Источник

Поучение 23. В неделю 14 по Пятидесятнице

Мнози суть званни, мало же избранных. (Мф. 22:14)

И в прежние века призывал Господь человеков к вечному спасению, и теперь призывает, но, как и прежде, так и теперь одни и те же причины тому, что не все спасаются: люди или сами отказываются от спасения, или Бог находит их недостойными войти в царствие небесное, возседать за пиром Божиим вместе со святыми и наслаждаться духовными благами. Со стороны Бога все сделано для нашего спасения: пришел на землю Сын Божий, принял на себя плоть нашу, просветил разумы наши, простил нам грехи, взял на себя вины наши, пострадал за нас, даровал веру, святую Церковь и таинства; – только знай святое Евангелие, повинуйся гласу святой Церкви, исполняй ее советы, делай добро, убегай зла, и ты получишь спасение, войдешь в рай и будешь вечно блаженствовать со святыми. Но что ты сделаешь с теми, которые сами отказываются от спасения, – в церковь не ходят, слово Божие не слушают, говеют, редко, или вовсе не говеют, в грехах не каются, жизни не исправляют, от грехов и от страстей не отстают, привычек грешных не оставляют, добрых дел не делают, в таком разе cии люди сами причиною своей погибели. Хотя и многие называются христианами, но многие же и не спасутся потому, что не имеют добродетелей христианских: не имя, а дела спасают человека. «Много званных, но мало избранных». И если бы даже ты каким-нибудь образом – потому только, что носишь имя христианина – вошел в число тех, которые будут за пиршеством Божиим; то все же тебя спросят: «как ты сюда вошел, не имея одежды брачной, одежды добродетелей? Одно имя христианина не дает тебе права быть между зваными святыми, – здесь самое лучшее украшение для человека – добрые дела; у тебя нет ни дел благочестия, ни дел милосердия. Ты не украсил одежду свою – одежду души твоей ни молитвою, ни милостынею, ни смирением, ни постом, ни самоотвержением, ни терпением, ни другими христианскими добродетелями, – как ты дерзнул причислить себя к собранию праведников: Како вшел еси семо неимея одеяния брачна?14. А ведь действительно, все будет написано на лице того, кто явится на суд Божий, – кто он? что он? Какие он имеет при себе добрые дела? Жизнь наша летит быстро, и к дверям гроба приближает; а мы не думаем о спасении: то торговля нас занимает, то пища, то разные суетные дела, а богослужения пропускаем, в церковь редко ходим, слова Божия не слушаем, постов не соблюдаем, милостыню не подаем, – слепые мы христиане; и вместо того, чтобы идти путем спасения, мы удаляемся от оного. И как мы удивимся, когда явимся на суд Божий и увидим себя в числе отверженных, на стороне козлищ, а тех, о которых мы думали, что они погибшие, тех увидим по правую сторону, в числе святых, – эти нищие, хромые, слепые, калеки, которые просят у нас милостыню, которых мы стыдимся называть братьями. Мы их увидим в числе святых, а себя в числе погибших, не имеющих права на получение царствия небесного. Подумайте же об этом, христиане, и будьте внимательны ко гласу Божию, призывающему вас к вечному спасению.

Господи! Не отвержи нас от Твоего лица, но спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle