Источник

Иосиф «Обручник»

Иосиф «Обручник» был сын Иакова (по Мф.1:16) из рода Давидова (Мф.1:20, Лк.1:27, Лк.2:4, Лк.3:28,31). Он был человеком праведным (Мф.1:18) , но, по-видимому, бедным, так как снискивал пропитание своими трудами в качестве плотника (τέκτων; Мф.13:55, Мк.6:3) в Назарете. По обручении с пресв. Девою Марией, узнав во сне от Ангела тайну воплощения, он отказался от своего намерения тайно отпустить ее (Мф.1:20–25) и был свидетелем рождения Спасителя, обрезания Его, принесения Его во храм и сретения Его здесь Симеоном и поклонения Ему волхвов. Когда Ирод хотел погубить Спасителя, Иосиф, по наставлению Ангела, удалился с Богоматерью и младенцем Иисусом в Египет и по смерти Ирода хотел поселиться в Вифлееме, но, услышавши о воцарении Архелая в Иудее и получив извещение от Бога, удалился в Галилею и поселился в Назарете. Когда Спасителю было 12 лет, Иосиф и Мария взяли Его с собою на праздник Пасхи (Лк.2:40–52). После этого об Иосифе в св. истории не упоминается; – по-видимому, он скончался до выступления Спасителя на общественное служение, ибо не был на браке в Кане, а И. Христос на кресте поручил Свою Мать Иоанну Богослову (см. также Мк.6:3). Скудость сведений об Иосифе в Свящ. Писании восполняет предание, но сведения последнего но большей части сомнительны и противоречивы, иногда же и прямо баснословны. Чтобы устрашить всякую мысль об естественном рождении Спасителя, предание делает Иосифа во время обручения его с Мариею восьмидесятилетним (Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Христово). Вопрос о браке Иосифа до обручения, повод к которому дается евангельским упоминанием о «братьях» Спасителя, решается преданием различно [о чем см. «Энц». II, 1113–1126 и VI, 55–91]. В ряду апокрифических Евангелий есть «История Иосифа плотника» (см. «Энц.» I, 931). От лица Иосифа написана также часть «Первоевангелия Иакова», чтобы доказать приснодевство Богоматери in раrtu и роst раrtum [об этих апокрифах для краткости см. у Dr. Edgar Hennecke: Neutestamentlichen Apokryphen, S. 46, 50 сл. 57 сл. 67 сл. 74, 304; Наndbuch zu den neutestamentlichen Apokryphen (Tubingen 1904), 8. 100 сл. 102 сл.].

По преданию. Иосиф умер 110 лет и погребен в долине Иосафатовой. О мощах его в церковной истории не упоминается (чем дан повод для средневековой легенды о взятии тела Иосифа на небо: Иоанн Герсон, Бернардин сиенский, Франциск салийский и др.), но в Перуджии есть кольцо, выдаваемое за обручальное кольцо Иосифа, а в Риме хранятся остатки его одежды. В первые века дня памяти Иосифа положено не было. В западных мартирологах имя Иосифа встречается с IX в., в восточных несколько ранее. Память его в греческой церкви, где он причтен к лику праведных, празднуется в первое воскресение после Рождества Христова (см. архиеп. Сергий, Полный месяц. востока II2, 394). Канон ему составлен Иосифом Песнописцем († 833 г.). На западе почитание Иосифа развивается в связи с развитием культа Богоматери. Особенно способствовали развитию почитания Иосифа Иоанн Герсон, св. Терезия, св. Франциск салийский и папы Бенедикт XIII и Григорий XV. Пий IX декретом 8 декабря 1870 г. день памяти Иосифа (19 марта) включил в ряд праздников первого класса, чем поставил его выше Апостолов Петра и Павла, объявив Иосифа покровителем всей церкви (ср. Тиllemont, Мemoris I, 73 сл. Воl. Маrt. III, 4 сл. Веned. XIV, De саnnoniz. 1. И, 4, р. 2, с. 20, n. 7 – 58 и Аnаlecta juris Роntif., Romae 1860, 1509 сл. [см. и в Кirchenlexicon v. Wetzer und Wеltе VI2, 1843–1845]). Лев XIII энцикликой De раrtocinio S. Josephi от 16 старцем (Иоаин Дамаскин в слове на; августа 1889 г. не Пр. Богосл. Энцикл. VII. только подтвердил 12 раcпоряжение своего предшественника, но и приказал поминать Иосифа, как покровителя церкви, в течении всего октября. Об уродливых крайностях культа Иосифа у католиков см. Zöcker в R. Е. и. Herzog-Hauck IХ3, 361–364.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle