Источник

Беседа в день Святой Пятидесятницы110. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Опять праздник, опять торжество, и опять многочадная и чадолюбивая Церковь украшается множеством чад. Но какая ей польза от чадолюбия, если она только в праздники, а не постоянно видит вожделенные лица своих детей, подобно тому, как если бы кто, имея прекрасную одежду, не имел дозволения пользоваться ею постоянно? Ибо многочисленность приходящих есть одежда Церкви, как и Пророк в древности сказал, говоря о Церкви: всеми ими аки в красоту облечешися, и обложиши себе ими яко утварию невеста (Ис. 49:18). Как целомудренная и благородная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, кажется благообразнейшей и лучшей: так и Церковь, покрываясь многочисленным нашим собранием, как бы длинною одеждою, является сегодня более веселой. Не видно у нее сегодня ни одной части обнаженной как в предшествующие дни; виновники же тогдашнего ее обнажения – те, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрывают мать свою. А что не малая опасность – видеть мать свою обнаженной, вспомним о том, кто видел отца своего обнаженным, и за этот взгляд потерпел наказание. Хотя не он сам обнажил отца, но только увидел отца обнаженным, однако он не избег наказания, за то только, что увидел (Быт. 9:22), те же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не видят только мать свою обнаженной, но делают ее обнаженной. Если же видевший наготу не избег наказания, то как могут удостоиться прощения те, которые причиняют наготу? Это говорю, желая не устрашить вас, но для того, чтобы нам избежать наказания, чтобы избежать проклятия Хама, – чтобы подражать благонравию Сима и Иафета и всегда прикрывать мать свою. Иудеям было сказано: три краты в лете да явишися пред Господем Богом твоим (Исх. 23:17); а от нас Бог желает, чтобы мы являлись перед Ним непрестанно. Иудеям необходимо было покланяться в Иерусалиме, а в другом месте – нигде (поэтому им заповедано было являться перед Богом трижды в год): расстояние пути служило им оправданием, а для нас не может быть никакого способа оправдания. Они были рассеяны по всей земле: бяху же, – говорится в Писании, – во Иерусалиме живущии Иудеи мужие благоговейнии от всего языка, иже под небесем (Деян. 2:5). А мы часто не отделяемся от церкви даже одним переулком, и, однако, так редко бываем в этом священном собрании, как будто мы отделены обширными морями. Им заповедано было праздновать только в три времени, а нам заповедано делать это непрестанно: ибо у нас всегда – праздник. А дабы вам убедиться, что у нас всегда праздник, я скажу вам о причинах праздников, и вы увидите, что у нас в каждый день – праздник. Итак, (есть) у нас праздник Богоявления. Какая же причина этого праздника? Та, что Бог на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3:38), – та, что Бог, Единородный Сын Божий, был с нами. А это бывает всегда: се, – говорит Он, – Аз с вами есть во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20); поэтому Богоявление можно праздновать во все дни. Что значит праздник Пасхи? Какая причина этого праздника? Мы тогда возвещаем смерть Господа: это и есть Пасха; но и это мы можем делать не в одно определенное время. Павел, желая показать, что можно всегда совершать Пасху, говорит: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (1Кор. 11:26); итак, если мы всегда можем возвещать смерть Господню, то можем всегда совершать и Пасху. Хотите ли знать, что и сегодняшний праздник бывает ежедневно? Посмотрим, какая причина настоящего праздника, и почему мы празднуем его? Это потому, что Дух нисшел к нам; как Единородный сын Божий находится с людьми верными, так и Дух Божий. Откуда это известно? Аще любите Мя, – говорит Писание, – заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:15–17). Посему, как Христос сказал о Себе: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, – и мы можем всегда праздновать Богоявление; так и о Духе Он сказал: будет с вами в век, – и мы можем всегда праздновать Пятидесятницу. Дабы вам убедиться, что нам можно праздновать постоянно, что нет для этого определенного времени, и мы не связаны зависимостью от времени, – послушайте, что говорит апост. Павел: темже да празднуем (1Кор. 5:8). Хотя тогда, когда он писал это, не было праздника, не было ни Пасхи, ни Богоявления, ни Пятидесятницы, но он желает показать, что не время составляет праздники, а чистая совесть (ибо праздник есть не что иное, как радость; радость же духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел; поэтому, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать). Итак, желая показать это самое, Павел сказал: темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1Кор. 5:8). Видишь ли, как он не стесняет тебя зависимостию от времен, но заповедует иметь чистую совесть? Я хотел бы употребить на это всю беседу, но, чтобы вам не удалиться без наставления касательно праздника, надобно от этого увещания обратить речь к причине праздника.

Многие блага многократно нисходили с неба для всего рода человеческого, но такие, какие ниспосланы сегодня, не были ниспосылаемы никогда прежде. Узнайте же, какие блага были прежде, и какие сегодня, чтобы вам видеть различие между теми и другими. Одожди Бог манну ясти, и хлеб небесный даде им: хлеб ангелский яде человек (Пс. 77:24, 25); дело, по истине, великое и достойное человеколюбия Божия! После того ниспослан был огонь для исправления заблудшего народа иудейского и пожрал жертву с жертвенника (3Цар. 18:38). Потом, когда все были истощены голодом, был ниспослан дождь и произвел великое плодородие. Велики эти блага и удивительны, но настоящие гораздо больше: ибо не манна, огонь и дождь ниспосланы сегодня, но поток духовных дарований; ниспосланы свыше обильные дожди, не землю возбуждающие к плодородию, но располагающие человеческое естество воздавать плоды добродетели Возделывателю людей. И те, которые приняли эти капли, тотчас изменились в своем естестве, и внезапно вся земля наполнилась Ангелами, – Ангелами не небесными, но такими, которые в человеческом теле показывают добродетель, свойственную бесплотным Силам. Не Ангелы низошли долу, но, что удивительнее, дольние возвысились до их добродетели, поскольку они не свергли плоти и не с одними душами восходили, но, пребывая в естестве, соделались Ангелами по произволению. Чтобы ты знал, что и прежнее наказание, когда было сказано: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19), не было наказанием, Бог благоволил оставить тебя на земле, чтобы еще более открылась сила Духа, совершающая такие дела через бренное тело. Ибо можно было видеть, как бренный язык повелевал бесами; можно было видеть, как бренная рука исцеляла болезни; или, лучше, можно было видеть, как не рука только бренная, но, что гораздо удивительнее, тени бренных тел преодолевали и смерть и бесплотных сил, т. е. бесов. Как при появлении солнца тьма развевается, дикие звери удаляются в свои убежища, убийцы, разбойники и грабители убегают на вершины гор: так и тогда, когда являлся Петр и возвышал свой голос, тьма заблуждения рассеивалась, диавол удалялся, бесы обращались в бегство, плотские страсти подавлялись, душевные болезни исцелялись, всякий порок исчезал и добродетель водворялась на земле. Как если бы кто-либо из царской сокровищницы, заключающей в себе золото и драгоценные камни, мог взять хотя малую часть содержащегося в ней сокровища, хотя бы один только камень, то сделался бы обладателем великого богатства: так – и от уст апостольских, ибо уста их были царскими сокровищницами, заключавшими в себе сокровище исцелений; и каждое слово, исходящее из них, доставляло великое богатство духовное. Тогда, по истине, можно было видеть, что словеса Господня вожделенны паче злата и камене честна многа (Пс. 18: 11): ибо чего не могли сделать ни золото, ни драгоценные камни, то делали слова Петра. Какое количество золота могло бы исцелить хромого от рождения? А слово Петра в состоянии было исправить этот природный недостаток. Он сказал: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян. 3:6), и слово стало делом. Видишь ли, как слова их вожделенны паче злата и камене честна многа! Видишь ли, что уста их были царскими сокровищницами? По истине, они были и врачами вселенной, и земледельцами, и кормчими: врачами, потому что исцеляли болезни, – земледельцами, потому что сеяли слово благочестия, – кормчими, потому что укрощали бурю заблуждений. Посему и Христос иногда говорил им, как врачам: ходяще... болящыя исцеляйте (Мф. 10:7–8) , –иногда говорил, как земледельцам се послах вы жати, идеже вы не трудистеся (Ин. 4:38), – а иногда беседовал с ними, как с кормчими и рыбарями, и говорил в одном месте: сотворю вы ловца человеком (Мф. 4:19), и Петру: не бойся: отселе будеши человеки ловя (Лк. 5:10). И можно было видеть чудеса за чудесами. За десять дней пред сим наше естество взошло на царский престоп, а ныне Дух Святой нисшел на наше естество; Господь вознес наш начаток, и низвел Духа Святого. Еще не прошло десяти дней, как вознесся Христос, – и уже Он ниспослал нам духовные дарования, дары примирения. Чтобы никто не сомневался и не недоумевал, сделал ли что-либо Христос по вознесении, примирил ли с нами Отца, умилостивил ли Его, дабы показать нам, что Он действительно примирил Его с нашим естеством, – Он тотчас послал нам дары примирения. Ибо, когда враги соединяются и примиряются между собою, то за примирением тотчас следуют приглашения, поздравления и дары. Так и мы послали веру, и получили оттуда дарования, послали послушание, и получили оправдание.

А чтобы вы знали, что дарование Святого Духа есть дар Божьего примирения, я постараюсь убедить вас в этом из Писаний, сначала показав, что Бог удерживает благодать Духа, когда гневается на нас, дабы ты, убедившись, что отсутствие Святого Духа есть знак Его гнева, и, увидев, что Дух опять ниспосылается, познал, что, если бы Он не примирился, то и не послал бы Духа Святого. Откуда же мы узнаем это? Престарелый Илий был человек, в других отношениях добрый и благоразумный, но не умевший исправлять нечестивых детей своих, по чрезмерной к ним любви. Послушайте вы, которые имеете детей, как вы должны умерять свою к ним любовь и ласковость. Илий огорчил этим Бога и привел Его в такой гнев, что Он отвратился от всего народа. Посему, написавший об этом, желая показать, что Бог совершенно отвратился от них, говорит: глагол Господень бе честен, не бе видение посылаемо (1Цар. 3:1), называя здесь честным редкое; этим он выразил, что дары пророчества тогда были редки. Также другой, плача и рыдая о гневе Божием, говорит: несть во время сие князя и пророка (Дан. 3:38). И Евангелист говорит: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7:39). Так как Он еще не был распят, то, говорит (Евангелист), и Дух Святой не был дарован людям, ибо, прославлен, значит: распят. Хотя это событие по свойству своему позорно, но так как оно было совершено за любимых, то Христос называет его славою. А почему Дух не был дарован прежде распятия? – Потому, что вселенная была еще во грехах, в злобе, во вражде и бесчестии, пока не был принесен в жертву Агнец, взявший на Себя грехи мира. Итак, доколе Христос еще не был распят, дотоле не было и примирения; а доколе не было примирения, дотоле по справедливости не был ниспослан и Дух. Таким образом, ниспослание Духа есть знак примирения. Посему и Христос говорит: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет (Ин. 16:7). «Если я не пойду, – говорит Он, – и не примирю Отца, то не пошлю вам Утешителя». Видите ли, сколько доказательств того, что отсутствие Духа Святого в людях есть знак гнева Божия? А когда ты видишь, что Дух Святой ниспосылается обильно, то уже нисколько не сомневайся в примирении. «Где же, скажешь, ныне Дух Святой? Тогда, действительно, можно было говорить это, когда были знамения, мертвые воскресали и все прокаженные очищались; а ныне чем мы докажем, что Дух Святой присущ нам»? Не бойтесь: я покажу, что Дух Святой пребывает и у нас ныне. Как и каким образом? Так, если бы не было у нас Духа Святого, то не может быть и отпущения грехов. Послушайте Павла, который говорит: бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотем различным... Егда–же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго (Тит. 3:3–5). И еще в другом месте: не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадишели, ни хищницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9, 10). Видишь ли все виды пороков? И сими убо нецыи бесте: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся. Каким образом? Вопрос в том, чрез Духа ли Святого мы освободились от пороков. Послушай же: но освятистеся, но оправдистеся, именем Господа Иисуса и Духом Бога нашего (1Кор. 6:11). Видишь ли, что Дух Святой изгладил все те пороки? Где теперь хулящие достоинство Духа? Если Он не отпускает грехов, то напрасно принимается в крещении; если же Он отпускает грехи, то напрасно хулится еретиками. Если бы не было Духа Святого, то мы не могли бы назвать Господом Иисуса: ибо никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3). Если бы не было Духа Святого, то мы, верные, не могли бы взывать к Богу, как взываем: Отче наш, иже еси на небесех. Как не могли бы мы называть Иисуса Господом, так не могли бы называть и Бога Отцом. Откуда это видно? – Из слов того же Апостола: понеже есте сынове, – говорит он, – посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Итак, когда ты призываешь Отца, то помни, что ты удостоился так называть Его потому, что Дух движет душу твою. Если бы не было Духа, то в Церкви не было бы слова премудрости и ведения: овому бо Духом дается слово премудрости, иному–же слово разума (1Кор. 12:8). Если бы не было Святого Духа, то не было бы в Церкви пастырей и учителей, ибо и они поставляются Духом, как и Павел говорит: в немже вас Дух Святый постави пастыри и епископы (Деян. 20:28). Видишь ли, что и это–от Духа? Если бы не присутствовал Дух, то не существовала бы и Церковь; если же Церковь существует, то очевидно, что Дух присутствует. Почему же, скажешь, не бывает ныне знамений? Здесь слушайте меня со вниманием; я от многих часто и непрестанно слышу этот вопрос: «почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет»? Наперед узнаем, что значит говорить языками, а потом скажем и причину. Что же значит говорить языками? Крещаемый тотчас начинал говорить на языке Индейцев, Египтян, Персов, Скифов, Фракиян, и один человек получал многие языки; ибо, говорится в Писании, что Павел, нашедши некоторых крещенных крещением иоанновым, сказал им: аще Дух Святый прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святой есть, слышахом. Он тотчас повелел им креститься, и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня, – и все глаголаху языки (Деян. 19:2–6). Почему же ныне прекращена и отъята от людей эта благодать? Не потому, чтобы Бог хотел унизить нас, но потому напротив, что оказывает нам великую честь. Как? – я скажу. В то время люди, недавно отставшие от идолов, были весьма несмысленны: они были преданы и изумлялись всему вещественному, у них еще не было понятия о дарах бестелесных, и они не знали даже, что такое – благодать духовная и созерцаемая одной верой; поэтому тогда и были знамения: ибо одни из духовных дарований невидимы и постигаются одной верой, а другие обнаруживаются и в чувственном знамении для удостоверения неверных. Например: отпущение грехов есть дело духовное, есть дар невидимый (поскольку мы не видим телесными глазами, как очищается душа); а способность говорить разными языками, хотя также происходит от духовного действия Духа, однако, представляет и знамение чувственное и удобозримое для неверных (ибо язык, слышимый вне, есть откровение и обнаружение действия, происходящего внутри души, т. е. невидимого). Посему и Павел говорит: комуждо–же дается явление Духа на пользу (1Кор. 12:7). Итак, я не имею ныне нужды в знамениях. Почему? – Потому, что и без явления знамения я научился веровать во Владыку. Неверующий имеет нужду в залоге, а я, верующий, не нуждаюсь ни в залоге, ни в знамении, хотя я и не говорю языками, но знаю, что я очищен от грехов. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения, посему им и давались знамения, как залог веры, чрез который они веровали, так что знамения давались им, не как верным, но как еще не верным, чтобы они сделались верными. Так и Павел говорит: знамения не верующим, но неверным (1Кор. 14:22). Видите ли, что прекращение знамений служит доказательством не того, что Бог унижает нас, но того, что Он оказывает нам честь? Он сделал это, желая показать веру нашу, – что мы веруем в Него без залогов и знамений. Tе, если бы наперед не получили знамения и залога, то не поверили бы Ему в невидимом, а я и без этого показываю всю веру. Вот причина, почему ныне не бывают знамения.

Хотел бы я сказать и о причине праздника и показать, что́ такое Пятидесятница, почему в этот праздник подан дар, почему в огненных языках и почему чрез десять дней, но вижу, что поучение слишком продолжительно. Поэтому, прибавив немногое, окончу речь. Егда скончавашася дние Пятьдесятницы..., явишася им разделени язы́цы, яко огненни (Деян. 2:1–3). Не огненные, но яко огненни, чтобы ты не подозревал в Духе ничего чувственного. Как на струи Иорданские Он сошел не голубем, но в виде голубя (Лк. 3:22): так и здесь не огнем, но в виде огня. Также и выше сказано: яко носиму дыханию бурну (Деян. 2:2), – не дыханию бурну, но яко носиму дыханию бурну. Почему же Иезекииль получил дар пророчества не в подобии огня, но в свитке, а Апостолы получают дары посредством огня? Ибо о нем говорится, что Бог дал в уста его свиток книжный, в котором вписано рыдание, и жалость, и горе, и писана быша предняя и задняя (Иез. 2:9, 10), и он съел его, и бысть во устех его, яко мед, сладок (Иез. 3:3); а об Апостолах – не так, но: явишася им язы́цы, яко огненни. Итак, почему там свиток и письмена, а здесь язык и огонь? – Потому, что тот шел обличать грехи и оплакивать иудейские бедствия, а эти шли истреблять грехи вселенной; поэтому, тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной (ибо как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей). Но при этом событии бесчувственные иудеи, вместо того, чтобы изумляться, трепетать и поклоняться Подателю дара, опять показывают свое безумие, обвиняя Апостолов, исполненных Духа, в опьянении. Они, говорят, вином исполнени суть (Деян. 2:13). Представь неблагодарность людей и посмотри на благодарность Ангелов. Ангелы, увидев начаток наш возводимым на небо, радовались и говорили: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы (Пс. 23:7); а люди, увидев сошедшую к ним благодать Духа, говорят, что принявшие благодать пьяны, и не устыдились даже времени года: ибо во время весны невозможно было найти вина, а тогда была весна. Впрочем, оставим их и посмотрим на воздаяние человеколюбивого Бога. Христос взял начаток нашего естества и воздал нам благодать Духа; и как бывает после продолжительной войны, когда кончится сражение и будет заключен мир, бывшие между собой во вражде дают друг другу залоги и заложников: так произошло между Богом и человеческим естеством; оно послало Ему в залог и заложником свой начаток, который вознес Христос, а Он послал нам в залог и заложником Духа Святого. А что мы имеем залог и заложника, это видно из следующего: залог и заложники должны быть царского рода; поэтому и ниспослан нам Дух Святой, как царственный по естеству, равно как и Вознесшийся от нас был царского рода: ибо Он был от семени Давидова. Посему я уже больше не страшусь, так как начаток наш восседает горе; посему, хотя бы кто говорил мне о черве неумирающем, или об огне неугасающем, или о других наказаниях и мучениях, я уже не боюсь, или лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь в своем спасении. В самом деле, если бы Бог не желал даровать великие блага роду нашему, то не взял бы начатка нашего горе. Прежде мы, взирая на небо и представляя бесплотных Сил, яснее усматривали свое ничтожество чрез сравнение с вышними Силами; а теперь, когда мы хотим видеть свое благородство, то взираем горе, на небо, на самый престол царский: там восседает начаток от нас. Так и придет Сын Божий с неба судить нас. Посему будем приготовляться, чтобы не лишиться той славы: ибо непременно придет и не замедлит общий наш Владыка, придет окруженный воинством, с полками Ангелов, соборами Архангелов, строями мучеников, ликами праведников, сонмами Пророков и Апостолов, и среди этих невещественных воинств явится Сам, как царь, в невыразимой и неизреченной славе. Тогда раскроются книги, суд будет страшный и ужасный: на нем, как в судилище, будут читаны записанные дела нашей жизни; и об этих книгах много говорят пророки. Так, Моисей говорит: аще убо оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси (Исх. 32: 32). Также и Христос говорил ученикам: о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10:20). И пророк Давид: в книзе Твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них (Пс. 138:16); и еще: да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Пс. 68:29). Видишь ли, что одни изглаждаются, а другие вписываются? Не только праведные вписываются в тех книгах, но вписаны там и грехи наши (Мал. 2:17; 3:14–16), –записываются не потому, чтобы Богу помнить день, но чтобы представить книгу, как некоторую улику и обвинение.

Может быть, я потряс душу вашу страхом, но не вашу, а наперед свою. Итак, окончу речь, или лучше страх, – или лучше, не окончу, но смягчу; пусть он остается и очищает душу вашу, но суровость его мы уменьшиим. Как же мы можем уменьшить ее? – Если покажем, что грехи не только записываются, но и изглаждаются. В судилище все, что подсудимый ни скажет при записывании, непременно записывается навсегда и уже не может быть изглажено; а в той книге, хотя бы ты и сказал что-нибудь худое, потом, если захочешь, опять может изгладиться. Откуда это известно? Из Писания: отврати лице Твое, – говорит Псмопевец, – от грех моих, и вся беззакония моя очисти (Пс. 50:11). Никто не изглаждает того, что не написано; а так как грехи записаны, то он и молится об их изглаждении. А некто другой научает и тому, как они изглаждаются: милостынями и верами, – говорит он.– очищаются греси (Притч. 15:27), – не только изглаждаются, но и очищаются, так что не остается и следа изглаживания. Притом изглаждается не только то, что вписано после крещения, но и то, что вписано прежде этого омовения, и то все очищается водой крещения и крестом Христовым, как говорит Павел: истребив еже на нас рукописание, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте (Кол. 2:14). Видишь ли, как изглаждено это рукописание? И не только изглаждено, но и разорвано: ибо гвозди крестные так разорвали его, что оно сделалось ничтожным. Впрочем, это все изглаждено благодатию и человеколюбивои силои распятого Христа; а сделанное после крещения требует великого страдания, чтобы оно опять было изглаждено. Поскольку нет другого крещения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием. Посему, будем прилагать всякое старание, чтобы изгладить их здесь и избавиться от тамошнего стыда и наказания, ибо, хотя бы мы сделали бесчисленное множество грехов, мы можем, если захотим, сложить все это бремя грехов. Будем же иметь такое желание, пoелику гораздо лучше немного потрудиться здесь и избавиться от неизбежного наказания, нежели, проведши это краткое время в нерадении, впасть в нескончаемые мучения. Помните все сказанное; если же невозможно помнить все, то из всего удержите в памяти сказанное о книгах, – и все, о чем бы вы ни говорили, говорите с осторожностью, как имея при себе записчика. И всегда сохраняйте эти слова в свежей памяти, чтобы тем из вас, которые вписаны в книге праведных, умножать добродетели, а тем из нас, которые имеют записанными много грехов, изгладить их здесь, когда никто не видит, и избавиться от будущего их обнаружения, ибо возможно, как мы показали, изгладить все записанные грехи старанием, молитвой и постоянным благочестием. Итак, будем стараться об этом во всякое время, чтобы, по отшествии туда, нам получить прощение и всем избежать неминуемых наказаний, чтобы, избавившись от них, всм нам удостоиться царствия небесного, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь111.

* * *

110

Полное заглавие этой беседы следующее: на Святую Пятидесятницу, и о том почему ныне не бывают знамения, и что дела и слова наши записываются. Ореr. S. Chrysost. Edit. Montfauc. Т. 2, pag. 514.

111

В сокращении. См. Пол. собр. творен, св. Златоуста, в русск. перев. Спб., 1896 г., т.II, стр. 494–506; сравн. Слова и беседы св. Златоуста на разные случаи. Спб., 1865 г., т. II, стр. 186–208.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle