить, обращает речь свою уже к самой Ниневии и говорит, что хотя она и достигла такого блеска, что представляется подобной изобилующим деревьями горам, говорю, Ливану и Кармилу, и славилась многочисленностью жителей, хотя ни в чем не уступала Васанской стране: но придет время, когда и она будет опустошена совсем. Ибо, думаю, это и означает выражение: «до основания оляденеет», потому что речь сохранила переносный характер как бы о горах, и земле, и деревьях, и лесе. Говорит, что она «снедена будет», когда на ней некоторым образом будут пастись Персы и Мидяне, ибо они овладели Ниневией под предводительством Кира. Плющу же уподобляет народ Ассирийский; ибо он жил в Ниневии. Какой же смысл этого сравнения? Плющ есть растение из породы вьющихся; оно всегда тянется к верху и пускает тонкие отростки и обвивается около близстоящих растений, так что часто задушает и весьма большие деревья. Так поступали и Ассирияне; они всегда нападали на страны и города и как бы задушали и задавливали их военными нападениями и невыносимыми притеснениями. Сказал же, что она сожжена будет, «яко трость сухоты полна», а свойство соломы – способность весьма быстро воспламеняться от огня. Наконец, Пророк взывает к Ниневии, как бы сожженной, испытавшей на себе действия гнева божественного и опустошенной, и объясняет причину таких слов, говоря: «из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная». Ты, говорит, будешь предана на опустошение, будешь как земля невозделанная (лядина), и сожжена будешь огнем, потому что ты помышляла против Бога страшное, надменное и враждебное. Наказывая согрешающего Израиля, Бог всяческих сделал его легко одолеваемым и преклонил его к ногам твоим. Но ты сама не так смотрела на это; напротив, ты воображала, что овладела Иудеей наперекор Его воле. Ибо мы увидим, что такова именно и была напыщенность Рапсака, когда он поносил славу Бога, говоря находящимся на стене: «да не прельщает вас Езекия» словами, которые не могут избавить вас, и да не говорит вам Езекия, что Бог избавит Иерусалим от руки моей (Ис.36:18, ср.4Цар.18:32). На эти безумные и поистине нечестивые дерзкие слова Бог отвечал опять устами Исаии, говоря: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис.10:15)? Ибо как секира, хотя бы она была очень остра и сделана из самой лучшей меди, ничего не может сделать при рубке деревьев, если никто своими силами не направит ее против которого-либо из них; и как пила сама по себе останется совершенно бездейственной, если нет никого, двигающего ее туда и сюда: так и сила Ниневийского царства или войска не покорила бы Самарию, если бы гнев божественный не направил ее против городов и селений, подобно орудию, которое приводится в движение кем-либо другим и бывает полезно при совершении какой-либо работы, но само по себе не может сделать ее. Итак, Ниневия наказывается за то, что она лукавое помышляет на Бога, или противоположное истинному положению дела в действительности; ибо Бог всяческих предал ей согрешившего Израиля, сама же она отнюдь не победила бы его, если бы Бог защитил и восхотел спасти Сына.
Наум.1:12. Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими, и сице разступятся, и слух твой не услышится ктому.
Итак, это слово направлено против Ниневии надменной и восстающей на Бога. Водами же здесь называет неисчислимые толпы народов, живущих в селениях и городах, подобно рекам или морю, легко движущиеся, когда Бог захочет этого: ибо Он есть их повелитель, как Творец, как Господь всяческих и Бог, как управляющий всеми происшедшими от Него по Своему усмотрению и сердечные движения всех к угодному Ему так направляющий, устрояющий и располагающий, как захочет Он Сам. Посему говорит: о, Ниневия! напоследок ты перестанешь быть страшной, могучей и славной; «ибо слух твой не услышится ктому», то есть, наконец все перестанут много говорить о тебе. Некогда ты была славной, пользовалась известностью у всех и была предметом многих рассказов о тебе; но ты больше не существуешь, и будут петь по тебе печальную песнь, и не будет у тебя ничего великого и достойного внимания.
Наум.1:13–14. И ныне сокрушу жезл его от тебе и узы твоя расторгну, и заповесть о тебе Господь.
Речь пророка опять обратилась к Израилю: Он как бы так говорит: оставив воспоминание о тех древнейших (прегрешениях) наконец помилую тебя, как уже понесшего праведное наказание; как достаточно наказанного освобожу тебя от жестокой власти тех. Ты никогда не будешь подчинен жезлу, то есть скипетру или царству Ассириян: ибо скипетр есть символ царства. Избавлю тебя от страха и уз рабства и возвращу опять к счастливым дням свободы. Выражение же: «заповесть о тебе Господь» ты можешь понимать так. «Заповесть» кому, – или святым духам и воинствам ангелов, которые поставлены Богом для охранения Израиля: или «заповесть» тому, кто некогда освободит их из плена; а это был Кир, сын Камбиза; но заповедает ему совсем не так, как говорит святому и пророку, но влагает в душу его собственное хотение и делает его исполнителем угодного Ему, хотя он нечист и идолослужитель. Как заповедал Он киту проглотить Иону, и тыкве повелел вырасти и распространить тень над ним, и червю подточить тыкву4; так, говорит, заповедано было и Киру. Таков исторический смысл (сих слов).
Бог и Отец мог бы воскликнуть ставшему убийцей Господа Иерусалиму или стране Иудейской: «понеже до основания своего оляденеет, и аки блющ оплетающийся снеден будет, и аки трость сухоты полна. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная»; ибо она была выжжена и превращена в пустыню, и как сухая солома сожжена за то, что она дерзнула помыслить злое против Господа, и говорила против Него необузданные речи: называли Его то Самарянином (Ин.8:48), то винопийцей (Лк. 7:34), то рожденным от блуда: то говорили, что он обольщает народ (Ин.7:12), хотя Он для того именно и послан был Богом и Отцом, чтобы избавить от заблуждения заблуждающихся и привести к Богу удалившихся от Него, и многообразно впавших в измену чрез веру возвратить к Нему, просветить находящихся во тьме и соединить разъединенных. Но поскольку Он не совсем погубил Израиля, то, как я уже не раз говорил, ему сохранен останок: ибо и из Иудеев немалое число уверовало, и вместе с язычниками прославляют Христа.
Но и сущие от обрезания по плоти пусть услышат слова: «жезл его сокрушу от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь». А о каком жезле, и о каких узах говорит Он, как не сказать теперь?
Они подчинены были как бы некоему скипетру, находясь под бременем неразумия и своеволия книжников и фарисеев, и как бы связанные заповедями их, они не принимали веры. Но сокрушен был жезл, то есть власть, расторгнуты узы, и наконец в свободном расположении духа они устремились к Христу, как бы постоянно восклицая друг к другу и говоря сказанное устами Псалмопевца: «расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их» (Пс.2:3).
Но кроме тех и обратившиеся из язычников пусть услышат: «и ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь». Некогда подчиненные скипетру дьявола и связанные узами мирских наслаждений, они покланялись созданию вместо Создателя и не знали действительного и истинного Бога, и немного отличаясь от бессловесных животных, они порабощены были плотским наслаждением и проводили жалкую и крайне неразумную жизнь. Но и они получили свободу, после того как Христос сокрушил тот древний жезл и расторг узы, удалил их от греха и от заблуждения привел к познанию Бога, оправдал верой и наконец заповедал о них, очевидно святым ангелам: ибо написано: «живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится» (Пс.90:1); ибо «заповесть» святым ангелам «сохранить нас во всех путех» и взять на руки, «да не когда преткнем о камень ногу» (Пс.90:11–12). И не подлежит сомнению, что «ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их» (Пс.33:8).
Наум.1:14. Не разсеется от имене твоего ктому.
Опять как бы так говорит: ты не будешь рассеян по всем народам, не будешь военнопленным и скитальцем, вдали от родной страны, не будешь терпеть от жестокого рабства, проводить жалкую и бедственную жизнь, рассеянный и расселенный по разным городам. Но, надобно заметить, что после этих слов Пророка, Иуда был покорен и отведен в плен, и находится в рабстве у Ассириян. Ибо когда в Иерусалиме царствовал Езекия, Сеннахирим овладел Самарией и, опустошив в ней города и другие предав пламени, послал из Лахиса Рапсака, который и дал волю своему дерзкому языку против Бога. Потом в войске Ассирийском пало от руки ангела сто восемьдесят пять тысяч. После же царствования Езекии, по прошествии немалого времени, когда воцарился Седекия, сын Иосии, Навуходоносор осадил Иерусалим, предварительно опустошив всю Иудею. Потом, взяв приступом святой город и предав пламени знаменитый тот храм, выселил Иуду (из родной страны) и присоединил их к числу отведенных в плен из Самарии Сеннахиримом. Итак, неужели Бог всяческих не исполнил Своего обещания, данного Им через Пророка потомкам Израиля: «не разсеется от имени твоего ктому»? Но не было бы безумием, а вернее признаком всякого нечестия думать, что Бог говорит ложь? Ибо Бог никак не может говорить неправду. Исполняет же Он свое обещание таким образом. Вспомнив сначала об освобождении, полученном Израилем во времена Кира, разрушившего владычество (Вавилонян), Он потом уже говорит, что после этого уже не будет еще никакого другого плена и удаления Израиля из родной страны; ибо призванные в свою страну и возвратившись в Иудею, они жили там в безопасности. И хотя воздвигаемы были войны против них Антиохом, по прозванию Епифаном, и некоторыми другими после него: однако они уже не были уводимы в плен, но, как я сказал, жили на своей родине в безопасности. Таким именно способом в отношении к Израилю по плоти может быть понимаемо изречение: «не разсеется от имени твоего ктому».
Но слова: «не разсеется от имене твоего ктому», со всей справедливостью должен выслушать и духовный Израиль, то есть видящие Бога духовными очами и пораженные изумлением при виде славы Единородного; ибо они и до обращения к вере были под владычеством врагов, подклоняли духовную выю сатане, а вместе с ним и лукавым силам и были привязаны к постыднейшему плотоугодию. Но наконец разрушено было господство древле владычествовавших, и вместе с ними разрушен и пал грех и сокрушена сила страстей: ибо Христос освободил нас и через веру ввел в освящение, хотя мы и находились в многообразном рассеянии по различным и суетным страстям и по бесчисленно многим богам. Но мы уже не будем еще находиться в рассеянии, но всецело будем пребывать во Христе, имея одну веру, единое крещение, единого Господа Спасителя и Избавителя, и через него соединенные с Богом и Отцом единением духовным.
Наум.1:14. От дому Бога твоего потреблю изваянная и слиянная положу в гроб твой.
Немало Израиль оскорбил Господа, оказав измену Ему и нечестиво удалившись от спасшего его Бога и предавшись служению идолам; посему, сделавшись пленником, отведен был к врагам и таким образом переселен был в Ниневию. Но и оставшиеся в Иерусалиме, не смотря на то, были мало расположены любить Бога, непостоянны в благочестии, и не заботились об исполнении угодного Богу и свергали с себя иго служения Ему; но все еще приносили жертвы Ваалу, Астарте и воинству небесному. Когда же через святых пророков Бог высказал угрозу, ясно говоря, что Иерусалим будет разрушен, а жители его вместе с другими всенепременно отправятся в плен в страну чужую: то по временам некоторые из царей его отрезвлялись, и разрушали капища, и опрокидывали жертвенники, и предавали огню изваянное. Преимущественно пред другими прославился в этом отношении Иосия, о котором уже говорил человек Божий в то время, когда приносил жертву идолам Иеровоам, сын Навата, который ввел в грех Израиля, ибо он установил нечестивые жертвы золотым тельцам. А тот обратился к жертвеннику со словами Господа: «олтарю, сице глаголет Господь: се сын рождается дому Давидову, Иосиа имя ему, и пожрет на тебя жерцы: иже на высоких жрущыя на тебе, и кости человеческия сожжет на тебе» (3Цар.13:2). А что пришло в исполнение предвозвещенное им, об этом так засвидетельствовало Священное Писание. В четвертой книге Царств об Иосии так написано: «и заповеда царь Хелкии жерцу великому, и жерцем вторым, и стрегущым врат, изнести от храма Господня вся сосуды сотвореныя Ваалу, и дубраве, и всей силе небесней, и сожже я вне Иерусалима в садимофе кедрсте, и изверже прах их в Вефиль. И сожже хомаримы, ихже даша цари Иудины, и кадяху в высоких, и во градех Иудиных, и во окрестных Иерусалима, и кадящих Ваалу, и солнцу, и луне, и планетам и всей силе небесней. И изнесе кумир из храма Господня вне Иерусалима на поток кедрск, и сожже его в потоце кедрсте, и истни в прах, и вверже прах их в гробы сынов людских» (4Цар.23:4–6). Итак, видишь, каким образом «слиянная» поставлены были для некоторых как бы гробом и изваянная потреблены из дома Господня. В этом удостоверит и другое писание; во второй книге Паралипоменон так говорит: «в осмое лето царства своего», очевидно Иосии, «и той еще сый отрок, нача взыскати Господа Бога отца Своего Давида: и во второенадесять лето царства своего нача очищати Иудею, и Иерусалим от высоких, и лесов, и от капищ, и от истуканных. И разориша пред лицем его олтари Ваалимли, и высокая, яже на них: и посече дубравы и истуканныя, и слиянная сокруши, и истни, и поверже пред лицем гробов жрущих им. И кости жерцев сожже на олтарех их, и очисти Иуду и Иерусалим» (2Пар.34:3–5). Итак они погибли, как я сказал, в самых капищах, и как бы погребены были вместе с жертвенниками и слиянными, по слову пророчества. Надобно знать, что Наум пророчествовал во все времена Езекии. Потом был царем сын Езекии Манассия, который царствовал пятьдесят пять лет. Сын же Манассии Амон был царем около двух лет, а после него был (царем) Иосия, при котором исполнились слова пророчества, как только что показало нам слово Писания.
Наум.1:14–15. Яко скори се на горах ноги благовествующаго и возвещающаго мир.
Сделавшись пленниками, сыны Израиля жили в Вавилоне, но питали надежду, что некогда они опять возвратятся на родину и в непродолжительном времени достигнут древнего, свойственного их предкам благородства, так как об этом от лица Бога возвестили им святые пророки. А самым временем исполнения этой надежды было время царствования Кира, имеющего завоевать Ниневию, потому что и об этом опять предвозвестил им Исаия: он говорит: «сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу, отверзу пред ним врата, и гради не затворятся. Аз пред тобою пойду, и горы уравню, врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю». И спустя немного опять: «сей созиждет град мой, и пленение людей моих возвратит, не по мзде, ни по дарам, рече Господь Саваоф» (Ис.45:1–2, 13). Итак придет, говорит, к Израильтянам вестник мира, возвещающий поход Кира, когда они свергли иго плена, сокрушили жезл своих властителей и расторгли узы необычайного рабства и возвратившись опять на родину стали блаженствовать.
Но если бы кто захотел и стал относить смысл изъясняемых слов к проповеди святого Крестителя, то и он поступил бы правильно: ибо он (Креститель) пребывал в пустыне и как бы вопия в горах благовествовал мир, то есть Христа. И так прекрасны и скоры ноги говорящего: «уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его» (Ис.40:3).
Наум.1:15. Празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь обеты твоя, зане не приложат ктому еже проити сквозе тебе во обетшание.
Так как закон повелевал, – не приносить жертв вне священного и божественного двора, но только в том месте, «еже изберет Господь Бог твой... призвати имя его» (Втор.12:26); то Израильтяне, находясь на чужбине и живя в стране Персов и Мидян, проводили жизнь, совсем не имея возможности исполнять предписанное им законом, не могли совершать обычных праздников, приносить жертв, начатков, благодарственных жертв, по закону, ни заколоть агнца в новомесячие; может быть они даже не решались и на само славословие Бога. И это мы говорим на том основании, что божественный Давид от лица народа, жившего в Вавилоне, говорит: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона: на вербиих посреде его обесихом органы нашя» (Пс.136:1–2). И к этому еще прибавляет: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136:4)? Находясь, как я сказал, очень далеко от своей земли, от храма и скиний и не имея священного места, они по необходимости не могли исполнять того, что требовалось законом. Когда же наконец наступило освобождение из плена, – некто, или вестник мира, коего «ноги скори», или сам пророк справедливо возвещает им, что им можно праздновать праздники, воспевать благодарственные песни и беспрепятственно исполнять то, что обещано. Кроме того обещает, что в непродолжительном времени совершится погибель врагов: не приложат, говорит, «проити во обетшание», то есть, они не пребудут еще на долгое время, не будут иметь нестареющегося или нескончаемого благополучия; ибо прекратит свое существование Вавилон (или царство Ассириян) и, уничиженный, исчезнет он.
Да внимает сим словам скорее всего духовный Иудей. «Не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога» (Рим.2:28–29). Итак таковой будет светло праздновать праздники, имея твердую веру, очевидно во Христа, получив освящение духом, блистая благодатью сыноположения, принося себя в воню благоухания, совершая всякий вид добродетели, целомудрие, воздержание, мужество, терпение, любовь, упование, нищелюбие, благость, долготерпение: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр.13:16). Сверх того да знает духовный Иуда о всяком враге и тех, которые властвовали над ним, что «не приложат ктому еже проити во обетшание», то есть, они будут устранены, очевидно, посланные на вечное наказание, что и совершил Христос, повелевая нечистым духам отъити в бездну и давая любящим Его власть противиться врагам, мужественно бороться против страстей и уничтожить грех и «наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лк.10:19).
* * *
В слав. «сына Елкесеева».
В славянском слово «Господь» отнесено к предыдущему предложению, как и в авторит. изданиях LXX; но у Св. Кирилла как в Евр., Халд., Сирск. и Араб. (у Вильт.).
Слав.: возвеличится плачевопльствие в Иерусалиме, яко «плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне», – русск.: «поднимется большой плач Гададриммона в долине Мегиддонской». Так и Вульгата: «planetus Adadremmon in campo Mageddon». Гадад-Риммон есть название города в долине Мегиддо, где в сражении с Египетским царем Нехао был убит иудейский царь Иосия. Это был последний благочестивый царь, управлявший народом иудейским в течение 30 лет, находясь под благоволением Божиим. После него началось уже окончательное порабощение Иудеи. Народ торжественно оплакал царя в Иерусалиме и Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иер.22:10); все певцы и певицы говорили об Иосии в плачевных песнях своих и они вписаны в книгу плачевных песней (2Пар.35:20–27; 4Цар.23:29; 2Ездр.1:30). О том, что было при Гадад-Риммоне в долине Мегиддо, и говорил пророк. Иероним называет Adadremmon, получивший позднее имя Максианополис (в 17 рим. милях от Кесарии и в 10 – от Ездрелона, Migne t. XXV. col. 1515). Имя Гадад (в честь сирийского бога солнца) носили цари Дамасские (Ам.1:4; Иер.49:29; 2Цар.8:3 и др.), и Риммон называется в 4Цар.5сирийский царь, имевший храм в Дамаске (Риммон может быть сокращением Гадад-Риммон). Еврейские ученые Кимхи и Абен-Езра отказываются от объяснения этого места. Таргум (у Вальтона) разумеет плач об Ахаве, сыне Омрия, которого убил Гадад-Риммон, сын Табримона (3Цар.22:54; и 2Пар.18:33), и плач об Иосии, сыне Амона, которого Фараон-Хромец убил на поле Мегиддо (2Пар.35:20–27 и др. см. выше).
См. стр. 32, 52, 53 толкования св. Кирилла на пророка Иону.