Глава 36
1. «И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их» (Ис. 36:1). Удивителен был тот муж, удивителен и велик. Выслушай: когда Бог намерен сделать что-либо дивное, то Он раньше соображает; «пошел», говорится, «против всех укрепленных городов Иудеи и взял их», – чтобы ты не думал, что Иерусалим мог спастись со своими укреплениями. Смотри на правду мужа, который был защитником города. Неприятель взял другие города, но не мог завоевать Иерусалима. Тем не менее, он продолжительное время занимался военными действиями относительно его. Как человек смелый, переходя чрез ограждавший вал, он овладел прочими городами.
2–3. «И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском» (Ис. 36:2). Он хотел удержать все города, а также завладеть и этим. Но почему же – «с большим войском»? Только затем, чтобы объявилась сила Божия. Он пришел внезапно, устрашая словами и видом многочисленных воинов, привел жителей города в трепет; он не знал, что он возвратится с окаменелым сердцем и разбитой надеждой. «И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:3). Как же они не устрашились, если пришедший, не как храбрый воин, но как деспотический царь, намерен был все истребить по своей смелости?
4–5. «И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий» (Ис. 36:4). Он счел обременительным назвать Езекию царем... «Что это за упование, на которое ты уповаешь?» Справедливо ты сказал, что битва совершается не словами и не мудростью, но силою Божиею. Что значат эти слова: «Я думаю, что это одни пустые слова» (Ис. 36:5)? Они означают или слова, направленные к Езекии, или мысль того, который думал, что евреи сильны только на словах, говорил о них с насмешкою, как бы так: хотя у тебя советники – пророки, однако, в этом нет никакой пользы, но нужны оружие, стенобитные машины, храбрые мужи, сила, – по обычаю варваров и сильных. О, бесполезное и гордое слово, о, нездравый ум! «Для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?»: если ты разумно не устроишь войско, то труд будет тщетным и напрасным. «Итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?» Кто придает тебе храбрости? Разве египтяне? Говоря о слабости их, он утверждает, что они не приносят никакой пользы, а даже вредят; это он говорил справедливо, остальное же – неправда.
6–10. «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную» (Ис. 36:6). Подобно Иезекиилю, он называет египтян тростями; помощь их, говорит он, не тверда; она не только не приносит пользы, а даже вред: «если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если скажешь мне: «на Господа, Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь?"» (Ис. 36:6, 7): никакой пользы не принесет вам таковое заблуждение. Что же он сказал после того? Приказав воинам держать город в осаде, сказал: «Итак вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским; я дам тебе две тысячи коней; можешь ли достать себе всадников на них? И как ты хочешь заставить отступить вождя?..» (Ис. 36:8, 9). Смотри, каково свидетельство от неприятелей: «надеясь на Египет». Что ты говоришь, жалкий человек? Если уповающие – рабы, по той причине, что они уповали на египтян, то этими словами он вновь унижает гордость египтян; однако, он с пользою поносил их, указывая на надежду на Бога, который часто мог посылать им величайшую помощь. Смотри, каким образом он приводил их к сомнению: «Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее?» Он, говорит, вывел нас и потом не может нас сохранить? «И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь..."» (Ис. 36:15). А ты говоришь, он вывел нас?
11–21. «И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене» (Ис. 36:11). Смотри, как они вызывали его. Тебе нужно было надеяться, на силу Божию; ты, говорит, не устрашай умов твоих воинов. Эти слова полны великого безумия: этот гордец расслаблял ум воинов то обещанием благ, то страшными угрозами. «Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?» (Ис. 36:18). Он говорит о слабости прочих богов, потом Самарии и союзников. Смотри на старание его о том, чтобы сделать победу славною. «Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?» (Ис. 36:19). Ты сказал, что они не принесли спасения; но если сохраняет Бог, то по твоему же разуму Такой Бог есть великий и неодинаковый с прочими.
«Да ядят мотыла, и пиют мочь» (Ис. 36:12) (в русском переводе этих слов нет). Смотри, он угрожает всем людям, особенно иудеям, омерзительными казнями. «Но они молчали и не отвечали ему ни слова» (Ис. 36:21). Почему? «Потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему». О, несчастный! Ничего нет подобного Богу; не думай, что помощь бессильна. Слышащие это разрывали свои одежды и объявили об этом Езекии; а он, наученный от Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные... одевался во вретище» (Пс.34:11, 13), сделал то же самое.