Источник

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина

Приидите, все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин, – радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники (когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину) проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося им каждый посильные дары: то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез Которую весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная (Лк. 1:28); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую Леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение, человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

Но почему Дева Матерь родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшого к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и Божественнее, – именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но и оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденаго всея твари, в Нем же всяческая состоятся (Кол. 1:15, 17). О блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь объязана вам благодарностию. Чрез вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший – чистую Матерь, единую достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее! О земля, принесшая обилие хлеба животного, как Сам Христос сказал: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает (Ин. 12:24). О сосцы, воздоившие кормилицу Питателя мира. О чудеса чудес! О явление всех удивительнейшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию. Чтоже далее скажу? Мой ум выходит из себя самого: то страх, то удовольствие занимает душу; сердце волнуется, язык немеет. Изнемогаю от восторга; падаю пред величием чудес. Но сильное чувство сделало меня вдохновенным; умолкни страсть! Удались страх! Взыграй цевница духа: да возвеселятся небеса, и радуется земля! (Пс. 95:11).

Ныне отверзаются бесплодные врата и являются Божественные врата девические, из которых и чрез которые – по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов – сый над всеми Бог, облеченный плотию, входит во вселенную (Рим. 9:5; Евр. 1:6). Ныне от корня Иессеева прозябл жезл, из которого произойдет Богоипостасный цвет для мира. Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле небо Тот, Который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это небо несравненно Божественнее и удивительнее того, потому что на нем воссияло Солнце правды – Тот, Который на небе угвердил солнце. Два в Нем естества, хотя неистово вооружаются против этого Акефалы; едина ипостась, хотя разделяют ее Несториане. Вечный Свет, от вечного Света прежде веков происходящий, невещественный и бестелесный, воплощается от Девы, и яко жених от чертога происходит – Бог, соделавшийся земнородным. Он радуется, яко исполин тещи путь нашей жизни, поспешая чрез страдания к смерти, дабы связать крепкого, и сосуды его расхитить (Мф. 12:29), т. е. исхитить наше естество и заблудшую овцу привести на небесную пажить. Ныне тектонов сын, вседетельное Слово Сотворшего Им всяческая, крепкая мышца Бога Вышнего, Духом как бы перстом Своим изощрив притупленную секиру природы, соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог, образ которой видел Иаков, по которой Бог, сошедши неизменен, или, лучше сказать, преклонив Себя, явися на земли, и с человеки поживе (Вар. 3:38). Это сошествие означает произвольное уничижение, жительство на земле, сообщение познания о Себе живущим на ней. Лествица духовная, т. е., Дева, утверждена на земле: ибо Она родилась от земли; глава Ее касалась неба: ибо как всякой жены глава – муж, а Сия не знала мужа, то глава Ея был Бог и Отец, Который, осенив Её Духом Святым, как бы Божественное духовное семя, послал Сына Своего и Слово – всемогущую силу. Отец благоизволил, чтобы не чрез естественное сообщение, но от Духа Святого и Девы Марии сверхъестественным образом Слово соделалось плотию непреложно, и вселилось в нас; потому что сообщение Бога с человеками бывает посредством Духа Святого. Многий вместити да вместит: имеяй уши слышати да слышит. Удалим от себя понятия плотские. Божество бесстрастно, о человеки! Отец, бесстрастно родивший от начала по естеству, Того же Самого Сына опять бесстрастно раждает по строительству спасения людей, как свидетельствует и Богоотец, говоря: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих тя (Пс. 2:7), Слово – днесь не может относиться к предвечному рождению, так как оно вне времени.

Ныне устроены святые врата со стороны востока, чрез которые Христос внидет и изыдет, и врата сия будут заключена (Иез. 44:1, 2), в которых Христос есть дверь овцам. Ему имя – Восток; чрез Него мы получили доступ к Отцу, источнику света. Ныне повеяли тихие ветры, предвестники всемирной радости. Да возвеселятся небеса – горе и да возрадуется земля – долу, и да восплещет всемирное море в веселии! В нем рождается раковина, которая, чрез вышнее Божественное сияние, зачнет во чреве и родит драгоценнейшую жемчужину – Христа. Из Нее Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! Рождается Агница, чрез которую Пастырь соделается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! Родилась Дева, Которая – по словам Исаии – зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, т. е., с нами Бог. Знайте, Несториане, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам. Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись, Анна, неплоды, нерождающая, возгласи и возопий не чревоболевшая (Ис. 54:1). Возрадуйся, Иоаким: от дщери твоей Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, и нарицается имя Его Ангел великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да сожмет рукою уста свои! Отроча – Бог: как же не – Богородица родившая Его? «Кто не исповедует Святую Деву Богородицею, тот – безбожник». Это не мои слова, хотя я привожу их в моем слове; их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова.

О, блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их (Мф. 7:16). Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению бестелесно Родившего, телесно произвесть на свет один единородный Свет, не рождающий, но всегда рождаемый, которого особенное личное свойство есть рождаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство рождающее, соединение Божества и человечества, страсти и бесстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все – для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так воссоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению.

О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычицу Ангелов. О дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О лилия, среди иссохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось пременение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левиина перешло в Давидово. О роза, от терний иудейских процветшая и своим Божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями, – уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою. Ныне начало спасения миру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесь и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте – не бойтесь! Ибо родилась нам Матерь Божия во святом дворе овчем, от Которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Взыграйте горы – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания! Рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, – величие Ангелов и человеков, от которой без рук телесным образом благоизволил отсечься краеугольный Камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в себе различные естества – Божеское и человеческое, и созидающая Ангелов и человеков, язычников и плотского Израиля, в единого духовного Израиля: гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная: гора, юже благоволи Бог жити в ней, колесница Божия тмами тем, тысяща горбующих (Пс. 67:16–18) благодатию Божественною, то есть, Херувимов и Серафимов; верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огнь, но светлое блистание Всесвятого Духа. Там слово Божие на каменных досках начертано закон Духом, как бы перстом своим; а здесь Само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей и дало само Себя нашему естеству действительнейшим врачевством спасения. Там – манна; здесь – услаждающий манну. Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, – да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это было важно только потому, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного первообраза.

Ныне вседействующий Бог Слово, изшедший из лона Отча, составил новый свиток, написанный Духом – языком Божиим, как бы тростию. Он дан был человеку, знающему письмена, но этот не разумел его: т. е., Иосиф не познал ни Марии, ни силы самого таинства. О дщерь Иоакима и Анны священнейшая, укрытая от властей и сил, и разженных стрел лукавого, жившая в чертоге Духа и соблюденная непорочною в невесту Божию и по естеству Матерь Бога! О дщерь священнейшая, еще в объятиях матерних покоящаяся, но страшная для сил отпадших! О дщерь священнейшая, млеком матерним питаемая и Ангелами окружаемая! О Дщерь Боголюбезная, слава родителей! Тебя ублажат вси роди, как Сама Ты о Себе истинно сказала (Лк. 1:48). О дщерь, достойная Бога, украшение естества человеческого и исправление праматери Евы! Твоим деторождением она восстала от падения. О дщерь всесвятая, украшение жен! Хотя Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую для змия орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, Сама искусила змия прельстителя и ввела в мир бессмертие. О дщерь приснодевственная, без мужа зачавшая, так как во чреве Тобою носимый имеет Отца вечного! О дщерь земнородная, в Богородительских объятиях носившая Создателя! Целые веки состязались, кому достанется слава Твоего рождения; но предопределенный совет Бога, Творца веков, победил эту борьбу веков, и последние сделались первыми, осчастливленные Твоим рождением. Поистине, Ты соделалась честнейшею всех тварей: от Тебя одной Творец занял часть – основание нашего естества; плоть Его – из Твоей плоти, и кровь – из Твоих кровей; млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божии. О непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих, предузнав достоинство Твое, возлюбил Тебя, – возлюбив предуставил и в последок времен исполнил предопределенное, соделав Тебя Богородицею, Материю и Питательницею Сына Своего и Слова.

Справедливо говорят, что противное служит лекарством для противного; но нельзя сказать, чтобы из противного происходило, противное, – хотя каждая вещь заключает в себе нечто как бы противное своему свойству, от преизбытка того, от чего она произошла. Например, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, таким образом стал крайне пагубен (Рим. 7:13): так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения. Иде же умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20). Если бы мы сохранили первое соединение с Богом, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшего; а ныне хотя, по причине греха, и недостойны сделались прежнего общения с Ним, не сохранив того, что получили; но по милосердию Божию помилованы и опять приняты в такое общение с Ним, которого никто не силен расторгуть, так как принявший нас силен сохранить его неразрывным. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении и народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего – Того, Который стяжал его Себе рукою крепкою и мышцею высокою, в знамениях и чудесах извел из дома рабства Фараонова, провел чрез Чермное море и руководствовал его на пути в облаке днем и всю ночь во свете огня; когда Израиль обращался сердцем своим в Египет, и таким образом сделался народ Господень не народом Господним, помилованный – непомилованным, возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне рождается Дева, чуждая прародительского тления, обручается Самому Богу, рождает милосердие Божие; и не народ Божий становится народом Божиим, непомилованный получает милость, невозлюбленный делается возлюбленным, – потому что из Нее рождается Сын Божий возлюбленный, в Котором – все благоволение Божие.

Плодоносная лоза прозябла от Анны, и созрел сладчайший грозд, источающий сладкое питие земнородным в жизнь вечную. Иоаким и Анна посеяли себе в правду и пожали плод жизни; они зажгли для себя светильник ведения и взыскали Господа, – и явилось им прозябение правды. Веселись земля; и возрадуйтесь о Господе Боге вашем, сыны Сионовы! Пустыня процвела; бесплодная изнесла плод свой, Иоаким и Анна, как умные горы, искапали сладость. Радуйся, блаженнейшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божия, – дщерь света, источник жизни, избавление жен от осуждения. Богатыя из народа будут умолять сию Дщерь (Пс. 44:13), цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Эту Дщерь Ты приведешь к Всецарю – Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканною одеждою, и украшенную благодатию Духа. Слава Ее – внутрь. Всякой другой жены слава – муж, отвне приходящий; но слава Богоматери – внутрь; это – плод Ее чрева. О вожделенная и треблаженная дщерь! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! О дева – дщерь царя Давида и Матерь Всецаря Бога! О Божественный одушевленный образ, на который Творец Бог благоволительно взирает: ибо у Нее – ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к Единому достойному желания и любви; ненависть – только ко греху и виновнику оного. Ты будешь иметь жизнь лучшую жизни естественной, будешь иметь ее не для Себя только Самой, потому что Ты не для Себя Самой только рождена. Ты будешь жить для Бога, благодатию Которого вступила в жизнь, чтобы послужить спасению всего мира, чтобы чрез Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении. Твое сердце насладится словом Божьим и напоится им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо насажденное при истоках вод Духа, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Ее всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши, чрез которые вошло воплощающееся Слово, настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа; ноздри обоняют благоухание мастей Жениха, Который есть Божественное миро, свободно изливающееся и помазующее человечество Свое: ибо миро излияное имя Твое, – говорит Св. Писание (Песн. 1:2); уста восхваляют Господа и облобызают Его уста; язык и гортань рассуждают о слове Божием и изливают Божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога; чрево, в котором обитал Невместимый, и сосцы, млеком питающие Богомладенца Иисуса; дверь Божия приснодевственная; руки носившие Бога, и колена – престол, превысший Херувимов, коими сильны были слабые руки и немощные колена; ноги, управляемые законом Божьим, как светильником света, и неуклонно ему последующие, пока приведут любимого к любящей. Вся – чертог Духа; вся – град Бога живого, который веселят устремления речная (Пс. 45:5), т. е., струи благодати Святого Духа; вся – добра; вся – близ Бога: потому что, возшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.

О чудо выше всех чудес! Жена сделалась высшею Серафимов, потому чго Бог явился малым, чем умален пред Ангелами. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Благодатная Дева, храм Бога святой, который построил и в котором вселился духовный Соломон – Начальник мира; храм, украшенный не золотом и камнями бездушными, но вместо золота сияющий Духом, вместо драгоценных камней имеющий многоценную жемчужину – Христа, угль Божества! Умоли Его коснуться устам нашим, чтобы мы, очистившись, воспели Его с Отцем и Святым Духом. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, едино Божество в трех лицах! Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе и из Тебя совершиться таинству, прежде век предопределенному. Свят крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от беcплодной матери, чтобы Самому, Единородному из Отца и Первородному всея твари, родиться также Единородным из Тебя, Девы Матери, и Первородным во многих братиях, подобно нам приобщившись из Тебя плоти и крови. Но Он произвел Тебя не из одного отца или одной матери для того, что совершенная единородность была особенною принадлежности одного единородного: ибо Он один есть Единородный из единого Отца и один Единородный из единой Матери. Свят бессмертный, Всесвятый Дух, росою Божества Своего сохранивший Тебя невредимою от огня Божественного, – как прообразовала Моисеева купина.

Радуйся, овчая купель (Вифезда), священнейший храм Божией Матери! Радуйся, овчая купель, праотеческое жилище Царицы! Радуйся, овчая купель – древнее сборище овец Иоакимовых, а ныне Церковь небообразная словесного Христова стада, древле однажды в год принимавшая Ангела Божия, возмущавшего воду, и только одного больного возвращавшая от болезни к здравию, а ныне вмещающая целый сонм сил небесных, восхваляющих с нами Богоматерь, бездну чудес, источник всемирного врачевания. Она приняла не служебного ангела, но Ангела великого совета, Который сошел, как благодатный дождь на руно, без шума, и все страждущее, к истлению клонившееся, естество возвратил к здравию невредимому и жизни нестареемой. Силою Его лежавший в Тебе расслабленный человек вскочил как елень. Радуйся, честная овчая купель; да умножится благодать Твоя! Радуйся, Мария, сладчайшая дщерь Анны! (любовь опять влечет меня к Тебе). Какими словами изображу величественную Твою поступь, одежду, красоту лица Твоего, зрелый ум в младенческом теле? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь важная, спокойная, твердая; нрав степенный, не чуждый веселости, но неприступный для мужчин: свидетель тому – страх, объявший Тебя при нечаянном приветствии Ангела. Тиха и покорна родителям. Мысль смиренная, но погруженная в высшие созерцания. Речь приятная, льющаяся из незлобивого сердца. Как же назвать Тебя, если не жилищем достойным Бога? Достойно ублажают Тебя все роды, как избранное украшение человечества. Ты – слава священников, упование христиан, многоплодная отрасль девства: от Тебя повсюду развился цвет его. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! Исповедующие Тебя Богородицею – благословенны, неисповедующие – прокляты!

О священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово в честь Рождества Богородицы. О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Прими слово от раба грешного, но исполненного пламенной любви и Тебя одну стяжавшего радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомненный залог спасения. Сними с меня тяжкое бремя грехов; рассей мрачное облако, облежащее ум мой; смягчи земную грубость во мне; останови искушения; управь счастливо жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир миру и всем православным жителям града сего совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей Твоих и всея Церкви. Буди, буди!

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь200.

* * *

200

Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVI, col. 661–680; ср. Избранные слова святых отцев в честь Пресв. Богородицы Москва. 1886 г., стр. 14–27; Христ. Чтен. 1828 г., XXXI, стран. 227–249.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle