Источник

Беседа в день Св. Пятидесятницы. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Велики, возлюбленные, и выше всякого слова человеческого дары, ниспосланные нам ныне от человеколюбивого Бога. Посему все мы вкупе будем радоваться и с восторгом прославлять нашего Владыку. Подлинно, нынешний день для нас – праздник и торжество. Ибо как в преемстве дней и времен года одна перемена следует за другой, так точно и в Церкви праздник следует за праздником и один отсылает нас к другому. Недавно мы праздновали воскресение, потом вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа, а сегодня, наконец, дошли до самого края благ, вступили в самую митрополию праздников, достигли до самого плода обетования Господня. Аще Аз иду, – сказал Он, – иного Утешителя послю к вам, и не оставлю вас сиры (Ин. 14:18; 16:7). Видите ли Его попечение? Видите ли неизреченное человеколюбие? Пред этими днями Он восшел на небо и воссел одесную Отца, а сегодня дарует нам пришествие Святого Духа, и чрез Него ниспосылает нам с небес бесчисленные блага. В самом деле, скажи мне, что из относящегося к нашему спасению не Духом устроено для нас? Чрез Него мы освобождаемся от рабства, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Святого мы видим сонмы священников, от этого Источника – и дары откровений, и дарования исцелений, – и все прочее, что обыкновенно украшает Церковь, отсюда получает начало. И апост. Павел взывает так: вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1Кор. 12:11). Якоже хощет, – говорит он, – а не как Ему поведывается; разделяя, а не подвергаясь разделению; властвуя, а не подлежа власти. Таким образом, Павел приписывает и Духу Святому такую же власть, какую усвоил Отцу. Как об Отце он говорит: Бог есть действуяй вся во всех (1Кор. 12:6), – так и о Святом Духе: вся же сия, разделяя властью коемуждо, якоже хощет. Видишь ли совершенную власть? У кого – одна сущность, у тех, очевидно, одна и самостоятельность; у кого равночестно достоинство, у тех одна и сила и власть. Чрез него мы получили отпущение грехов, чрез Него мы очистились от всякой нечистоты, по Его дару мы, притекшие к благодати, стали из людей Ангелами, не переменившись по естеству, но, что гораздо удивительнее, оставаясь с естеством человеческим, оказали жизнь ангельскую. Такова сила Святого Духа, как чувственный огонь, приняв мягкую глину, делает ее твердою черепицею, так точно и огонь Духа, объяв благонамеренную душу, хотя бы нашел ее мягче глины, делает ее тверже железа, – и того, кто незадолго был осквернен нечистотою греховною, вдруг являет светлейшим солнца. Научая нас этому, блаженный Павел взывал так: не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9, 10). Исчислив, так сказать, все виды нечестия и научив, что виновные в таких грехах чужды царствия, он тотчас прибавил: и сими нецыи бесте: но омыстеся, ·но освятистеся, но оправдистеся. Как и каким образом? – Именем Господа нашего Иисуса, Христа, и Духом Бога нашего (1Кор. 6:11). Видишь ли, возлюбленный, силу Святого Духа? Видишь ли, что Дух Святой истребил все это нечестие и тех, которые прежде погибали от собственных грехов, вдруг возвел на высочайшую почесть?

Кто же достойно пожалеет и оплачет тех, которые pешаются хулить достоинство Духа, которые (как бы умоисступленные) даже величием благодеяний не удерживаются от своего нечестия, но осмеливаются делать все ко вреду своего спасения, отнимая у Него, сколько это возможно для них, Божественное достоинство? Хотелось бы спросить их: для чего вы так вооружаетесь против достоинства Духа, или лучше, против собственного спасения, и не хотите взять себе в ум сказанное Спасителем ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28: 19)? Видишь ли равночестное достоинство? Видишь ли точное согласие? Видишь ли нераздельность Троицы? Разве есть здесь различие, или изменение, или уменьшение? Для чего же вы осмеливаетесь прибавлять к словам Господа? Или вы не знаете, что и в человеческих делах, если бы кто покусился или дошел до такой дерзости, что прибавил бы что-либо или убавил в грамоте царя, который одного с нами рода и имеет одинаковое естество, то подвергся бы крайнему наказанию и ничто не могло бы избавить его от этого наказания? Если же столь велика опасность из–за человека, то какое может быть прощение тем, которые оказывают столь великую дерзость, покушаются искажать слова общего нашего Спасителя и не хотят слушать и Павла, чрез которого говорил и Христос, и который громким голосом взывал так: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его (1Кор. 2:9)? Итак, если ни око не видало, ни уха не слыхало, ни сердце не могло вместить познания о том, что уготовано любящим Его, то как мы можем получить познание об этом? Нам же, – прибавляет блаженный Павел, – Бог открыл есть Духом Своим (1Кор. 2:10); и на этом не останавливается, но, чтобы показать и величие силы и единосущие Духа с Отцом и Сыном, говорит: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Потом, желая из примера человеческого, преподать нам точнейшее наставление, присовокупляет: кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11). Видишь ли совершенное наставление? Как того, что находится в уме человека, не может знать никто другой, а только сам он один знает свое, так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего, а это весьма важно и очень достаточно доказывает достоинство Духа. Приводя этот пример, Апостол как бы так говорит: невозможно, чтобы кто-либо из людей когда-нибудь не знал того, что находится в уме его, посему, как это невозможно, так и Божие, говорит он, с такою же точностию знает Дух Святой. Но я не знаю, как и эти слова блаженного Павла не убеждают людей, которые по собственному предубждению, ко вреду своего спасения, так вооружаются против достоинства Духа, отнимают у Него, сколько это возможно для них, Божественное достоинство и низводят Его на низкую степень тварей. Впрочем, пусть они спорят и восстают против сказанного в Божественном Писании, мы же, принимая Божественные наставления, как свыше принесенные прорицания, станем воссылать подобающее славословие, содержа с правой верой и правильное разумение истины.

Но вашей любви необходимо сказать, почему Господь не тотчас после Своего вознесения даровал нам Виновника таких благ, а попустил, чтобы ученики прежде провели несколько дней и пробыли одни с самими собою, и тогда ниспослал благодать Духа. Не напрасно и не без причины было и это. Он знал, что род человеческий недостаточно ценит те блага, которые – у него в руках, и не оказывает надлежащего уважения к тому, что кажется приятным и великим, если не случится что-нибудь из противоположного. Например, скажем об этом яснее: здоровый и бодрый телом не чувствует и не может в точности понимать, сколько благ доставляло ему здоровье, если он не испытает болезни, от которой постигнет его изнеможение; также и тот, кто видит днем, не так ценит свет, если не испытает и темноты ночной. Подлинно, испытание противоположного всегда бывает ясным наставником в том, чем мы прежде наслаждались. Посему и тогда (так как ученики в присутствии Христа наслаждались бесчисленными благами и во время общения с Ним были в великом благоденствии, ибо они и воскрешали мертвых, и очищали прокаженных, и изгоняли бесов, и исцеляли болезни, и совершали много других чудес), Он попустил им на малое время лишиться силы содействовавшего им, чтобы они, оставшись без нее, узнали, как много доставляло им присутствие Его благодати, и, восчувствовав важность прежних благ, с большей готовностью приняли и дар Утешителя. Ибо Дух Святой и утешил их в скорби, и озарил светом Своим (когда они сетовали по причине разлуки с Учителем и были исполнены уныния...), и воздвиг почти падших, и разогнал облако печали, и рассеял недоумение. Так как они слышали повеление Господа: шедше научите вся языки (Мф 28:19), а между тем, недоумевали и не знали, куда каждому из них должно отправиться, и в какой стране вселенной нужно проповедывать учение, то приходит Дух Святой в виде языков, отделяя каждому из них страну вселенной для проповеди, и данным языком, как бы некоторым начертанием, обозначая каждому предел вверенного ему начальства и учительства. Вот почему Дух сошел в виде языков, и не только поэтому, но и для того, чтобы напомнить нам о древнем событии. Так как в древности люди, предавшись гордости, вздумали построить башню, которая достигала бы до неба, а Бог через смешение языков разрушил их злое согласие, то ныне Дух Святой нисходит на Апостолов в виде огненных языков, чтобы чрез это соединить разделенную вселенную. И совершилось дело новое и дивное: как тогда, в древности, языки разделили вселенную и расторгли злое согласие, так ныне языки соединили вселенную и бывшее разделенным привели в согласие. Итак, в виде языков Он сошел поэтому, а языки были как огненные потому, что в нас разрослось тернее rpеxa. Ибо, как земля тучная и плодородная, если остается невозделываемою, произращает великое множество терний: так точно и наше естество, вышедши из рук Создателя прекрасным и способным к произведению плодов добродетели, но не принимая в себя плуга благочестия и cемени Богопознания, породило нечестие, как бы некоторое терние и другое бесполезное растение. И как часто бывает не видно лица земли от множества терний и дурных трав, так и благородсгва и чистоты души нашей не видно было, пока Возделыватель человеческого естества, пришедши и ниспославши огонь Духа, не очистил ее и не сделал способной к принятию небесного семени.

Такие и еще большие блага дарованы нам в настоящий день. Посему я призываю: станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, украшая души, просветляя душу одеждами добродетелей, дабы таким образом мы могли и принять благодать Духа, и собрать происходящие от Него плоды. Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: плод духовный есть, любы, радость, мир (Гал. 5:22). Посмотри на последовательность его учения: сначала он поставил любовь, а потом упомянул и о том, что следует далее, – положил корень, и потом показал плод, – утвердил основание, и потом возвел здание, – начал с источника, и потом перешел к потокам. В самом деле, не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимать за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго: она, как корень, произращает бесчисленныя ветви добродетелей, как источник, производит множество потоков, как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней. Зная это, блаженный Павел и назвал ее плодом Духа, а в другом месте он усвоил ей такое преимущество, что назвал ее даже исполнением закона: исполнение убо закона, – говорит он, – любы есть (Рим. 13:10). И Владыка всех, достаточным признаком и достоверным отличием для Своих учеников, предложил нам не иное что, как любовь, сказав: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате .между собою (Ин. 13:35). Посему, призываю, к ней прибегнем все мы, к ней прилепимся и с нею встретим этот праздник: ибо где любовь, там утихают неразумные порывы сердца. Любы, – сказано, – не превозносится, не гордится, ни безчинствует (1Кор. 13:4, 5). Любовь не делает зла ближнему; где обитает любовь, там не бывает Каина, убивающего брата. Уничтожь источник зависти, уничтожишь и поток всех зол, исторгни корень, уничтожишь и плод. Это я говорю, заботясь более о тех, которые завидуют, нежели о тех, которым завидуют, ибо первые особенно и причиняют себе величайший вред и навлекают на себя великую гибель, а для тех, которым завидуют, зависть служит, если они захотят, даже поводом к получению венцов. Умерщвление Авеля сделалось для него поводом к прославлению. Он и после смерти смело вещает своей кровью и громким голосом обвиняет убийцу, а тот, оставшись в живых, в воздаяние за дела, получил плод дел своих, и проводил жизнь стеня и трясыйся на земли (Быт. 4:12). И как того и живого грех принудил жить несчастнее мертвых, так этого и по смерти добродетель еще более прославила. Посему и мы, дабы приобрести нам и здесь и там большее дерзновение, дабы получить нам большую радость от праздника, сбросим с души все нечистые одежды, особенно же скинем одежду зависти: ибо, хотя бы мы, по–видимому, совершили бесчисленное множество добрых дел, но лишимся всего, если действует в нас эта ужасная и жестокая зараза. Ее, дай Бог, избежать всем нам, и удостоиться с дерзновением встретить Царя Небесного, когда Он благоволит прийти и разделять неизреченные блага проведшим настоящую жизнь добродетельно, во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь112.

* * *

112

См. Полн. собр. твор. св. Златоуста, в русск. перев. Спб., 1896 г., т. II, стр. 507–512; сравн. Слова и беседы св. Златоуста на разные случаи. Спб , 1865 г., т. II. стр. 209–219; Христиан. Чтен. 1844 г., II, стр. 147–161.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle