Источник

Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Ионна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Сегодня у нас земля соделалась небом, не потому, что звезды сошли с неба на землю, но потому, что апостолы взошли превыше небес, так как излилась благодать Духа. Господь соделал небом вселенную, не изменив естества, но восстановив человеческую волю. Он нашел мытаря и из него сделал евангелиста, нашел богоухольника и изменил в апостола, нашел разбойника и ввел в рай, нашел блудницу и сделал ее честнее девы, нашел волхвов и превратил в евангелистов, изгнал порок и ввел добродетель, принес Божью благодать. Земля соделалась небом. И что́ такое звезды по сравнению с апостолами? Звезды – на небе, апостолы – превыше неба. Звезды – от чувственного огня, апостолы – от огня духовного. Звезды сияют ночью, а днем не видны; апостолы же посылают лучи своего света и днем и ночью. Когда появляется солнце, звезды скрываются; апостолы же блещут своими лучами и в то время, когда сияет Солнце правды. Звезды при воскресении упадут, как листья; апостолы же тогда будут восхищены на облаках. Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиной, не разрешается в землю: об этом свидетельствуют сами дела. Они (т. е. апостолы) были рыбарями, рыбарями они и умерли; но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом. Они – столпы, потому что поддерживали крышу веры, – гавани, потому что они уняли волны нечестия, – кормчие, потому что руководили вселенной на пути от земли к небу, – пастыри, потому что прогнали волков и сохранили овец, – виноградари, потому что вырвали терние и посеяли семена благочестия, – врачи, потому что исцелили наши раны. А чтобы ты узнал, что такие слова – не звук только, я приведу в пример Павла, который совершил все это. Хочешь видеть его сеятелем? Аз насадих, Аполлос напои (1Кор. 3:6). Желаешь видеть его зодчим? Яко премудр архитектон основание положих (1Кор. 3:10). Желаешь видеть его борцем? Тако подвизаюся, не яко воздух бияй (1Кор. 9:26). Хочешь видеть его воином? Несть наша брань противу крови и плоти (Еф. 6:12). Хочешь видеть его скороходом? Якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовеcтвoвaниe Божие (Рим. 15:19). Желаешь видеть вождем? Облекшеся в броню веры (1Сол. 5:8). Желаешь видеть его подвижником? Подвигом добрым подвизахся (2Тим. 4:7). Хочешь видеть его увенчанным победителем? Прочее убо соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:8). Хотя он был и один, но стал всем (т. е., и сеятелем, и зодчим и проч.), подражая своему Господу. И Господь наш, будучи единым по Своей сущности, принимал всевозможные виды. Зачем всевозможные? – ради нашего спасения. Ты был ветвью, а Он сделался корнем. Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15:5). Ты восхотел идти; Он стал для тебя путем. Мною аще кто... внидет и изыдет, и пажить обрящет (Ин. 10:9). Ты сделался овцой; Он стал для тебя пастырем. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). Ты сделался грешником, Он стал для тебя агнцем Божиим, вземлющим грех мира (1:29). Ты захотел есть, Он сделался для тебя трапезой. Ты пожелал пить, Он сделался для тебя чашей. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Ты захотел одеться, Он стал для тебя одеждой. Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Ты восхотел стать невестой, Он сделался для тебя женихом. Имеяй невесту, жених есть (Ин. 3:29). Ты пожелал выйти замуж, Он стал для тебя мужем. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови (2Кор. 11:2). Ты был блудницей и сделался девой. О, неслыханные и необыкновенные дела! Каким образом блудница сделалась девой? – Я не могу подробно исследовать это, но твердо верю. Все же это совершила благодать Духа.

Излилась благодать, и явишася им разделени язы́цы, яко огненни (Деян. 2:3). Не огненни, но яко огненни. «Если – огонь, то почему не горели?» – спрашивает иудей. Лучше же я спрошу иудея: почему огонь не сожигал купину – сухое и удобосожигаемое вещество? Что сильнее огня? Что ничтожнее купины? Однако, и дерево не сгорало, и огонь не угасал. И опять, каким образом огонь не сжег тех трех отроков, но пламя превратилось в росу? Было состязание между огнем и телами, и победа осталась на стороне тел. То, что было мягче воска, оказалось более твердым, нежели железо. Объясни мне эти древние события. Но те предшествовали нынешним, чтобы люди теперь поверили истине. Почему Святой Дух сходит в огне? – По причине пылкости ума тех, которые приняли Его, и не по этой только причине, но и по той, что Дух так же уничтожает грехи, как огонь истребляет терновник. Святой муж был ввержен в ров, и загородил уста львов (Дан. 6:22). Рыбари обошли вселенную, нашли ее больной и восстановили ее здоровье, – нашли мятежной и привели в состояние благочиния, не потрясая копьями, не бросая стрел, не прибегая к помощи денежной силы и ораторских речей, но они не имели даже одежд и были облечены только во Христа. Они были бедными и в то же время богатыми; лишенные денег, они владели царством; они были одиноки и в то же время не одиноки: одиноки, потому что с ними не было людей, – не одиноки же, потому что с ними был их Господь. Аз с вами есмь, – говорит Господь, – до скончания века (Мф. 28:20). Они обошли всю вселенную, как овцы среди волков. Кто видел, кто слышал подобное? Господь говорит: пооылаю вас, яко овцы посреде волков (Мф. 10:16). Какой пастырь посылает овец посреде волков? Напротив, когда пастырь видит волка, то собирает овец. Христос же сделал обратное по сравнению с этим: послал овец к волкам, и овцы не были пойманы дикими зверями, но сами волки стали кроткими, как овцы. И чтобы те не говорили: «мы – овцы, а Ты посылаешь нас на съедение волкам и в пищу диким зверям», – Он одним словом устранил такую их мысль. Спаситель не сказал: «отправьтесь», потому что, посылая их, Он не имел в виду их собственной силы; но сказал: се Аз посылаю вас. Вы – немощны, зато силен Посылающий вас. Я – Тот, Который утвердил небо, основал землю, излил море, Который пригвоздил ко кресту направленное против вас рукописание, отменил ветхий закон, возвратил вас в древнее отечество, – Тот, Который сокрушаю сильное и укрепляю слабое. Что могущественнее моря? А между тем малый песок сдерживает его невыносимую силу. Се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков. Что же Ты повелеваешь? Будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10:16). Что значит: мудри, яко змия? Змий, хотя бы получивший и бессчисленные раны, но сохранивший невредимой свою голову, здоров весь. Так и ты, если враг пожелает взять у тебя деньги, отдай ему, – отдай, хотя бы он отнимал у тебя твои сокровища и даже самую жизнь, только сохрани свою веру. Будите мудри. Пока сохраняется вера, все – весьма легко. Нагим ты вышел из чрева своей матери, нагим и уйдешь из этой жизни. Но кто-нибудь отправит тебя в ссылку? Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23:1). Быть может, ты умираешь? Но смерть для тебя – путешествие. Только не потеряй своей веры, этого неубывающего сокровища, – веры, которая неистощима. Для Бога весьма вожделенна Церковь, не стенами охраняемая, но ограждаемая верой. Ради этой Церкви утверждено небо, излилось море, распростерт воздух, основана земля, насажден рай, дан закон, посылались пророки, совершались чудеса, разделялось и соединялось море, расторгалась и снова принимала прежний вид скала, падала манна и внезапно приготовлялась трапеза. Ради Церкви являлись пророки, ради нее же – апостолы. И к чему мне говорить многое? Ради Церкви соделался человеком Единородный Сын Божий, как об этом говорит Павел: Иже убо Своего Сына не пощаде (Рим. 8:32). Бог не пощадил Своего Сына, чтобы пощадить Церковь. Ради нее Он излил кровь Своего Сына. Эта кровь орошает Церковь, поэтому произрастания последней не могут засохнуть и не теряют своих листьев. Они не подлежат неизбежным условиям времен года и не находятся в зависимости от времени вообще, так, чтобы летом их листья зеленели, а летом отпадали. Не естественные условия годовых времен здесь имеют значение, но благодать Духа возделывает Церковь, поэтому последняя неразрушима. Однако, не то удивительно, что она неразрушима, но то, что неразрушима, несмотря на множество нападающих на нее врагов. Сколь мноrиe искони враждовали против Церкви? Когда она была только что насаждена, многое было против нее приведено в движение. В первую пору существования Церкви цари были преданы нечестию, полководцы также; в этом смысле издавались повеления правителей; всюду – дым и запах от сожигавшихся (языческих) жертвенных животных; воздух осквернялся, земля делалась нечистой, демоны неистовствовали, диавол ликовал. Где теперь дерзнувшее враждовать с Церковью? Когда она была только что насаждена, и в то время не повредили ей, а когда коснулась неба, неужели ты надеешься преодолеть ее? Христос объявил: врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Легче уничтожить небо и погубить землю, нежели достигнуть того, чтобы в каком-либо отношении пострадала Церковь. Сам Христос говорит: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24:35). И естественно, потому что слово Божие могущественнее самого неба; ведь небо – дело слова. Бог сказал: да произойдет небо, – и Его слово стало делом. «Я, утвердивший небеса, создал природу. Но не ради небес Я воспринял тело, чтобы ты понял, что Церковь – драгоценнее и неба, и ангелов, и всякой твари. Поэтому небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут».

О каких словах Господа здесь речь? О словах: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). На сем камени. Не сказал: на Петре, потому что Он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? Ты еси Христос, Сын Бога, живаго (Мф. 16:16). Церковь Господь назвал скалой, подвергающейся действию волн, но не колеблещеюся. Церковь испытывает искушения, но не побеждается ими. Исповедания же не могут преодолеть и демоны. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается, – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается, – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. На сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Обратите внимание на точный смысл слов. Врата адова не одолеют ей. Почему же, говорят, Он (Господь) не препятствует искушениям нападать на Церковь? Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу? Если бы никто не обнаружил в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападениям, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он (Господь) и дозволяет врагам делать на нее нападения, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: врата адова не нападут на нее, но: не одолеют ей. Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает, – обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнес одно только слово, – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано на камени. И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес. Почему? – Врата адова не одолеют ей. Сколь много с самого начала было врагов у Церкви? Но где – враждовавшие против нее? – Скрылись и преданы забвению. Так как они враждовали против Церкви, то чрез то исчезла и память о них. Церковь же сияет больше, нежели солнце. За все это возблагодарим Бога; Ему слава и держава во веки веков. Аминь113.

* * *

113

В сокращении. См. Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p. p. 507–509; cp. Полн. Собр. творен, св. Златоуста, изд. 1897 г., т. Ill, стр. 862–368. В Curs Compl. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle