Источник

Вальх

Вальх – имя двух известных немецких богословов.

1. Иоанн Генрих Вальх, род. в Мейпингепе, в 1693 г., ум. в Иене, 1775 г. Он изучал богословие в Лейпциге; издал Овидия и Лактанция; выпустил в свет в 1716 г. свою ценную «Критическую историю латинского языка», и в 1719 г. назначен был «профессором красноречия» в Иене. Он принимал участие в философском споре между Буддеем и Вольфом и издал в 1726 г. свой «Философский Лексикон», в котором повсюду так называемое естественное богословие прорывается через старую лютеранскую ортодоксию, открывая путь с одной стороны к пиетизму, с другой – к рационализму. В 1724 он был сделан профессором богословия. Его главные богословские сочинения: «Введение в религиозные споры вне евангелическо-лютеранской церкви», 1733 – 36, 5 томов, и «Введение в религиозные споры евангелическо-лютеранской церкви», 1730 – 39, в 5 томах, и издание творений Лютера. Галле, 1740 – 52, в 24 томах. – II. Христиан Вильгельм Франц Вальх, сын предшествующего; род. в Иене, 1726 г.; ум. в Геттингене, 1784 г. Он изучал богословие под руководством своего отца; побывал в Голландии, Франции, Швейцарии и Италии и был назначен профессором философии в 1750 г. в Иене, и в 1753 г. в Геттингене, где, в 1754 г., он сделался профессором богословия и с большим успехом и энергией трудился в течение тридцати лет. Это не был творческий гений. Он принадлежал к тому же роду умов, как Мосгейм и Землер, хотя и не мог равняться с ними. Его сочинения тем не менее имеют большую важность, особенно в области церковной истории. Он доказывал, что Бога можно изучать одинаково, и с такой же пользой, как в истории, так и в природе. Но даже в своей «Истории евангелическо-лютеранской религии», 1753, сочинении, отличающемся большою свежестью и силой, ему не удалось возвесть эту мысль на степень высшей философии истории; она впадает у него в простое апологетическое приложение несколько узкого понятия о Промысле. Его «История еретиков» (Кеtzerhistorie, 1762, в 11 томах) есть полное собрание относящихся к вопросу материалов, причём выводы из этих материалов всегда делаются с осторожностью и добросовестностью. Но ему совершенно недоставало той способности настолько овладевать данными материалами, чтобы давать органическое развитие истории. Книга эта, составляющая его главное сочинение, тем не менее весьма полезна при изучении церковной истории. Среди его других сочинений выдаются также его «История римских пап», Геттинген, 1756; «История церковных соборов», Лейпциг, 1759; Вiblioth. Sуmbol. Vetus, 1770, и др. Диссертации о его жизни и сочинениях написаны Генманном, Лессом и Гейне, 1784.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle