Источник

Иосиф аримафейский

Иосиф аримафейский называемый так по происхождению из иудейского города Аримафеи, лежавшего в 42 верстах к северу от Иерусалима (см. Аримафея «Энц.» I, 999–1000). Он был «знаменитым членом совета» (Мк.15:43 : (εὐσχήμων βουλευτής, слав. «благообразен советник»), т. е. синедриона, и человеком богатым (Мф.27:57), а по нравственным качествам добрым и правдивым (Лк.23:50), принадлежа к числу тех, которые ожидали Царствия Божия (Лк.23:51, Мк.15:43). В совете синедриона, осудившем Спасителя, он не участвовал (Лк.23:51). После смерти Спасителя Иосиф воспользовался своим положением, чтобы испросить у Пилата тело Иисусово для погребения, чем заявил себя Его последователем, тогда как прежде он из страха от иудеев был лишь тайным учеником Иисуса (Ин.19:38). Когда позволение было получено, он снял тело Спасителя с креста вместе с Никодимом, обвил его чистого плащаницей, с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, и положил в новом своем гробе, недавно высеченном в скале в его саду, находившемся близ Голгофы и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф.27:57,59, Мк.15:43, Лк.23:50–53, Ин.19:38–42; ср. Ис.53:9).

В повествовании евангелистов о гробе Спасителя взаимное отношение между ними, по-видимому, таково. Марк и Лука говорят лишь о том, что Иосиф имел готовый гроб, не задаваясь естественным вопросом, для кого же последний был приготовлен. Но Матфей поясняет, что это был гроб Иосифа. Но почему же для Спасителя не было приготовлено особого гроба, и Он погребен был в чужом гробе? Этот вопрос решает Иоанн, указывая, что так было сделано «ради пятницы иудейской, потому что гроб (Иосифов) был близко». Таким пониманием подтверждается тот факт, что Иоанн имел пред собою синоптиков и старался их дополнить (Schmidt в R. Е. и. Herzog-Hauk, IX-3, 360: ср. Zahn, Еinl. in d. N. Т. 41, 498 сл.). Матфей и Лука указывают, а Иоанн подчеркивает то обстоятельство, что гроб был новый, чем, быть может, символически отмечается, что состояние погребенного и воскресшего потом Христа не было подобно состоянию обычно умирающих людей.

Предание на основании Мф.27:57 причисляет Иосифа к LХХ Апостолам, но этому противоречит Ин.19:38. В Англии сохранилось верование, что около 63 г. Иосиф был послан Ап. Филиппом в Великобританию и основал здесь Гластонбери (см. Skeat, Joseph оf Аrimathaea, London 1871). Видное место занимает Иосиф в евангелии Никодима [и Петра: ср. у Dr. Edgar Неnneke: Neutaestamentlиche Apokryphen, S. 29. 30; Наndbuch zu den neutest. Ароkryphen, S. 74]; в позднейшее время он является героем сказания о св. Граале (см. «Энц.» IV, 573–574). В IX в. мощи его были перевезены в Италию. Память его православной церковью празднуется 31 июля (по иным 31. мая: см. архиеп. Сергий, Полный месяц. востока II2, 232) и в неделю жен Мироносиц, а римско-католического – 17 марта.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle