Источник

Период второй. Отделение первое (312–420 г.). § 96. Знаменитости четвертого века.

Четвертый век христианства был веком необыкновенным, единственным в ряду веков христианских; это – век светоносный и по числу, и по величию светил Церкви. В продолжение сего времени писаны сочинения по всем отраслям христианского знания, и Церковь Вселенская признает святоотеческие творения сего века, по преимуществу, образцами для последующих веков, называя в особенности некоторых из св. отцов сего века вселенскими учителями. Даже самая взыскательная, неблагоговейная к достоинству св. отцов критика не отказывает святоотеческим творениям четвертого века в чести быть образцовыми для веков последующих; так неоспоримо высоко их достоинство! Ближайшие века, пятый и шестой, славны своими учителями: но эти учители были только подражателями и учениками богомудрых мужей 4-го века, и великий век, золотой век просвещения христианского, не возвращался более для Церкви. Тем, чем были св. Златоуст, пророк Сирский, Иероним для толкования Священного Писания; тем, чем были для изложения догматов Богослов Назианзский, Василий Великий, Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, – не были последующие учители Церкви. Макарий и Антоний отцы пустыни, Василий Великий и в пустыне, и на кафедре, соединяли в духовно-нравственных наставлениях опытность зрелого духовного возраста с возвышенностью и глубиною мысли изумительными. А о процветании духовного витийства в четвертом веке излишне и говорить. Одно число великих четвертого века поразительно. Между тем в том же веке еще много было учителей Церкви, хотя не достигших почести отцов Церкви, но которые заслуживают внимания по своей образованности и по влиянию на дела Церкви!1

* * *

1

Таковы: а) Евсевий Памфил, друг мч. Памфила, с 315 г. епископ Кесарийский, подписавшийся под символом Никейским, а после по слабости характера принимавший участие в делах ариан (в 331 и 336 гг.), но не изменявший православных мыслей, умерший 340 г. Его сочинения: аа) апологетические: Приготовления к Евангелию в 15 книгах, изд. Вигером Paris 1628 г. Lips. 1688 г.; Против Гиерокла (ed. Morelli Catal. 1688; nov. ed. graec. lat. Oxonii 1842); Доказательства в пользу Евангелия (изд. Paris 1648 г. Coloniae 1688 г.; дополнение у Фабриция: de verit. rel. Christ. Hamb. 1725); Извлечения из пророков о Христе, изд. Oxonii 1842. бб) Исторические: Церковная История в 10 книг, и Жизнь Константина (изд. Валезием Amstelod. 1695, Рейдингом Lips. 1729 и 1769 г. Venet. Циммерманом 1822 г. Francof.); Хроника (изд. Angelo Maio Vet. script. nov. Coll. T. 7. Romae 1832); О мучениках, сочинение, сохранившееся в сирском переводе (Assemani Acta Martyrum orient. et occid. Romae 1784. Zingerle Acten d. Märtyrer); вв) экзегетические: Indices harm. Evangeliorum (Millii N. Testam. Lips. 1723); о Евангелии ответы Стефану и Марину, толк. на Евангелие Луки (изд. Maio in 1 Т. nov. Coll. Vet. Auct. Romae 1831); толк. на Песнь Песней (ed. Meurs. Lugd. Batav.); на Псалмы и Исаию (Montfauc. Coll. vet. auct. T. 1. 2. Paris. 1705); гг) полемико-догматические: Lib. 2 cont. Marcellum, lib. 3 de Ecclesiast. theologia (ed. Morelli Coloniae 1688). Сл. Ritter: Eusebii placita de divinitate Christi. Bonnae. 1823. б) Иоанн, пресвитер Никомедийский, описавший страдания св. Василия, епископа Амасийского, которого посещал в темнице (Acta SS. ad 26 april. E. Μ.). в) Арновий, оратор († 326 г.), оставивший апологию: Apologia Hamb. 1610 г. Lugd. Batavor. 1651. Lipsiae 1816. г) Луций Фирмиан Лактанций, Африканец, в Никомедии преподавал риторику; в 317 г., по воле Константина, учил Криспа; за красноречие прозван христианским Цицероном; умер в 325 г. Сочинения его (Instit. divinae; de opificio Dei; de ira Dei; de mort. persecutorum) изданы Ле Брюном Viceburg. 1783 г. 84. Bisponti. 1786 г. д) Агафангел, секретарь армянского царя Тиридита, написал историю просвещения Армении христианством, изданную на армянском языке 1709 г. в Константинополе; а Зиновий, настоятель Клаенского монастыря, несколько позже писал историю своего времени, изданную на армянском языке в Константинополе. Агафангелово опис. жизни св. Григория просветителя Армении in Actis Sanct. ad 30 sept. е) Фирмик Матерн, Сицилиец, обратившийся к святой вере в глубокой старости († 340), сочинитель весьма ученой книжки: De erroribus profanarum religionum, Hafniae 1826, in Migne Patr. lat. XII, 971–1050. ж) Гай Ювенк, испанский пресвитер, христианский поэт († 336). Его евангельская история, в 4 книгах, стихами, и книга на Бытие, изд. a Reuschio Lips. 1710 ab Arevalo Romae 1792, in 4 tomo Biblioth. Gallandi. г) Евсевий Эмесский, родившийся в Эдессе, получил блистательное светское образование; слушал философию в Александрии, толкование Писания у Евсевия Кесарийского и в Антиохии у епископа Флакилла; в 341 г. не принял Александрийской кафедры и посвящен в епископа Эмесского, но удалился в Лаодикию, потом жил в Эмесе; умер в 360 г. Сократ (2–9) и Созомен (3–6) говорят о нем: «и его обвиняли, будто он рассуждал по Савеллию». Это обвинение, без сомнения, клевета; но не без основания Иероним обвинял его в полу-арианстве. Из множества сочинений его (Иероним De vir. illustr. 91) дошло до нас немногое. Eusebii Emesini opuscula ed. Augusti 1829, но слова, здесь изданные, принадлежат Евсевию Александрийскому. Д. Schriften. Eusebius Alexandr. и Eusebius v. Emesa, Thilo Halle 1832 г. Ему принадлежат два трактата о вере, изданные Сирмондом (Paris 1643) с именем Евсевия Кесарийского. Сочинение против иудеев (Иероним De vir. III, 91), известное на сирийском языке, остается в рукописи. Assem. В. Or. Т. 3. р. 44. и) Викторин, Африканец, почти до старости языческий знаменитый оратор и философ, потом ревностный христианин. Умер 370 г. Писал 4 книги о Троице, кн. о рожд. Сына Божия против ариан, соч. про манихеев (изд. in М. Bibl. Patr. Т. 4. in 8. Т. Bibl. Golland.), толков. на Посл. ап. Павла (изд. Maio in nov. coll. vet. auct. 1837. Т. 2). й) Тит, Боцрский епископ, изгнанник при Юлиане († 372 г.). Писал против манихеев и толкование на Евангелие (изд. in Canisii lection. Т. I. Gollandi Bibl. Migne Patr. T. 18). к) Биографы: 1) Страдания св. Феодорита, епископа Антиохийского († 362), описанные очевидцем Ruinarti 3, 354. М. 9 март. 2) Страдания св. Василия, епископа Анкирского († 362), описанные очевидцами (Act. Sanct. ad 22 mart. Ruin. 3, 740). 3) Страдания Мануила, Савела и Измаила († 362), описанные современником, «так, как передают записки» (Act. SS. 17 junii). 4) Жизнь Павла Фивейского († 341), описанная со слов преп. Антония (Act. SS. ad 10 jann.). 5) Жизнь Пахомия Великого († 348), описанная неизвестным, который говорит: «хотя не видал я сего мужа при его жизни, но знаю его современников..., которые передали подробности, известные им» (Acta Sanct. ad 14 maii). 6) О мученичестве Саввы Готфского († 372) послание Готфской Церкви (Ruinart. 3, 383). л) Дамас, Римский епископ († 384). Замечательно его изложение веры, известное Августину (Serm. 129 de temp.) и Феодориту (Н. Е. 5, 11). Новое издание его у Гана (Biblioth. d. Symbolen. S. 379–384). Его семь писем изданы int. roman. pontif. epist. Gottingae 1796. Его стихи вместе с другими сочинениями издал Веренда: Op. Damasi, Romae, 1754. м) Диодор, изучавший словесные науки в Афинах, а толкование Свящ. Писания у Силуана, Тарского епископа, строгий инок, при Констанции защитник Православия, при Юлиане обличитель язычества. Когда в 374 г. св. Мелетий послан был в заточение, пресвитер Диодор неутомимо наставлял осиротевшую паству и в 379 г. посвящен был в епископа Тарского (Феодор 2, 19, 22. Факунд 4, 2. Созомен 3, 20. Феодорит Η. Е. 5, 22. Philothea с. 28). Он присутствовал на Вселенском Соборе 381 г. и скончался около 393 г. (Феодорит 6, 27; Иероним De vir. illustr. 119). Св. Златоуст говорил ему похвальное слово (Т. 3. р. 348). Из множества сочинений его богословских, философских, толкований на все Свящ. Писание, перечисленных Свидою и Иеронимом, ныне известны места из толков. на Бытие (у Феодор. Quaest. 20 et 21 in Genesin), из толков. на другие книги (в Катенах), из 8 книг против судьбы и из сочинений о Св. Духе (у Фотия Bibl. Cod. 122–102), из книг против Аполлинария (у Леонтия De sect. Libr. 3). Два последние сочинения (о других см. Assemani Bibl. Or. Т. 3. Р. 1. р. 28. Fabr. Bibl. 9. 278) во время споров с Несторием возбуждали обвинение против Диодора, как против предшественника Несториева. Это обстоятельство и навело на Диодора тень, несовместную с светоносным значением отца Церкви. н) Филастрий, Бриксийский епископ, жаркий обличителя ариан († 392). Оставил «Книгу о ересях» (изд. int. Op. Quirini Brixiae 1738, in Migne Patr. lat. T. 12). о) Немезий, префект Каппадокийский, к которому писал св. Григорий Наз. (бр. 79. 183–185), потом епископ Эмесский. Писал «О природе человека» (ed. in Ducdi Auct. Paris. 1624). п) Дидим, с 4-х лет слепец, по познаниям в грамматике, риторике, диалектике, географии, астрономии, в Свящ. Писании – чудо века, строгий подвижник, прозрел гибельную смерть Юлиана и умер в 395 г. (Палладий в 4-й кн. Лавсаика; Созомен 3, 15; 6, 2; Иероним De vir. illustr. 109; Руфин 2, 7); писал между прочим: Объяснение на Собор. посл. (Colon. 1531–8; Lücke quaestiones ac vindiciae Didymianae Gott. 1829–1832. 4 P.); о Св. Троице (ed. Mingarelii, Bonon. 1769); о Св. Духе (Colon. 1531, Helmstad. 1614); против манихеев (ed. Combefis. auct novis. T. 2, 1672; Galland. Bibl. Patr. T. 6; у последнего, как и у Mиня, собраны и все другие сочинения). За уважение к Оригену Дидим подвергался нареканиям (Иероним Adv. Rufin. 2. p. 409;3. p. 463). p) Тимофей, с 379 г. преемник брата своего Петра на кафедре Александрийской; тех же расположений, как и брат, против св. Григория Богослова. Его канонические ответы у Вальсамона, в Беверджиевых Пандектах и в книге правил; письмо к Диодору Тарскому у Факунда 4, 2, изд. в 7 т. Галланд. библиот. Страд. мч. Мины в ркп. (Fabr. Bibl. 6, 549). В армянском переводе V в. сохранились: жизнь св. Афанасия; два слова о Пресвятой Деве (Neuman. Gesch. d. Armen. Litt. S. 77. с) Вигилий, Тридентский епископ († 402), писавший два письма о мучениях Сисиния и др. (изд. у Руипарта Act. Mart. 3. in Gallandi Bibl. T. 6). т) Ираклид, скитский инок, с 402 г. епископ Эфесский, лишившийся кафедры в 408 г. вместе с Златоустом. Писал «Рай», составивший часть Лавсаика Палладиева (Patr. lat. tom. 74). у) Евагрий, Понтянин, ученик св. Григория Богослова, посвященный им в чтеца, а св. Василием в диакона; убегая клеветы, удалился в Иерусалим, и в Нитрийской пустыне, при обоих Макариях, проводил жизнь подвижническую; слушал Дидима; отказался от епископства и умер 406 г. Муж весьма ученый и строгий в жизни, писал весьма много полезного; но потерял многое в мнении многих за свое уважение к Оригену. Известные сочинения его: а) Монах или о жизни деятельной; б) монашеские дела; в) два сочинения об восьми злых помыслах и сочинение о добродетелях; г) духовные мысли по алфавиту; д) еще духовные мысли; е) наставления монахам; ж) мысли для живущих в общежитии; з) мысли для девственниц. Все эти сочинения изданы Галландом in VII tomo Bibl. Patr. Сл. Fabric. Bibl. Graec. IX. 284–286. В сирском и армянском переводах сохранилось гораздо более, нежели в подлиннике. Феодор Эдесский немалое поместил в 100 гл. своих из его сочинения: «Вины монаш. действий» (Neumans Gesch. S. 86. Assem. Bibl. Or. T. 3. f. S. p. 45. Maii collect, auct. 4, 200). ф) Филон, с 401 г. епископ Карпафии (Капрасии), чтó на острове Крите, помощник св. Епифания по управлению († 410 г.). Писал толкование на Песнь Песней (изд. Чиампием Romae 1792 г.), которым пользовался Прокопий Газский (Maii Class. auct. T. 9.). х) Севериан, епископ Гавальский, омрачивший себя кознями против Златоуста, но довольно искусный оратор († 415). Его, а) Шесть слов о творении мира, известные по Шестодневу Экзарха Болгарск. изд. in Combefis. Auctar. 1, 20. Paris. 1672 int. Op. Chrysost. T. 6; б) 88 слов его – в рукописи; из них шесть изданы в 8 и 12 т. Златоустовых сочинений, в том числе и слово о кресте, известное по слав. ркп. Румянц. муз. стр. 538. Пятнадцать слов его, сохранявшиеся в армянском переводе, напечатаны с латинским переводом Venetiis 1827. в) в своде толкований на Исаию толкования Севериана приводятся по греческим ркп. (Fabric. Bibl.) и по славянским (Муз. Румянц. стр. 33). ц) Нектарий, с 382 г. патриарх Константинопольский, известен по повествованию о чуде мч. Феодора. (Patr. Т. 65.) ч) Хромаций, Аквилейский епископ († 412), оставивший 83 беседы на евангелие Матфея (ed. in Gallandi Bibl. T. 8). ш) Руфин, Итальянец из Аквилеи, шесть лет живший в Нитрийской пустыне и слушавший Дидима, с 378 г. подвизался на Масличной горе, в 397 г. возвратился на Запад, где издал свой перевод Оригеновых сочинений и Апологию против Иеронима († 410) Лучшие сочинения его: Церковная история (изд. Romae 1740); жизнь отцов пустынных (ed. а Rosweido, Antwerpiae l615); прочие сочинения его изд. De la Barre, Paris 1580; Valerius, Veronae 1745). щ) Аммон, тогда, как был александрийским иноком, при архиеп. Петре († 384), описал избиение преп. отцов на Синае и в Раифе (Combefis. Triumphus martyrum Par. 1660. ЧM. янв. 14). Будучи епископом, в письме к Феофилу Александрийскому описал жизнь преп. Феодора, сконч. 368 г. Act. SS. ad 14 maii). ъ) Григорий, авва Кипрский, наставник св. Епифания; оставил на сирском языке 10 подвижнических слов и 3 послания, сохраняющиеся в ркп. Ватикана (Assem. Oriental. Bibl. § 39. 381). ы) Тихоний, Африканец, весьма образованный современник Руфина († 416). (Septem regulae ad investig. S. Scripturae intelligentiam, in Gallandi Bibl. T. 8). ь) Пруденций, Испанец († 448); писал стихи о мучениках и др. (Opera a ed. Hanov. 1613, Par. 1687, Romae 1788 г.). э) Феофил, Александрийский епископ, приобретший себе печальную известность ненавистью к св. Златоусту († 442). Писал несколько пасхальных писем и несколько других, между ними два против оригенистов. Правила его у Бевереджия в пандектах и в книге правил, СПб. 1843 г. Все собрано у Миня (in Patr. T. 65). ю) Феодор, с 392 г. Мопсуестский епископ, вместе с Златоустом слушавший науки у Диодора и Картерия († 428), в толковании строго следовавший букве Писания (Comment. in Prophetas minores ed. а Maio in 6 Т. nov. collect. vet. auct. p. 1–298 a Wegnern. Berolini 1834. Fragm. comm. in Hexaemeron, in Psalmos, in Cant. Canticorum ed. a Muntero in fragm. Patr. Hafn. 1788. fragm. comm. in N. Test. ed. a Muntero ibid. Сл. Fritzsche de Theodori Mops. vita et scriptis, Halae 1836).


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle