Источник

Беседа о подражении Пресвятой Богородице. Св. Амвросия, епископа Медиоланского

На жизнь Девы Марии должно смотреть, как на образец девства; в Ней, как в зеркале, изображена девственность и все вообще добродетели. Отсюда должно брать пример жизни, потому что здесь пределагается вам живой урок благоповедения, так, что вы ясно видите, что должно исправить в себе, что усовершить и чего держаться.

Обыкновенно охотнее учатся у знаменитого учителя. Но что славнее Божией Матери? Что светлее Той, Которую избрало Само сияние славы Отчей? Что непорочнее Той, Которая родила без истления? А что сказать о прочих добродетелях? Она была девою не только по телу, но без всякого притворства и по духу; смиренна сердцем, в разговоре не многоречива; усердна к чтению; упование полагала в молитвах бедных, а не в обманчивом богатстве; работою занималась прилежно; была скромна в разговоре, суд над мыслями Своими предоставляла Богу, а не людям; навыкла никого не оскорблять; всем благожелательствовала; была почтительна к старшим; ровесникам не завидовала; чуждалась гордости; руководствовалась разумом, любила добродетель. Когда Она огорчала родителей, хотя бы даже выражением лица? Когда разногласила с близкими? Когда возгнушалась человеком – низкого происхождения? Когда посмеялась над немощным? Когда прошла мимо убогого? Она имела обыкновение посещать только те собрания мужчин, где можно было быть милосердию и целомудрию. Нет у Ней ничего гневного в очах, ничего дерзкого в словах, ничего неблагопристойного в действии; нет у Ней ни изнеженного движения, ни слишком свободной поступи; голос Ее был так тих, что в самом телесном виде Ее отражалась вся душа и доброта сердечная. Ибо как благоустроенный дом можно узнать при самом вступлении в него, так что с первым шагом можно видеть, что в нем нет ничего нечистого: так и чистая душа, расторгнув узы плоти, сияет вне, подобно свету свечи, находящейся внутри дома.

А что сказать об Ее умеренности в пище и трудолюбии? К последнему Она прилежала сверх естественной возможности, а по первой отказывала даже требованию природы; без последнего не была ни малейшего времени, а от первой все дни Свои обратила в пост, так что если когда Ей нужно было подкрепить Себя пищею, то употребляла пищу только необходимую для поддержания жизни, а не для доставления удовольствия. Сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом бодрствовала: ведь дух во время сна часто или повторяет прочитанное, или продолжает прерванное сном, или объединяет разрозненное, или намечает то, что следует сделать. Из дома Дева Мария выходила только в церковь, и то в сопутствии родителей или родных. Впрочем, быв в доме непрестанно занята делом, Она хотя вне его и являлась в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама. Слушалась Она всех, желая от всех научиться, потому что, кто желает образовать себя, тот всюду ищет уроков для себя. Однако Дева Мария не столько Сама училась, сколько других поучала.

Такою Она представлена у Евангелиста (Лк. 1:27–38), в таком положении нашел Ее Ангел, а Дух Святой избрал. После сего не нужно много говорить, что сию Деву, удостоившуюся быть Материю Сына Божия, любили родители, хвалили чужие. В то время, как вошел к Ней Ангел, Она была в тайных покоях дома, без собеседников, – дабы кто-нибудь не помешал Ее размышлению, потому что, непрестанно занимаясь Богомыслием, Она не желала даже сообщества с женщинами. Впрочем, хотя Дева Мария была одна, но не почитала Себя одинокою: в самом деле, каким образом могла быть уединенной Та, у Которой было столько книг, столько Архангелов, столько Пророков? Когда здесь нашел Ее посещавший Архангел Гавриил, то Она, увидав его, в образе мужчины, испугалась, и узнала его только по голосу. Так Она чуждалась мужчин! И так были целомудренны Ее уши и скромны очи! И вот, после приветствия Она умолкла, и только уже на вопрос дала ответ: Та, Которая сначала смутилась духом, потом дала обет послушания. А насколько Она была почтительна к близким, это показывает Божественное Писание. Когда Дева Мария сознала Себя избранницей Божией, Она стала еще смиреннее, и тотчас же отправилась в «горняя» к родственнице Своей, по любви родственной, а не для того, чтобы из примера ее научиться вере: ибо Она поверила уже предсказанию Ангела, почему и ублажена за веру, и пребыла у ней три месяца. И здесь, когда сын Елизаветы приветствовал Ее Материю Господа взыгранием во чреве матери, Она обнаружила чувства прежде благочестия, а не природы. Посему–то, при всех многочисленных последовавших знамениях, т.е., несмотря на то, что рождала неплодная, зачинала дева, проглаголал немой, покланялись волхвы, возвещала звезда, и Симеон уповал, – Мария не изменилась от чудотворения, но сохраняла все сии слова, слагая в сердце Своем (Лк. 2:19), так что, хотя сделалась Материю Господа, но желала научиться заповедям Господним, и хотя родила Бога, но желала познать Бога.

А что значит, что Она каждый год ходила в Иерусалим на праздник Пасхи, и ходила с Иосифом (Лк. 2:41)? – То, что у девы необходимым спутником всех добродетелей есть стыдливость: она должна быть неотделима от девства, – так что девство без стыдливости не может существовать. Посему-то Мария даже и во храм не выходила без охранителя Своей стыдливости.

Вот – образец девства, и так-то Пресвятая дева Мария поучает всех жизнию Своею! Посему, если нам угоден сей подлинник, то будем подражать Ей, буде желаем одинаковой с Нею награды. Аминь243.

* * *

243

См. Воскресное Чтение XV (1851–1852) г., стр. 177– 178; ср. Творения св. Амвросия еп. Медиоланского, по вопросу о девстве и браке, в русском переводе. Казань. Издан. Казанской Духовной Академии. 1901 г., 31–35 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle