Источник

Поучение 24. В неделю 14 по Пятидесятнице

Слышали святое Евангелие, ныне прочитанное? Некоторый царь устроил пир и послал слуг своих к приятелям своим, приглашая их на это пиршество; но они все почти отказались, по разным причинам, что крайне оскорбило царя. Что же он сделал? Он велел позвать к столу каждого встреченного на улице; на улице известно кого встретишь – одних нищих; сии вскоре пришли и заняли места на пиру без всякой отговорки. Кто этот Царь? Бог, который устроил царство благодати – вечное спасение человека и который чрез пророков и Апостолов зовет всех, людей к вечному своему спасение. Что ж люди? Люди большею частью, особенно богатые и миролюбцы, отказываются от этого Божественного приглашения. Каким образом? Один говорит: «я хозяйством обзавелся, – надобно за ним смотреть, надобна в свое время скотину накормить, напоить», – и нейдет в Церковь Богу молиться – отказывается от своего спасения. Другой говорить: «у меня жена, дети, надобно подумать о том: как их одеть, чем накормить, чем напоить, и обогреть дом, мне некогда ходить в церковь». Иной говорит: «мне надобно отправиться на поле орать, сеять, или жать, косить, молотить, – мне некогда ходить в церковь». Тот говорит: «у меня есть служба, должность, которая меня кормит, – чего я пойду в церковь, чего я там не видел?» Есть и такие, которые от царствия Божия отказываются ради удовольствий, ради богатства, ради роскоши и ради пьянства. Один сидит целую ночь за игрою или в веселии с друзьями, – как же ему пойти в церковь, когда звонят? После всенощной игры, или пьянства надобно выспаться. Другой предположил cебе собирать деньги, наживать сокровища процентами и обманами в торговле: дешево купит, а дорого продаст, купит худое, а продаст за доброе, и копейку до копейки складывает, куда тут в церковь ходить? В церкви ничего не дадут, а еще туда отнести нужно, нужно свечу купить. «Нет! Говорит скряга и любостяжатель: «незачем мне в церковь ходить». Есть и такой, который скорее пойдет в питейный дом, нежели в церковь, потому, что туда тянет его страсть его. Есть и такие, которые привыкли долго спать, и самый большой колокол не может их пробудить на молитву. Есть и такие, которые воскресные и праздничные дни употребляют на охоту, или проводят время на торжище. Отделите всех этих грешников, не любящих Бога, убегающих от храма, отказывающихся от Царствия Божия, – много ли останется жаждущих спасения? Все эти христиане не те ли самые, которые отказываются от пира Царя небесного, от вечного спасения? Вот почему и сказал Господь, что «много званных да мало избранных»,15 – вот почему весьма мало бывает христиан во храме на Богослужении. Зовет Господь всех к себе: и старых, и малых, и богатых и бедных, и земледельцев и пастухов, и людей служащих, и ремесленников и промышленников, но все они почти отказываются, – отказываются потому, что не любят Бога, отказываются потому, что любят мир, отказываются потому, что не дорожат вечным своим спасением, тогда как на небе несравненно лучше, нежели на земле, и в раю лучше, нежели на сем свете. «Почему, скажете, ты – знаешь, что на небе лучше, нежели на земле?» Потому что Бог и святые в этом меня уверяют; так Христос Господь сказал, что «на земли ни око наше не видело, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило то, что Бог на небе приготовил»16. Если на земле у царя или у великого богача много найдешь сокровищ; то сколько должно быть сокровищ у Того, кто все сокровища Сам сотворил? Если здесь на земле ты находишь много удовольствий в пище и питии; то какова должна быть пища и напитки на небе? Если тут дивные бывают фрукты и плоды, и цветы, то каковы там в садах райских? Скажешь: «Кто там был? Кто все это видел?» Были там святые люди и видели. Прочитай жизнь святого Андрея Юродивого, – он две недели был там, и все видел, все высмотрел и опять ожил. Был и Апостол Павел на третьем небе, но что он там видел и что слышал, того нельзя выразить языком человеческим. Были там и другие святые. Следует только читать житие этих святых, и можно знать многое, чего не знаешь: – да может ли Бог нас обманывать? Видано ли, слыхано ли, чтобы Бог когда-либо обманул человека? Человек постоянно обманывает Бога, а Бог человека никогда. Человек тысячу раз дает Богу обещание покаяться, отстать от того или другого греха, – и опять обманывает Бога. Сколько раз пьяница каялся, что уже не будет пить, – и опять берется за ту же грешную чашу. Сколько обыгранный игрок обещался не играть более в карты, но увидев их – трясется и опять простирает к ним руки. Сколько распутный давал общания не грешить, лжец не лгать, тот, кто божится – давал общание не божиться, – опять и тот, и другой и третий забывают свое общание, опять грешит каждый из них. Но Бог никогда не лгал и не обманывал человека. Впрочем, подумайте: можно ли вылечить того больного, который не хочет лечиться, не хочет принимать лекарства, отрывает от ран пластырь? Только упорный человек не может спастись, только ожесточенный не может покаяться. Кто виновен, что тебя Господь зовет в церковь, а ты удаляешься и бегаешь по распутьям мира сего; тебе Господь предлагает свою плоть и кровь, а ты говоришь: «мне некогда говеть»: тебе читают писания пророков и Апостолов, а ты или не хочешь слушать, или говоришь: «я сам все это знаю»; тебе проповедуют о добродетелях – о смирении, о кротости, о посте, о молитве, о милостыне, а ты говоришь: «мне некогда, я того знать не хочу». Помышляешь ли ты, о человек! Что благость Божия тебя на покаяние зовет?17 – вопрошает святой Апостол Павел. Ах! Зовет тебя, давно зовет, чтобы ты смирился, покаялся, бросил бы пьянство, распутство, любостяжание, гордость и прочие грехи, – зовет, чтобы ты каждый Божий праздник, каждый воскресный день ходил в церковь, слушал Божие писание, часто говел бы, знал бы жизнь святых и подражал бы их жизни, – зовет Он тебя, спасая часто от погибели; зовет, устрашая громами, огнем, болезнями, отнятием имущества, семейства, здоровья, и разными посещениями, и несчастиями, – а ты? Ах! Ты человек глух и не слышит сего зова: ты все еще остаешься бесчувственным, надеясь на свое здоровье, обманывая себя и Бога, – ах! как ты упорен! Как ты легкомысленен! Грехи текут в твоих жилах вместе с кровью, обитают в твоих костях, мучат тебя стонами и воздыханиями, совесть тебя угрызает, душа тревожится от греха, а ты говоришь: «а, пройдет, забудется» Ты подобен тому человеку, который сидя на высочайшей скале над глубокою пропастью, был привязан к скале тончайшею ниткою, и этот человек еще дремлет, засыпает, но боится уснуть глубоким сном; ибо знает, что одно дуновение ветра снесет его в пропасть и кости его разлетятся в прах. Так и ты человек сидишь над пропастью, когда остаешься во грехах, шутишь со грехом, повторяешь часто грешное свое дело, – вот еще раз согрешишь и погибнешь в пропасти греха. Господь зовет тебя с высоты небес, дает тебе в руки крепкую веревку – надежду на Иисуса Христа, на Его святейшую плоть и кровь, – дает тебе в руки яркий светильник слова Божия, чтобы спасти тебя, – а ты? Неужели ты хочешь вовеки низринуться в пропасть адову? Вот Ангел Хранитель готов тебя за руку взять и провести среди пропастей греховных, среди полков диавольских, наполняющих землю и воздух. Иди в рай, иди на пир Божий, – все уже для тебя приготовлено. Там – Царица Небесная, там Херувимы и Серафимы, там все святые от века прославившиеся. Боже! Чего еще нужно для блаженства человека?!

О! Блажен тот, кто будет причастником сей Божеской вечери, сего пренебесного пира. Он будет там видеться со всеми святыми, и со всеми Ангелами; блажен будет потому что блаженству его и небесной радости не будет конца вовеки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle