Источник

Слово в неделю Ваий. Святого Андрея, архиепископа Критского

Возлюбленные! Коснемся таинства настоящего праздника, откроем таинственное богатство нынешнего дня: может быть, краткое изъяснение сокровенного в нем сокровища доставит вам великую пользу... Приидите же, сретим Христа, Который днесь возвращается из Вифании и добровольно грядет на честную и блаженную страсть нашего ради спасения. Ныне грядет во Иерусалим Тот, Кто для нас сошел свыше, дабы нас, лежащих долу, возвысить с Собою превыше всякаго начальства, и власти, и силы,.. и всякаго имене именуемаго (Ефес. 1:21), грядет же не как ищущий славы и не с великолепием, но является кротким и смиренным. Что смирнее подъяремника? А Он (Христос Спаситель), седящий на херувимех, не устыдился воссесть на жребя, как на трон, исполняя древний пророческий глас: рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича (Захар. 9:9; Матф. 21:5). Являлось ли когда-либо среди людей смирение более и величественнее оного, которое славою своею возбуждает удивление?.. И не отвращайся, кто бы ты ни был, слыша о том, что Седящий на херувимах совершает вход на жребяти. Но прииди и научись истолкованию сего и веруй домостроительству, дабы тебе познать силу таинства и поклониться предведению Господа.

Итак, приидите и будем подражать исшедшим в сретение Господу, не одежды и ваия распростирая по пути Его, но, елико возможно, сами распростираясь смиренным духом и правым сердцем и приемля в себя грядущее Слово, вмещая в себе нигде невместимого Бога: ибо это приятно Тому, Кто нисшел ради нас, дабы тесным соединением с нами совозвести нас с Собою. Так должно нам простереть самих себя Христу, а не одежды или бездушные ветви. Но поставим самих себя у ног Христа облеченными, вместо одежд, в благодать Его или в Самого Его: ибо (сказано) елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галат. 3:27). Будем ежедневно говорить священные слова, потрясая ваиями души: благословен грядый во имя Господне Царь Израилев (Ин. 12:13). Куда и откуда грядый? – к нам от Отца, ко кресту от чуда над Лазарем. Когда грядый и ради кого? – по исполнении времен, ради нашего спасения: поскольку единою в кончину веков (Евр. 6:26) Он добровольно избрал смерть за людей, – по избытку человеколюбия Он стал человеком, дабы спасти человека. Итак, последуем смирению Христову, объимем нищету, дабы обогатиться; вкусим креста, дабы наследовать сладость жизни. Скажем и мы Христу, скажем: благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. Прославим (и мы) Его не ветвями ваий, но похвалою взаимного милосердия. Расстелем у ног Господа, вместо одежд, желания сердца, дабы, проходя по нас, Он был весь в нас и показал всех нас в Себе и Себя всего в нас. Речем Сиону оное возглашение пророческое: „Дерзай, дщи Сионя: не бойся. Се Царь твой грядет тебе кроток и всед на подьяремника и жребца юна; приходит Иже везде сый и вся исполняяй, дабы в тебе совершить спасение всех; приходит Тот, Кто пришел призвать не праведных, но грешных на покаяние, дабы воззвать заблудших грехом. Итак, не бойся: есть Господь посреди тебя: не подвижися, приими распростертыми руками Того, Кто на руках Своих написал стены твои; приими Того, Кто на дланях Своих утвердил основания твои; приими Того, Кто принял все наше кроме греха, дабы наше потребить Своим. Радуйся, мати градов, Сион; не бойся, торжествуй праздники твои, прославляй за милосердие Того, Кто к нам пришел в тебе. Радуйся, дщерь иерусалимская, воспевай, взыграй, светися, светися: прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия (Ис. 60:1). Мы – стадо Христово, которое Отец освятил, Сын сопризвал и Дух Святой запечатлел божественною банею крещения. Приидите, потечем к единородной твердой и действенной вере Церкви.

Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? – начертай образ бывшего тогда. Вообрази умом, что ты соприсутствуешь Христу, грядущему в Вифанию. Присоединись к сообществу учеников. Помысли, как Он подходил к пещере погребенного. Вообрази, что ты своими очами видишь Лазаря и, наконец, взираешь на все совершенное там. Потом последуй оттуда за Христом. Будь спутником Победителю, вместе с толпой потрясая знамениями победы. Вместо ваий принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои руки, простертые к милостыне. Ризами подстели „Покрывающему небо облаки“ не плотские одеяния, но всего себя предай верою всему Воплотившемуся ради тебя; облеки Им всего себя, как одеждою, и прими всего Его, ради тебя пришедшего и грядущего на страсть. Будь, если угодно, жребятем, являя юношескую бодрость жребяти при старческом уме; понеси Христа, грядущего во Иерусалим; соделайся жребятем по простоте мысли. И как тот следовал за посланными в Виффагию отрешить и привести его, нимало не противясь, а лишь преклонившись пред ведущими его: так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово смирение, ни в чем не противясь, – и будешь поистине жребя Христов, освобожденный от скотского неразумения. Уподобься детям еврейским: младенчествуй во зле (1Кор. 14:20). Перемени седину волос на кротость младенца: бесполезна седина, если нет простоты... Сопутствуй Господу с народом, предшествуя народу. Вос- приими пророческие уста; воспой, прославь Возводящего тебя от славы в славу; стань Сионом, стань душою Иерусалима, действительным градом Божиим, градом прославленным, дабы принять Христа вселяющегося в тебя. Се бо Господь грядет к тебе кроток и спасая, не величаясь благодеяниями. Расшири двери уст твоих, воспой с детьми, взывая: благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Соделай сердце свое горницею постланною, дабы принять Христа для вкушения Ему у тебя вечери. Но, трапезуя со Христом, не подражай Иуде. Вкушая трапезу таинственную, не опускай руки в блюдо вместе со Христом; не будь безрассуден – замышлять на Учителя. Если ты слышишь: „един от вас предаст меня“, не величайся; смирись со смиренными, заботься о молчании с молчаливыми. А если спросят тебя, отвечай кротко Всеведущему и не мудрствуй, паче еже подобает. Кто же уготовает сердце свое, как горницу, – кто подражает ослице и принимает Христа? – Тот, кто окажется вечерею для Христа, предлагая жизнь свою в пищу Изрекшему: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, иже есть на небесех (Ин. 4:34); кто имеет столь пламенную веру, что желает претерпеть со Христом вожделенную и блаженную страсть; кто, слыша предречение ученикам: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание и биение и пропятие (Матф. 20:18), отвергает всякое мирское пристрастие; кто подражает своему Господу, ради Него охотно перенося все, что Он добровольно претерпел ради людей. Ибо Он страдал не за Себя Самого, но образ давая нам и показывая предел мужества и смирения, дабы мы не падали духом, когда приключится с нами что-либо прискорбное.

Каким же это образом? Внимательно выслушай, дабы понять значение сказанного.

Кто-либо оскорбил тебя словом, не сердись: поскольку и Христа, Который есть Господь Бог, поносили. Ты получил тяжкую обиду от ближнего? Но Христос перенес и заушения. Ты опозорен? Но Господь претерпел и оплевания и носил хламиду – одежду поругания. Ты – в бесчестии? Но и над Христом глумились, что и предрек Исаия: безчестно бысть (лице Его), и не вменися (Ис. 53:3). Тебя ударили рукою? Но и Христа ударяли по лицу, и Его главу били тростью. Тебя мучат? Христос даже был распят: гвозди пронзили руки и ноги Его; однако же, и пригвожденный ко кресту, Он молился за распинателей Своих (Лук. 23:34). Насколько это тяжелее того? Насколько страдания Христовы тягостнее наших? Конечно, ничто прискорбное, что когда-либо случалось с нами, не может сравниться со страданиями Христа: наши страдания должны считаться весьма легкими и ничтожными, как страдания только людей грешных и смертных, которые подвержены изменениям, рождаются и умирают. А насколько страдания Христовы превосходнее наших, сего не может выразить никакое слово: поскольку они суть страдания Господа, всесвободного Бога, Который не подвержен греху, – Бога неизменяемого, бессмертного, у Него же несть пременение, или преложения стен (Иак. 1:17). Но, без сомнения, хотя Он грехи наша носит, и о нас болезнует; однако, Сам беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53:4, 9): ибо Он весь есть правда и освящение, избавление, и отгнатель всякого греха. И не взирай только на величие страданий Христовых, но почти достоинство Терпящего. Помысли: какая разница – видеть простого человека повешенным на дереве, и зреть Бога посреди разбойников? Помысли: кто когда-либо восхотел потерпеть такие страдания, для перенесения которых добровольно Христос явился в мир? И когда же это? – после Божественных знаний, после исцелений, после неслыханных врачеваний недугов, после благодеяний, которыми Он никогда не преставал ущедрять приходивших к Нему, немедленно разрешая должников, одним законополагая отпущение, других изымая от осуждения...

А как не привести на память тех бедствий, которые Господь испытал в конце, именно, искушений, которые Он перенес прежде креста, – предания и льстивого лобзания, нашествия с оружием и дрекольми, приведения к Каиафе, лживых свидетельств, допроса пред судилищем, вопля, который подняли иудеи, возбуждая толпу: распни, распни Его, бичеваний, насмешек, заплеваний, заушений, тернового венца, хламиды червленной, отведения на Голгофу!?.. Что еще было на кресте? – Гвозди, пропятие на древе, оцет, желчь, копие, жребий, брошенный об одеждах, разделение их, поругания при кресте, когда одни, покивая главами, говорили такие слова: иныя спасе, Себе ли не может спасти (Матф. 27:42), другие: аще ты еси Христос, спаси Себе (Лук. 23:39); иные: уа, разоряяй церковь, и треми денми созидаяй ю: спасися Сам, и сниди с креста (Марк. 15:29); другие: остави, да видим, аще приидете Илия спасти Его (Матф. 27:49); иные: аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Матф. 27:42). Представляется ли это тебе малым для образца смирения? Умолчал ли бы ты, если бы перенес даже один вид таких страданий Христовых? Но Христос молчал, претерпевая все. А сколь страшно и дивно то, что последовало за крестом!? Подумай: небо свыше омрачилось, солнце затмилось, луна потускнела, земля потряслась, бездна смирилась, горы расселись, могилы извергли своих мертвецов, – и сколько еще великого случилось в это время! Обличенные сим и наученные, что страдавший был Бог, иудеи, вследствие столь необыкновенных событий, должны были бы, переменив прежнее мнение, узнать должное; но от злобы они не сделались лучшими и не престали (злодействовать), а подвиглись на худшее. Скажу и о злодеяниях их после погребения Христа: о страхе при гробе, о запечатании камня, об измышлении касательно воскресения, о распространенном обмане: помянухом, яко льстец Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третияго дне (Матф. 27:63–64); и затем: рцыте, яко ученицы Его, нощию пришедше, украдоша Его (Матф. 28:13)...

Помысли, человек, сколь велики страдания Христа моего и Бога, которыми Он потребил мои страсти! Сколько образовалось для меня источников благодеяний, сколько спасительных врачеваний! Сколько в течение двух дней перенес от иудеев Тот добрый Пастырь, Который положил душу Свою за нас – овец! Сколько – прежде страсти от дня явления Своего Израилю! То они говорили: беса имаши (Ин. 8:48), то: ядца и винопийца, друг мытарем и грешником (Лук. 7:34); иногда: „разрушает (Иисус Христос) закон“, „разоряет субботу“, – иногда: „самарянин есть“ и: „сын тектонов“ и прочее, что содержится в Евангелиях. А что сказать об искушениях и вопросах с целью уловить Господа: достойно ли есть дamи кинсон кесареви, или ни (Матф. 22:17)? коею властию сия творити (Матф. 21:23)? кое знамение являеши нам, яко сия твориши (Ин. 2:18)? доколе души наша вземлеши? аще ты еси Христос, рцы нам не обинуяся (Иоанн 10:24)... Как много предпринимали дерзкие и христоненавистные люди против Кроткого и Смиренного, – против Того, Кто претворял для них воду в вино, Кто вместе с ними вечерял, Кто призывал самарян, оправдывал мытарей, блудниц обращал к целомудрию, иссушал течение кровей, изгонял демонов, очищал прокаженных, хромых, согбенных соделывал прямоходящими, укреплял члены расслабленным, исцелял сухую руку, подавал глухим слух, слепым – зрение, немым – способность речи, ходил по морю, немногими хлебами питал многие тысячи людей, словом возбуждал мертвецов! О, если бы и нас, мертвых грехами и страстями прельщения, Он сооживил в Себе, благодатью и милосердием Своего человеколюбия! Чрез Него и с Ним слава, честь и поклонение Отцу и благому, животворящему Его Духу, ныне и присно и во все бесконечные веки веков. Аминь171.

* * *

171

В сокращении. См. Curs Compl. Рatrolog. Migne, tom. ХСVII. col. 985–1018; cp. „Toржественник“ – рукоп. Московск. Синодальн. библиот. (284–CCLXXI), л. л. 239–250; Церковн. Ведом. 1900 г., № 13, стран. 523–527.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle