Источник

Каликст Георг

Каликст Георг (Gakixtus Georg) – один из замечательнейших лютеранских богословов ХVІІ века. Сын проповедника Иоанна Каликста, оп родился 14 декабря 1586 г. в Меделби (селение в Шлезвиге). По окончании курса гимназии в Фленсбурге он, в возрасте 16 лет, был отправлен в гелмштедский университет; также посещал университеты иенский, гессенский, тюбингенский и гейдельбергский. По выходе из университета, вместе с богатым учеником своим Матфеем Овербеком, Г. Каликст совершил путешествие по Европе, во время которого пополнил свое образование, посетив знаменитые библиотеки и познакомившись лично с наиболее выдающимися учеными Англии, Голландии, Италии и Франции. В 1613 г. он вернулся в г. Гелмштедт из путешествия, а в 1614 г. был назначен профессором богословия в гелмштедский университет. Скончался 19 марта 1656 года, 70-летним старцем.

Убежденный, что основные догматы христианства одинаково неизменно сохраняются во всех христианских исповеданиях, Георг Каликст, как профессор и как богослов-писатель, направлял все свои старания к тому, чтобы объединить членов трех исповеданий: лютеранского, реформатского и католического. Для этого объединения он считал необходимым выделить главнейшие верования, общие всем названным исповеданиям и необходимые для спасения человека, и оставить в стороне пункты разногласия. Для спасения же человека он полагал необходимым – признание Свящ. Писания, символа апостольского и учения отцов церкви первых пяти веков. Что касается таинств, то Каликст утверждал, яко следует принимать факт их существования, но в отношении понимания их существа и их формы он допускает свободу. Такие мнения подали повод ярым лютеранам обвинять Георгия Каликста в „синкретизме“, в стремлении смешать все христианские исповедания. Последователей Каликста стали называть „синкретистами» (см. это слово). Среди немецких богословов возникли ожесточенные прения „за“ и „против“ синкретизма. С 1630 года начали появляться различные произведения, в которых Г. Каликст именовался „криптокатоликом“ – тайным католиком и „криптопаппстом“ – тайным папистом. Одно из этих сочинений, напечатанное в 1640 г. и принадлежащее перу Бюшера из Ганповера, даже было озаглавлено так: Сryptopapismus novae theologiae Helmstadiensis. Г. Каликст энергично защищался против обвинений его в измене и отступничестве и с этою целию написал несколько сочинений, из которых укажем на главные: Wiederlegung des unwahrhaften Gedichtes unter dem Titel „Kryptopapismus“ (Люнебург 1641); Iterata compellatio ad Academiam Coloniensem; Responsum maledicis Mogunrinorum theologorum pro rom. pontificis infallibilitate praeceptoque sub una vindisiis oppositum (Гелмштедт 1644, 1645).

Прения в немецком богословском мире еще более оживились, когда Каликст в 1645 году был приглашен польским королем Владиславом присутствовать на богословском состязании в Торне, которое имело целью восстановит мир в взволнованных умах. Здесь резко обозначились две партии. На стороне Георга Каликста стояли богословы Гелмштедта, Ринтельна и Кенигсберга; главные из них: Конрад Горней, Герард Тиций, Иоахим Гильдебранд. Противную Каликсту партию составляли богословы из университетов лейпцигского, иенского, страсбургского, гиссенского и марбургского. Из них наиболее заменательны: Иаков Веллер (из Дрездева), И. Гюлфеман и Авраамий Калов (см. ниже „Калов“). Споры перешли. и на другие вопросы. Каликста обвиняли еще в том, что он для доказательства христианских доктрин пользовался аргументами из философии и из других религий, что будто не находил учения о троичности в Ветхом Завете и проч. По поводу этих обвинений Каликстом были опубликованы следующие сочинения: 1) De duabus quaestionibus num mysterium Trinitatis e solius V. T. libris possit demonstrari, et num ejus temporis patribus Filius Dei in propria sua hypostasi apparuerit (1649, 1650); 2) Indicium de controversiis theologicis, quae inter lutheranos et reformatos agitantur (1650); 3) Desiderium et Studium concordiae ecclesiasticae (1650); Widerlegung der Verleumdungen (Гелмштедт 1651).

Кроме помянутых выше, от Георга Каликста остались еще следующие сочинения, изданные частию им самим, частию сыном его Фредериком-Урлихом Каликстом (1622–1701 r.): 1) Tractatus de pontificio missae sacrificio (Франкфурт 1614); 2) Epitome theologiae (Гелмштедт 1619, 1662); 3) De religiosa adoratione disput (1623); 4) Apparatus theologicus (Гелмштедт 1628; в этом сочинении автор перечисляет звания, которыми должен обладать претендующий на звание богослова, и указывает метод, которым должен пользоваться богослов в своих занятиях); 5) De conjugio clericorum (1631); 6) Epitome theologiae moralis (Гелмштедт 1634, 1661; автор показывает тесную связь между моралью и догматикой, особенно сотериологией); 7) Degressio de arte nova contra Nihusium (ibid. 1634); 8) De visibili ecclesiastica monarchia (1643); 9) De primatu Rom. Pont. (1650); 10) De auctoritate Scripturae S. (1654); 11) Dиsputationes XV de praecipuis Christ, religionis capitibus (Гелмштедт 1611, 1658); 12) Lucubratioues ad quoruudam V. T. librorum intelligentiam lacientes (1665); 13) De tolerantia reformatorum (Гелмштедт 1697).

Н. В. П-в


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle