Источник

Беседа в неделю Ваий. Святого Евлогия, архиепископа Александрийского169

Верные! Празднуя ныне Царское пришествие, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не угасим духа, светло возжем светильники наши, переменим одеяние души, будем держать ваии, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми восхвалим, как дети: Осанна! Благословен грядый во имя Господне (Матф. 21:9)! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Снова Он входит в Иерусалим, снова приготовляется крест, снова раздирается Адамово рукописание, снова отверзается рай, снова разбойник водворяется, снова Церковь ликует, снова злобная синагога вдовеет, снова демоны посрамляются, снова Иудеи неистовствуют, снова верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите (Пс. 97:8), притеките, возопийте, видя, как слова пророческие становятся делами. Холмы, отзовитесь; младенцы, воспойте; ученики, провозвестите; священники, возглагольте; богословы, прославьте; живущие в Сионе, изыдите в сретение; народы, соберитесь. Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется: ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех; явился Тот, Кто хочет помиловать всех; дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:38). С рабами – Владыка, с должниками – удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – освободитель, с отчаянными – надежда, с лежащими долу – восстание, с жестокими – милосердый, с беглецами – праведный, с виновными – невинный, с грешниками – безгрешный, с неблагодарными – обильно дарующий всем!

Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный. Он воскресил Лазаря четве- родневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий. Но там развлекается Марфа, представляющая собою образ законного служения; а здесь сидит при ногах Господа Мария, изображающая собою любовь и приверженность к Нему Церкви. И Тот, Кто за шесть дней до Пасхи, даровавши сестрам единственного у двух их брата, умершего всеми пятью чувствами, четверодневного Лазаря, повелевает разрешить узы его, – Сам ныне грядет на то, чтобы быть связанным. И грядет Он не с гордостью, не с шумом, не окружаемый видимо силами, началами и властями, не на высоком и превознесенном престоле сидящий (Ис. 6), не какими-либо крыльями и колесами огнеобразными и многоочитыми прикрываясь, не трубами, знамениями и чудесами поражая всех, но скрываясь в человеческом естестве: ибо это – пришествие человеколюбия, а не правосудия, – снисхождения, а не наказания. Является Он не в славе Отца, но в уничижении Матери, каковое явление издалека предрек нам чудный Захария, и, приглашая тварь к радости, воззвал к Иерусалиму так: радуйся зело, дщи Сионя (Захар. 9:9). Этим же гласом воспользовался и Гавриил, говоря Деве: радуйся, благодптная: Господь с Тобою (Лук. 1:28). И Сам Спаситель, по воскресении из мертвых, сказал женам: радуйтеся (Матф. 28:9), дабы ты понял древний глас, слышанный Евою: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16); Господь возопил к женам: радуйтеся, как и Захария проповедал, говоря: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля (Захар. 9:9). Что же говорит Сиону? Се Царь твой грядет тебе. Каким образом? Ты сказал о пришествии, скажи и об образе. С колесницами ли, с войском ли пешим и конным, и с прочею пышностью царскою? Нет, ответствует. Как же? всед на подъяремника и жребца юна. Что ты говоришь? Царь садится на осла и, таким образом, бесславит Себя? Точно, ответствует! ибо Он приходит не с пышностью, как другие, но как? в образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание, и как агнец незлобивый, ведомый на жертву: так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном седя, научая людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (Лук. 1:52, 53), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он то и есть жезл произросший из корня Иессеева, – Он, Кому, на встречу вышедши сегодня, Еврейские дети предносят масличные ветви как милостивому, и ваиями прославляют как победителя смерти, говоря: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Ибо что говорит Евангелист? И бысть яко приближися Иисус в Вифсфагию и Вифанию, к горе нарицаемей Елеон, посла два ученик Своих, глаголя: идите в прямную весь (в противолежащее селение): и в нюже входяща обрящета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе: отрешше е приведита. И аще кто вы вопрошает: почто отрешаета! сице рцыта ему, яко Господь его требует (Лук. 19:29–31). Ученики слово Слова приводят в действие: привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Иисус воссел поверх их (Матф. 21:6, 7).

Противолежащее селение есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была против Бога и далека от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к этому селению, когда, воплотившись, Он соделался „с нами Бог“: тогда Он и посылает двух учеников, то есть, два завета, привести к Нему два народа – ветхую ослицу, состарившуюся синагогу, и нового осленка, еще неизученный народ, – язычников. Слова: прямная весь обозначают и то, что Господь послал освободить от наказания и призвать к небу и того (Адама), который поселен был против рая сладости, и которого видя, наконец, спасаемым, древние пророки, апостолы и священнопроповедники, священнолепно исходят на сретение с горней высоты Нисшедшему на вольное страдание в Сионе, и богоглаголивыми голосами своими, как бы одушевленными масличными ветвями, выражают похвальную песнь: благословен грядый во имя Господне! – Что ты говоришь? Видишь сидящего на жалком осле, и восклицаешь: осанна в вышних!? видишь зрак раба, а говоришь: во имя Господне, Бог Господь?! – Точно так, ответствует. На осле сидит Он, и – не отлучается от лона Отчего; детьми восхваляется, и горе – от серафимов богословствуется; в Иерусалим входить, но и горнего Иерусалима не оставил. И Иоанн видит также Его, и сретает, и вопиет: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас (Ис. 35:4); – чрез Которого отверзлись сегодня очи слепых. Один взывает на восток ко Господу: се муж. Восток имя Ему (Захар. 6:12); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему (Пс. 67:5). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16), а другой взывает: воздвиже юг (Псал. 77:26). Совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:36, 3н). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя (Захар. 9:9); а другой повелевает детям: хвалите отроцы Господа (Пс. 112:1), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Песнословец, услышав их, взывает ко Владыке: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне (Марк. 10:14). Прекрасно дети последовали голосу Елисаветы; сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего (Лук. 1:42); а дети Рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу (Ин.16:28). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет (Матф. 27:22). Юный и еще необразованный возраст мудрствует, а глаголющии себе быти мудри, объюродеша (Римл. 1:22), дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлещись ветхаго человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий. Дети принимают Христа с ваиями, а отцы их идут к Нему с оружием и дрекольми; те благословляют, а сии хулят; те приняли как овцы – пастыря, а сии растерзали как волки – агнца. Странно и не естественно было видеть зрелище: грудных младенцев, на руках матерей ссущих млеко, и произносящих Владычнее учение рожденному от Девы Богу возглашающих первое слово Богу Слову, и говорящих: Осанна, то есть спаси, Сущий в вышних! Кто научил вас, дети? кто умудрил? кто наставил вас в слове, когда еще время слова не наступило?

Пусть придет сюда неблагодарный Иудей, пусть предстанет неверная синагога. Скажи, Иудей, не о грядущем ли Христе возвестили нам все пророки? – „Точно, ответствует. Сомнение только в том, пришел Он, или еще нет»? Но посмотрим достоинство Грядущего, и тогда узнаем, пришел ли Он, или нет. Богом, или простым человеком ты называешь Грядущего? – простым человеком. Подобным ли Давиду, или самого Давида? – подобным Давиду. О, мудрец злобы! О, несмысленный сердцем! Почему же сам Давид называет Грядущего Господом от Господа? как и ты только что слышал от своих детей, воспевающих: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам (Пс. 117:26, 27; Матф. 21:9, 15); и еще: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс. 109:1); и еще: воцарися Господь над языки (Пс. 46:9); и: рцыте во языцех, яко Господь воцарися (Пс. 95:10). Кто же этот Царь? – Послушай, что говорит о вас Исаия: и восхотят, да быша огнем сожжени были. Для чего это, Пророк? Яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:5, 6). Что же скажешь, Иудей? Вот, пророки ясно провозгласили Грядущего Богом!

Схватывает слово еретик и говорит: „вот, Воплотившегося от Девы ты ясно исповедуешь Богом; почему же не исповедуешь Бога страдавшим и распятым? или, быть может, ты называешь одного и того же рожденного, явившегося и пострадавшего»? О несмысленная и косная сердцем еже веровати о всех, еже глаголаша пророцы (Лук. 24:25). Слушайте, убедитесь и устыдитесь. Единосущное слово Отца, соединившись на земле с сущностью матери, желая восстановить древний образ, потемненный грехом, соделалось человеком, сохранив высоту Божества, в уничижении человечества, не превращая на страсть бесстрастного Божества, и не отнимая греха от согрешившей природы, дабы наше спасение не соделалось бесчестием Его и наше возвышение не оказалось падением Его. Проклят, говорит Писание, всяк висяй на древе (Галат. 3:13), и всякий, кто имеет надежду на простого человека. Человек не имел сил спасти нас, в таком случае Моисей ли или кто-либо из пророков должен был бы умереть за нас; но все находились под грехом. Посему мы имели нужду в Боге безгрешном, воплотившемся и плотью претерпевшем за нас смерть: посему бесплотпый воплощается, дабы то, что Он имел невозможным по Божеству, возымел по человечеству. Слово соприсутствовало, но не сострадало: Оно было вместе повешено, но не приняло гвоздей в Свою природу, – было спогребаемо, но не умирало; душа отделялась, но Слово нисколько не отстояло от тела. Отсюда ад поражен снисхождением туда Божественной души: снисходя во ад, Он возвестил и душам во аде; во гробе же Божественное тело не видело тления: ибо Слово было не раздельно от собственной плоти, нигде не оставляя Его небожественным, или с таким телом, как у каждого из нас. Впрочем, хотя разумная наша природа соединена была с Ипостасью Слова, однако не была уравнена: как будет уравнено предвечное с временным? или как подначальное уподобится безначальному? Поэтому ты и видишь Его на осляти ныне, однако, как человека: ибо Он вырос, и воспитан, проливал слезы и преклонял колена по закону нашего естества. Воплотившийся Бог Слово не отрекся непреложных страстей нашей природы: иначе Он ранее отрекся бы ее самой. Не спит на корабле Бог Слово: не воздремлет, ниже успнет храняй Израиля (Пс. 120:4); но спит плоть наша, в которую облачилось Божие Слово. Не алчет и не утруждается от пути Божественная природа, как говорит Исаия: Бог вечный, Бог устроивый концы земли не взалчет, ниже утрудится (Ис. 40:28). Итак, каким образом Он алчет? – плотью нашею. Как страдает? – плотью нашею. Как проливает слезы? – плотью нашею. Как умерщвлен? – плотью, но ожил духом. Как колеблет землю? – Божеством Отца. Как попирает ад? – Божеством не нашим. Как Он говорит: Аз и Отец едино есма (Иоаин. 10:30)? – вышним, предвечным рождением. Как: Отец Moй болий Мене есть (Иоаин. 14:28)? – земным рождением от Девы. Как: видевый Мене, виде Отца (Ин. 14:9)? – в несозданной природе Слова. Как: не могу Аз о Себе творити ничесоже (Ин. 5:30)? Что же? Слово бессильно у Отца? избегай арианского безумия. Что значит изречение: прослави Мя Ты Отче (Ин. 17:5)? – тело Слова. Кто говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне есть (Ин. 14:10)? – Тот, Кто в теле есть Слово. Кто это: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8:58)? – Тот, Кто во плоти есть Слово Божие. Что значит: Господь рече ко Мне: Сын Moй еси Ты: Аз днесь родих Тя (Псал. 2:7)? – временное воплощение Слова: ибо не был одним Рожденный прежде денницы от Отца и другим Воплотившийся от Матери в Вифлееме. Хотя Павел Самосатский пренебрегает этим, но Павел Тарсийский убеждает в сем. Когда обозначает образ Божий во образе раба, апостол Павел взывает: иже сый сияние славы (Евр. 1:3); а когда обозначает различие соединенной в Слове плоти, то говорит: Бог же и Господа воздвиже (1Кор. 6:14) для того, чтобы, показав различие обоих образов в теле, поразить и Манеса мечтателя и Павла (Самосатского) человекопочитателя. Что же говоришь ты, новый манихей и поборник его неистовства? ты не позволяешь называть тела природою? Но тамо убояшася страха, идеже не бе страх (Псал. 13:5). Ты не посрамился и Владыки, сказавшего во время страсти: дух бодр, плоть же немощна (Матф. 26:41). Если бодр, то какой образ Христа – немощный? какая плоть – немощна? – конечно, немощного Адама. Как же, преклонив колена, Он молится? и как, будучи Богом, молится Богу? Если Он равен Отцу (как и действительно равен), то Он молится не по Божеству, а как человек. Область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:18). Имеющий власть как молится другому о помощи? Он говорит: разорите церковь сию, т. е. плоть Мою, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19); каким же образом воздвигающий Церковь Свою восстановляется с Церковью? если Он Сам спас Себя, то совершенно не нуждается в возбудителе. Слушай о некотором страдании тела Божия. Ты, видимо, боишься поклониться и приобщиться простой твари; я же со- драгаюсь того, чтобы не сказать, что Божество пострадало и умерло, и обесчестить все таинство Троицы. Если Слово пострадало, а Отец – бесстрастной природы, то не совершенно ли иная сущность – Слова, и иная – Бога Отца? Если же одна сущность – Отца, Слова и Святого Духа, а пострадало Слово Божие во плоти, то Отец и Дух Святой – совершенно страстной и смертной сущности. Если сострадало с плотью и Слово, то совершенно и умерло; а если умерло, то как сокрушило ад? как воскресило мертвых? окажется же и отделившись мертвым совершенно от живого Отца. А если так, то уже не Троица – на небе во время страсти, но двоица ожидающая, чтобы Слово было воскрешено Отцем, и взошло на небо. О, несказанная дерзость! Какой змей соблазнил богоборцев, делающих Творца слабее создания, объявить Бесстрастного страстным? Не стыдишься ли ты, еретик, говорить, что Солнце правды соделалось страстным в собственном теле?...

Но бесстыдный Иудей говорит: „мы убили не Бога, а человека». С первого слова кстати сказать этому Иудею: умолкни, перестань (Марк. 4:39), положи преграждение устам твоим. Ты отринул закон, избил пророков: ужели не краснеешь пред Давидом, говорящим о Христе: из чрева прежде денницы родил Меня горний Отец (Пс. 109:3); и опять: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7)? Один и тот же Христос имеет два рождения – одно от Отца без времени, а другое от матери без семени. Когда Он говорит: плещи Моя дах на раны и ланиты Моя на заушения, – то сии (плещи и ланиты) принял Он от Марии из рода Иудова, и что Он принял от Иуды, то передал Иудеям для биения и заушения: а что Он имеет по естеству, как Бог, того не узрит человек и жив будет (Исх. 33:20). Однако Иудей снова возражает словами Пророка: „и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты“ (Ис. 53:2). Но, безрассудный, видишь ли опять, что написано о Нем: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3)? Если же ты спросишь: „какой Бог может быть недавним»? спрошу тебя и я: какого человека имя пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов, и снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю (Пс. 71:5, 6)7 может быть, Ты, опять спросишь: „какой Бог продается за тридцать сребреников»? спрошу тебя и я: какого человека кровь искупила и освятила целый мир? Если же тебя соблазняет то, что видишь Его сегодня сидящим на осленке: почему, неразумный, ты не говоришь вместе с сим и о том, как дети, не быв научены, узнали Его и восклицали: благословен грядый во имя Господне! А что седящий на осляти, как человек, есть Господь и Бог, для уверения в сем да предстанет мне твой, и вместе не твой, Давид, повествующий о твоих детях, и о прославленном ими да скажет, кто есть сей, Богословимый, – тот Давид, который как бы стоит против осленка и говорит: Ты, седящий на горнем престоле и на земном жребяти, Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес! Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника – диавола. Ты, сидящий на подъяремнике, как человек, – истинный Бог; и мы узрим небеса дела перст Твоих. Ты, седящий на осляти, луну и звезды основал еси; умалил еси человека малым чим от Ангел; подъявши человека и вознесши превыше всякого начала и власти, славою и честию венчал еси его (Пс. 8:2, 4, 6). Зримый на подъяремнике, престол Твой, Боже, в века века: жезл правости, жезл царствия твоего. Возлюбилъ еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой, потому что Ты воспринял образ раба, – помазал Тебя не елеем помазания, но Духом Святым, Который и есть елей радости (Пс. 44:7, 8). Посему-то и говорила родившая Тебя Дева: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, когда Дух Святой осенил Ее (Лук. 1:47).

А ты, верующий слушатель, смотри, как Пресвятая Дева приветствовала Сына Своего и Бога. „Так, говорит Она, Бог Мой – по Божественной сущности Своей; Сын Мой – по восприятой Им от Меня сущности. Ибо Я родила миру не простого человека, но Бога воплотившегося: и достоверный свидетель сего есть печать девства Моего. Не обесчещивай, человек, одеяние, которое Бог воспринял от Меня, дабы тебе не оскорбить Облекшегося оною. Не поноси скинии, потому что она, воистину, сшита без рук, устроена для Поселившегося в ней. Не отделяй света от телесного светильника Моего, чтобы тебе злостно не погасить воссиявшее миру Солнце, и без человека соделавшееся человеком. Ибо Я не познала человека, хотя и познала Бога, соделавшегося во Мне человеком“.

Вот тебе, вернейшее и священнейшее стадо Христово, похвала настоящего праздника: ликуй! Вот тебе – Воинственное и чистое учение Церкви: веселись! Дано тебе духовное оружие: сражайся с волками стада; научи не богохульствовать; наставь сражаться за истину; покажи, что нива Христовой Церкви нашей чиста от всяких плевел. Если ты, быв связан узами заблуждений или противных учений, подобен некоему Лазарю, ныне услышь от Слова повеление тебе: „гряди вон (Ин. 11:43), будь разрешен, восстань!“ Если же ты – ученик, и способен учить: ступай. разреши и приведи ко Христу осленка и ослят, – многих связанных заблуждением и находящихся в стране противоположной селению веры. Если некоторые противоречат и пытаются препятствовать освобождению воспитанных во зле, говоря: „для чего отрешаешь жребя“? и подобно тем, кои даже слепым запрещали кричать (Матф. 20:31); то скажи и ты: яко Господь его требует (Лук. 19:31). Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы (Пс. 145:7), ибо когда (слепцы) узнали о приближении Солнца-правды, то добровольно начали кричать Ему: помилуй ны, Господи, сыне Давидов (Матф. 20:32). Дивные и преславные чудеса! Слепые прозирают, а зрячие Иудеи слепнут; те Господом исповедуют (Иисуса Христа), а сии – спрашивают: кто есть сей? Ибо Евангелист повествует: народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей? (Матф. 21:9, 10). Видел ты странную тайну Царя? Сидящий на осляти потрясает город, и пригвоздаемый ко кресту колеблет вселенную, дабы ты познал, что Он пришел потрясти и сокрушить многобожное заблуждение идольское.

Посмотри же на неведомую тайну совершившегося чрез Него домостроительства. Когда Он во аде потрясал тамошнее заключение, и вышние силы восклицали к дольним: возмите врата князи ваша (Пс. 23:9), то на сие воззвание противные силы с ужасом воскликнули: кто есть сей Царь славы? Пребывающие в земном Иерусалиме вопрошают: кто есть сей Царь славы? – И видя Его восходящим в горний Иерусалим с телом, умные силы, никогда не видавшие Его, по причине бестелесности, дивясь странному образу восхождения, в недоумении вопрошают друг друга: „кто есть сей Пришедый (Ис. 63:1) в теле в бестелесные страны?“ Удивления же достойно, как спрашивают: „кто есть Грядущий», те царские силы, которые, при земном рождении Его, восклицали и славословили: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14)! От каковых сил хорошо научились богословствовать Еврейские дети, которые ныне взывают, по сказанию Евангелиста Луки: осанна, благословен грядый во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних (Лук. 19–38). И было видно в Сионе как бы взаимное приветствие небесных и земных. Горние говорят: слава в вышних Богу и на земли мир; дольние отвечают: мир на небеси и слава в вышних. Ангелы сказали: на земли мир; человеки воскликнули: на небеси мир. Почему? – потому что явился Тот, Кто всем вопиет: мир вам (Лук. 24:36), о чем Пророк молился: Господи Боже наш, мир даждъ нам (Ис. 26:12), т. е., пошли Сына Твоего единородного, чтобы Ты чрез Него примирился с нами, видя, что наша природа чрез Него соединилась с Тобою. Созерцая оный мир, небесные Силы воззвали: слава в вышних Богу и на земли мир, т. е. полное примирение Бога с врагами; каковое примирение познали и дети, восклицавшие: осанна, мир на небеси и слава в вышних! Ибо некогда враждебное ныне соделалось братским: небесные и земные приносят небесному и земному Христу единое исповедание Богом и поклонение. Посему-то горние и повелевают дольним приносить такое поклонение: да поклонятся Ему вся отечествия язык (Пс. 21:28); а дольние ответствуют горним: поклонитеся Ему вcu ангели его (Пс. 96:7). Давид же к тем и другим взывает: да возвеселятся небеса, и да радуется земля (Пс. 95:11). Дети отвечали: осанна, благословен грядый во имя Господне!

С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося ваии не в руках только, но и в душе: и, убеливши душу паче снега, изгоним из нее всякую мертвенность древнего хитона, отринем всякую гордыню и превозношение. Вот, Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с воинством, но сидя на бедном и малом жребяти, научая тебя восходить не на коне и меске, имже несть разума (Пс. 31:9). Итак, соединимся и мы в смирении, дабы собраться со Христом; с ангелами восхвалим, с детьми прославим, с Вифаниею взыграем, с Лазарем восстанем от мертвых дел; с обитателями Сиона составим лики, с прозревшими слепцами будем вопить; с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим. Подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни ваии масличные, посредством милостыни и милосердия расстелем самих себя по Пути, говорящему: Аз есмь путь (Ин. 14:5), чтобы и нам чрез Него обрести милость от Него и вместе с Ним войти в горний Иерусалим, – дабы войти в великое оное святилище всем вместе, и предходящим и вследствующим, – предходящим, т. е. в третий час, а последующим – в одиннадцатый час; предыдущим чрез дела, а последующим чрез намерения; всем же – и следующим и последовавшим за Христом, царствуя вместе с Ним, и наслаждаясь вечными благами, воссылать славу и честь Ему, купно с Отцем и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда, и во все веки веков. Аминь170.

* * *

169

Сконч. в 607 г.

170

См. Curs. Compl. Patrolog. Мignе, tom. LXXXVI, р. II. сol. 2913–2918. Сравн. с сим словом помещенное нынe (811–820) слово св. Кирилла, архиепископа Александрийского.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle