Источник

Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святителя Леонтия Карповича, епископа Владимирского и Брестского (XVII в.)

Православные христиане! Святая восточная Церковь, воспевая в духовной радости и восторге гимны о нынешнем преславном празднике, в одном из них говорит к нам такими словами: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, славу яко Единородного от Отца: светом приимем свет, и преложени бывше духом, Троицу Единосущную воспоем во веки».

С радостию слышим от Тебя, Матерь наша – Церковь, сей столь вожделенный глас Твой; с радостию приемлем сие твое напоминание, скорыми являемся на исполнение твоего повеления. И кто не пожелал бы смотреть на столь преславное видение? Кто не пожелал бы иметь криле голубиныя, чтобы мог возлететь на ту гору, которая стала вторым небом ради показанной на ней славы Небесного Царя? Ибо на той горе облистала красота Божества; на ней предназначена тайна Распятия; на ней открылся нам образ будущего воскресения; на ней в преславном оном блистании риз Христовых просияла будущая светлость святых телес; на той горе в пресветлом осенении пресветлого облака прообразовано вожделенное восхищение угодников Божиих на облака (1Сол. 4:17). Кто не пожелал бы стать на той преславной Фаворской горе, на которой стояли пресвятые стопы Христа Спасителя нашего, в том самом виде и подобии, в котором Он придет в сей мир судить живых и мертвых? Кто не рад был бы видеть Того Всесильного и страшного Судию и слышать Его беседующим не о суде и наказании, но о безмерном и предивном милосердии? Кто не хотел бы видеть тех мужей, с которыми Тот Всемогущий Царь имел собеседование о столь важных и великих предметах, говорил об исполнении сокрытой от веков тайны, о подъятии в Иерусалиме за спасение наше добровольного страдания и смерти (Лк. 9:31)? Кто не желал бы узреть оную, столь дивную, славу их, светлость и красоту, в которых они явились в то время? Кто не хотел бы присутствовать на том знаменитом празднестве, на который Богоначальным мановением стеклись представители Ветхого и Нового Завета, и подобные, узрев себе подобных, дружелюбно приветствовали друг друга? Ибо узрел там великий верою Боговидец Моисей теплого в вере самовидца Слова – Петра; узрел, подъятый колесницею и конями огненными яко на небо девственник Илия – того, который, возлегши на пламенные перси Христа. Бога, огненными крылами Богословия воспарил превыше небесе (разумею девственника Иоанна). Кто не возжелал бы утолить своей жажды тем Боготрезвенным вином небесной сладости, вкусив которого, верховный Апостол Петр, как бы в некоем исступлении, воскликнул: Господи! добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сини, тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии (Мф. 17:4)?!

Не ведаешь, и сам ты, Петре, яже глаголеши (Лк. 9:33); не ведаешь, соделавшись как бы упоенным: ибо упоила тебя и одна капля оной премирной славы и небесной сладости, которую вкусил ты. Но Господь твой призывает тебя к самому источнику бессмертного наслаждения, которого не достигнешь иначе, если по вкушении сей теперешней сладости не вкусишь плода крестного. Не ведаешь ты, что говоришь: ибо хочешь почить прежде окончания труда, хочешь торжествовать прежде одержания победы. «Тебе надлежит прежде, – говорит тебе Учитель твой, – отвергнуться себя, взять крест свой, подъять за имя Мое страдание и смерть, а потом уже почиешь ты, и не с одним только Моисеем и Илиею, в трех кущах, о которых говоришь, но с бесчисленным множеством преблаженного лика, в оных многих обителях Отца Моего, в оных драгоценных чертогах небесного дома Моего». Воистинну, Петре, добро со Христом Спасителем быти; однако же не на той только горе, но и на каждом месте. Ибо, аще пойду и посреди сени смертныя, – говорит Давид, – не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22:4). Добро с Ним терпеть: ибо если с Ним страждем, с Ним и прославимся (Рим. 8: 16), – говорит Павел. Добро с ним и умирать: ибо Он есть живот наш (Кол. 3:4), и все, ради Его и в Нем умершие, с Ним воскреснут в воскрешение живота (Ин. 5:29), с Ним явятся в явление неизреченной и бесконечной славы. И в другом отношении не ведаешь, Петре, что говоришь: ибо, имея разум свой восхищенным превыше чувственного разумения, и в оном исступлении как бы вступив в преддверие горнего царствия, изрекаешь исполненные таин глаголы: воспоминаешь три скинии, на подобие троякого состояния в жизни человеческой, т. е., состояния закона, состояния благодати и состояния славы, или оного вечного блаженства. О сих-то трех скиниях и я, недостойный, вознамерился с помощию и благодатию Божией, побеседовать с вами, Православные христиане, и в той беседе рассмотреть троякое преображение, или пременение души истинного христианина. Прежде же всего, прошу истинного Света, просвещающего всякого человека грядущего в мир, дабы Он Сам благоволил, по премногому и неисследимому богатству щедрот Своих, и мне говорящему и вам слушаюшим, открыть душевные очи на зрение Славы Преображения Своего и просветить нас светом Своего Богоразумия.

Троякую скинию или кущу, возлетевши до третьего небеси, святой Апостол Павел, воспоминает в своем послании к Евреям. Первая, в которую всегда было позволено входить священникам, называлась «святая» (Евр. 9:6). Вторая, по второй завесе, в которую входил один раз в год один Архиерей, не без жертвы крови; и сия называлась «святая святых». Третья, о которой (Апостол) воспоминает в следующих словах: Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо (Евр. 9:24). Первая скиния, с явлением второй, должна была устраниться: уступил закон ветхий, когда следовало дать место новому; уступил Моисей законодатель, и явился Христос благодати Податель; уступили Пророки, когда явился Прореченный ими; уступила буква убивающая, а наступил Дух животворящий. Святой Апостол неизреченно утешается тем, что он не имеет на своем лице оного ветхозаветного Moиceeвa покрывала или завесы, а уже открытым лицем зрит славу Господню (2Кор. 3:18). Однако же не останавливается и на сем, но, уповая достигнуть в третьей скинии (в небесной куще) еще совершеннейшего зрения присносущной славы, говорит следующими словами: Видим убо ныне яко же зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу (1Кор. 13:12). Мы уже и теперь имеем вход в нерукотворенная Святая Святых, обновленный кровию Небесного Архиерея (Евр. 10:20); однако же, вкушаем сего наследия и благ сих, и наслаждаемся оными только посредством веры и надежды (1Кор. 13:13). Действительно, стяжания и пользования оным наследием мы достигнем только тогда, когда перестанем быть младенцами или детьми, – когда достигнем в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, – когда и оные две добродетели, вера и надежда, престанут и устранятся, а пребудет только одна любовь, и уже не отчасти, но совершенная любовь. Десница Всевышнего тогда уже совершит великую и предивную перемену, оное преславное преображение: ибо, как говорит тот же св. Апостол, «Он преобразит тело смирения нашего яко быти ему сообразну телу славы Его» (Флп. 3:21). Итак, сие тело, которое умирает в бесчестии, явится тогда в неизреченной славе; сие тело бренное явится в неизреченной красоте; тело, подверженное греху, явится безгрешным; тело, обложенное тяжестью, явится легчайшим; тело, подверженное разным несовершенствам, будет подобно прославленному телу Христову в славе. О, достолюбезное! О, всерадостное, блаженное и вожделенное преображение! Кто же сподобится быть твоим участником? – Тот, кто прежде преобразит себя духовно здесь, в сем мире, – кто совлечется ветхого человека с его похотями и облечется в нового, – кто, удаливши свой ум и сердце от оных земных сует и пристрастий, живою верою поставит себя на высоту высоких добродетелей и богомудрия. Кто, таким образом, духовно со Христом взойдет на Фаворскую гору, тот, действительно, опочиет с Ним на той горе, в которой Он вечно живет и царствует.

В отношении же к сей горе сия вторая скиния есть как бы некая, поставленная на время для краткого пребывания, куща, которая должна быть снята по преселении обитателей ее в оное горнее жилище. Так же, как и оная первая скиния, с явлением сей второй, в которой теперь мы пребываем, разрушена. Куща Моисеева и храм Соломонов носили образ и прообразование двух Христовых Церквей, – той, которая – на земле, и той, которая – на небесах. Прообразом Церкви, которая есть на земле, была куща Моисеева; прообразом же Церкви, которая – на небесах, был храм Соломонов, созданный на горе. Две сии Церкви – по числу, но одна – по вере. О той, которая – на земле, сказал Господь: На сем камени созижду церковь Мою (Мф. 16:18); а о небесной говорит Апостол: Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12:22–23). Как тогда скиния Моисеева в пустыни была переносима многократно с места на место, и тех, которые в ней пребывали, соделывала странниками и пришельцами, так и Церковь Христова, находящаяся на земле, есть куща, пустынным житием светящаяся. А посему Церковь есть также куща, поставленная не от человек, но от Господа. Ибо как куща, или шатер, она во время гонения переносится с одного места на другое по воле Того, Который сказал: аще гонят вас во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10:23). Но, пременяя таким образом места, она не изменяет своему месту, ибо бегает от града во град, но не бегает от благочестия в нечестие, или от Боговедения в безбожие, от Православия в ересь. Как тогда Моисеева скиния была переносима туда и сюда, и пребывала на многих местах, а Соломонов храм, созданный на горе, стоял неподвижно, и никоим образом не мог поколебаться, доколе оставался храмом Божиим: так и Церковь Христова на земле, как в далекой стране пребывающая, имеет в себе благочестивых странников или пришельцев, а вышняя Церковь первородных на небесах уже не имеет странников или пресельников, но благочестивых обитателей и граждан. Там нет странников, ибо нет никакого преследования. Как пересельник или пришелец, вступив на время в какое-либо жилище, снова, по повелению господина своего, переходит на другое место: так и мы, вошедши в Церковь чрез крещение, снова из нее через смерть переходим в вечное жилище, и мы, которые здесь – в дольнем мире были странниками и пришельцами, там, в горнем соделываемся постоянными обитателями и гражданами, и которые здесь, как гости и пришельцы, терпели на земле преследования, там опочиваем как други и наследники. О сем–το, кто достоин был бы и сего пресельничества, и тамошнего вышнего жилища, Пророк и вопрошает Бога: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Кто может в оной Твоей скинии прожить неизменно и неотступно, и до конца претерпеть, а потом вселиться и в оную святую гору Твою? Просветимся Духом Святым, – говорит святой Иоанн Златоуст, – научимся и уразумеем, какой народ или какие люди будут обитать там. Поистине, те, о которых сказано: ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снеде хлеба (Пс. 52:5)? Итак, те, которые поглощают, не обитают там; но те, которые поглощаемы бывают: ибо овцы могут обитать во дворе Того Доброго Пастыря (Ин. 10:11), а волки не могут.

Кто тщится соделаться вечным гражданином в оной вышней горе, в оной небесной Церкви Мысленного Соломона, тот должен прежде быть убогим пришельцем и странником в сей временной скинии или шатре. Напротив, никоим образом не могут там иметь место те, которые здесь на земле живут не как пришельцы, не как странники, но как наследственные обладатели ею, утешаются и утверждаются на ней так, как будто никогда не будут преселены в оную жизнь. Не обитает там, в оном славном граде, Каин, который основывает город на земле (Быт. 4:17), неискренно обращается с Богом и с ближними своими и преследует из зависти брата. Не обитают его потомки, которых Писание именует «сынами человеческими», исполинами, процветающими в силе, славе и могуществе мирском (Быт. 6:4). Но обитает там Авель, который искренно обращается с ближними, терпит преследование, а не преследует; злое побеждает добрым, ненависть – любовию, неистовый гнев брата – терпением. Обитают потомки его, или вместо его воскрешенного семени, которых Писание именует сынами Божиими (Быт. 6:2), имеющими духовное рождение от Бога через обетованного Мессию, – которые, не основывая здесь на земле городов и домов для своего пребывания, и не заботясь о великих сокровищах и славе сего мира, но, как странники, занимаясь скотоводством только для своего пропитания, пребывали под кущами. «Не обитает, – как говорит св. Амвросий, – в оном граде разбойник, распятый ошуюю, который печется о временной жизни, но обитает разбойник благоразумный, который, забывая о временной жизни и здравии, просит и домогается только одного, чтобы Превечный Царь вспомнил о нем в оной будущей жизни, в оном бесконечном Своем царстве» (Лк. 23:42). Не обитают в оном граде те, которые здесь на земле полагают основание своего счастия, здесь ищут покоя, славы и богатств, здесь обещают себе долгие дни, из сей юдоли плача устрояют себе рай роскоши, из сего места изгнания – отечество, а посему не стремятся к оному вечному отечеству, и ни мало не пекутся о нем. Такие люди не только в сердце, но и на языке повторяя оные слова: коснит Господин мой приити (Мф. 24:48), и где есть обетование пришествия Его (2Пет. 3:4)? – Живут беспечно и развращенно, и без стыда делают, что хотят. А пoелику за сие они не восприемлют на сем свете наказания от Бога, но, при всем том, имеют еще житницы преисполненные, чертоги многою пеною и тщанием созданные, то злобою своею величаются (Пс. 51:3), грехами и преступлениями хвалятся, неправду во все дни помышляют (Пс. 51:3–4); и еще богохульно утверждают, будто теми скверными и мерзкими поступками они служат Богу, прославляют имя Его!

Не обитают в оном граде и те, которые, хотя и уклоняются от оных, вышеупомянутых скверных и богомерзких вещей, хотя и хвалятся правостию веры и званием сыновства церковного, но не соблюдают чистоты и святости, свойственной сынам Церкви, и которые при доброй вере не творят добрых дел (Иак. 2:18), или творят нерадиво (Иер. 48:10), а равно, желая служить и Богу и миру (Лк. 16:13), привлекают на себя оный страшный приговор Божий: ни тепл еси, ни студен: изблевати тя имам от уст моих (Откр. 3:16). Не обитают так и те, которые на земле ищут покоя и роскоши; а посему не скорбят по оном вечном своем Отечестве; которые славы от человек ищут (Ин. 5:41) и ею утешаются, а посему славу, яже есть от Единаго Бога, расточают всуе и неразумно; которые, наконец, не хотят идти со тщанием со Христом Спасителем своим на гору, а посему без труда стремглав ниспадают за диаволом в самую юдоль адову. Ибо, хотя искуситель часто возносит их без всякого труда, как некогда Симона волхва, на высоту суетной и прелестной славы; однако же, вскоре, как и оного, повергает на землю.

Обитают же в оной горе, в оном горнем Иерусалиме сии: тот, кто, как гость и пришелец, удаляется телесных похотей, воюющих на душу (1Пет. 2:11); кто во всех делах своих памятует последняя своя (Сир. 7:39); кто всегда уготовляет себя к возвращению из сего странствия в дом отчий; кто со страхом и трепетом время жития своего жительствует(1Пет.1:17); кто, возлюбив свободу от греха, не ищет свободы прикрывающей злобу (1Пет. 2:16); кто ни с кем не обходится лицемерно и несправедливо, носит правду в сердце, правду и на языке (Пс. 14:2); кто, не умея оскорблять кого–либо, или причинить кому обиду, сохраняет искренность и незлобие голубиные, а также и мудрость и осторожность змииную (Мф. 10:16), охотно отдавая не только имущество на расхищение, но и тело на умерщвление (Кол. 1:24), только бы сохранить главу свою в целости, только бы не быть разлучену от Христа Спасителя – сей истинной и бессмертной Главы своей. Таковый-то восходит на гору со Христом, и Бог не стыдится нарицаться его Богом; таковому Он уготовляет град оный, коего Архитектон (Евр. 11:16), и зодчий есть Сам Он.

Но кто надеется достигнуть сего града, идя пространным путем, утопая в наслаждениях, славе, и временном покое, каждый таковый весьма заблуждается и обманывается. Ибо не без причины Христос Спаситель ваш явил славу Божества Своего уже после того, как предсказал ученикам о страдании и Своей добровольной смерти, и остановил Петра, пререкающего сему (Мф. 16:21–23). Не без причины Он за шесть дней до сего явления говорил ко всем вообще сии слова: Аще кто хощет по Мне, ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще и погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16:24–20). Не без причины и при самом оном явлении славы и величия Своего Он беседовал о кресте и смерти Своей, но беседовал о сем, давая знать, что каждый может приходить к оной славе и вечному блаженству не иначе, как чрез крест и страдания. Не без причины, наконец, был слышан в то время и оный глас: Се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте (Мф. 17:5). Ибо, если Возлюбленнейший Сын, исполняя в полноте волю и предопределение Бога Отца Своего, уготовляет Себя на страдание и смерть, ради спасения и искупления человеков, то как же слуга и раб Его непотребный, желая послужить Ему в чем-либо и обрести у Него милость себе, может обойтись без терпения? Если Сын и Наследник по естеству входит в славу Свою чрез страдания (Лк. 24:26), то как же сын по благодати (1Ин. 3:1} надеется войти без страданий в славу и наследие, не свое собственное, но принадлежащее Сыну по естеству? Ужели он чрез сие не утратил и самого имени сына? Который бо есть сын, его же не наказует отец (Евр. 12:7)? Н кроме сего, если Возлюбленнейшего, Единородного и Соприсносущного Себе, Сына и Слово Бог Отец предает на столь тяжкие страдания, то, как же ты, ничтожный человек, не хочешь с благодарением воспринимать от пресвятой руки Его всякое испытание и посещение? И как ты, ничтожный червь, не будешь почитать всякие обиды и скорби за величайший дар, за несомненный признак милости к тебе любви Отца Небесного? Итак, ты должен слушать Того, Который указует тебе путь ко спасению хотя тесный и прискорбный, однако же прежде Им Самим углажденный, а не мира, который ведет всех своих любителей и сынов своих широким и пространным путем к вечной погибели.

Но если сей путь столь тесен, прискорбен, если ярем креста тяжел и неудобоносим, то почему же Христос Спаситель наш называет иго Свое благим и бремя легким (Мф. 11:30)?

Чтобы получить на сие удовлетворительный ответ и несомненное извещение, ты, человек–христианин, должен знать, что то преображение, которым пременяется душа человека–христианина, соделывает оную горесть крестную – сладкою, оную тяготу ига Христова – легкою и оную тесноту и неудобность пути, приводящего ко спасению, – гладкою, пространною и утешительною.

Спросишь, как же человеческая душа преображается? – сие бывает тогда, когда человек исполняется, по благодати и дару Пресвятого и Животворящего Духа, утешений и наслаждений, изливающихся с небеси; когда вкушает сладость манны, сокровенныя от сластолюбцев мира сего (Откр. 2:17), а вкусив с удивлением взывает сими пророческими словами: Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе (Пс. 30:20)!

Кто-либо скажет: почему же несравненно большее число таких, которые совершенно нерадят о сих наслаждениях духовных? Ответствую на сие: потому, что они не знают сих благ, каковые и не могут быть познаны иначе, как по одному только опыту. Ибо не без причины Царь и Пророк Божий говорит сии слова: блажени людие ведущии воскликновение (Пс. 88:16); а воскликновение есть такая радость и наслаждение сердечное, что оно не может быть объяснено словами, и выражено какими-либо внешними знаками: знает его только тот, кто испытал. Вкусите, – говорит Пророк, – и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9). Ибо как сладости меда никто не знает лучше того, кто вкушает его: так и сего неоцененного дара никто не может знать, кроме того, кто приемлет его, как о том говорит св. Иоанн в Откровении (Откр. 2:17).

Ты возразишь мне: почему же не все, или, по крайней мере, не многие приемлют сей дар? Ответствую: потому что не стяжали сих двух условий, образ и начертание которых даровал Христос Спаситель наш в Своем Преображении.

Что это – за условия? Первое, что Он показал им (ученикам) славу Божества Своего в уединении; второе, что (показал) на высокой горе. Подлинно, если кто желает стяжать духовное видение, и сладчайшее собеседование с Творцом своим, ему потребно прежде сего, оставив глубокие юдоли временных удовольствий мира сего, вознестись на гору Богомыслия. Если кто хочет почить сладким сном на одре оного мысленного Соломона (Песн. 3:7; 8:2), тому потребно прежде тщательно заключить двери всех помыслов, чтобы не вошел туда никакой шум и вопль тревог и печалей житейских. Потом если он желает насладиться оной пустынной манны, о которой Церковь воспевает в своем песнопении: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает», – то он должен прежде отучить себя от мяс и чеснока египетского (Чис. 11:4, 5); если желает вкусить духовных утешений и наслаждений, то должен прежде удалиться от утех временных и телесных наслаждений. Ибо никто не может утешаться и веселиться и в сем и в оном мире, но тот, кто возжелает достигнуть одного из сих утешений, должен утратить другое.

Наконец, как Христос Спаситель наш, восхотев преобразиться и показать пред учениками Своими славу Своего Божества, возвел их на гору, так и мысленное преображение души христианской не бывает и быть не может нигде в ином месте, как только на оной мысленной горе и в оном дому Бога Иаковля. Ибо нигде в ином месте человек не может видеть славы преображения Христа Спасителя нашего, нигде не может преобразиться от славы в славу, яко от Духа Господня (2Кор. 3:18), как только в сем дому святой восточной Церкви, которая, будучи создана, и крепко основана на вершине оной высокой, явленной в последние дни, горы Божией (Ис. 2:2), т. е., на Самом Христе Спасителе нашем, признает Оного Единою Главою и Женихом своим (Еф. 1:22; 2Кор. 11: 2) несомненно верует оному пресладкому гласу Жениха своего: Аз есмь с вами до скончания века (Мф. 28:20), и со тщанием ожидает оного преславного второго в сей мир пришествия Возлюбленного Жениха своего (Мф. 25:3). А в сие время она весьма утешается дорогими предметами, в воспоминание ей от Него оставленными, сладко оные лобзает и объемлет, доколе не преселится к оному вечному браку (Откр. 19:7), и, будучи ведена от Него за руку в оный небесный чертог, будет сладостно обнимать и лобызать уже не драгоценности сии, и не то, что было оставлено ей в воспоминание, но Самого оного, Краснейшего добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3), Жениха своего, и наслаждаться Его неизреченною добротою. Все достославные и достопоклоняемые места страданий Христовых, как то: Назарет, где Он воспитался; Вифлеем, где Он родился; Сион, где совершил спасение мира; Иордан, где Он обновил Адама; Фавор, где предъизобразил царствие небесное; гору Елеон, с которой Он вознесся от нас к Отцу Небесному, – все сии святые и достославные места Бог не напрасно вверил соборной Церкви, но, как таковой, которая есть истиннейшая и достойнейшая чести из всех вер и церквей, между христианами находящихся. И как царь поручает драгоценнейшие вещи и сокровища чертога своего вернейшим слугам своим, так и Христос, от начала пребывания Своего на сих местах, вверил сии достославные места соборной Церкви.

Спросишь, как же Церковь утешается в сих драгоценностях, и как она лобызает и объемлет их?

Во-первых, она твердо, постоянно и неизменно держится правоверия, благочиния и благолепия церковного, который, получив начало на сих местах, как бы из некоего источника, излились по всему широкому кругу мира сего (Лк. 24:47). Во–вторых, она, с постоянною благодарностию и с горячею любовью празднуя воспоминание всех тех деяний и подвигов Христа Спасителя, которые Он благоволил совершать на сих местах, исполняя еже о нас смотрение и имея в достодолжном уважении и охранении все те святые и праздничные дни, в которые воспоминаются тайны Его человеколюбного Промышления и спасения нашего, она празднует их и торжествует, по дивному, умилительному и неизменному чину, составленному по действу Святого и Животворящего Духа. Но особенно дивно Церковь утешается теми праздниками, в которые Бог Отец дал преславное свидетельство о Единородном и присносущном Сыне Своем, и в которые явилось Тройческое поклонение, и написался образ и начертание второго, славного пришествия Его в сей мир, – утешается достославным праздником Богоявления и настоящим – Преображения Господня, и оные празднует и прославляет по особенному чину торжественных обрядов, – те оба спасительные праздника, которые созерцал пророческим взором Богоотец Давид, веселясь духом и взывая сими словами: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася (Пс. 88:13). Ибо возрадовалась, как говорит святой Иоанн Дамаскин, гора Фавор в час Преображения; возрадовался и Ермон, холм, лежащий близь реки Иордана, в час крещения о Пресладком имени Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда пришел к Нему глас: сей есть Сын Мой, возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф. 17:5).

Услышала Церковь Божия сей сладкий и вожделенный Ей глас, пришедший из оного горнего отечества Ее, – и возрадовалась. Услышала она сие верное и непреложное свидетельство, – и, несомненно, ему уверовала. Услышала она, что надлежит слушать Его, и так, а не иным образом, содержит, слушает учения и повеления Его, а не иного. Она не отступает ни на малейшую черту от словес и учения Христа Спасителя своего и от предания свидетелей и самовидцев Его – Апостолов, в целости и не поврежденности сохраненных истинными их преемниками, утвержденных канонами святых Вселенских соборов, Духом Святым собранных, и запечатленных кровию мучеников. Св. Церковь, прияв ризу, истканную от вышнего Богословия, и однажды возложив ее на себя, никогда не слагала ее, и не только не запятнала ее никакою ересью, но и не обезобразила никакою пестротою вымыслов человеческих, и, нося ее на себе с достодолжным почитанием, в ней же исходит и в сретение Жениха Своего, паки Грядущего в мир сей с силою и славою многою.

Трояко преображение души человека – христианина: ибо те наслаждения и радости небесные, которыми оный Всевышний Воевода наделяет ратоборцев Своих, могут быть разделены на три вида. Одни, которые Он благоволил разделять и оказывать юным новобранцам, при самом приходе их к Нему, для уготовления их к будущим трудам, для облегчения, и услаждения наступающих трудностей и подвигов военных. Другие, которые Он дарует опытным воинам, победоносно сражавшимся с врагами после многих битв, уже как бы некую награду за их труды и подвиги, – но дарует только пред удалением с поля битвы. Третьи же Он будет щедро раздавать из неистощимой сокровищницы богатств Своих не только после победы, но и после изгнания всех врагов, с возвращением их с почестями и славным торжеством в отечество, и увенчает их неувядаемым венцом вечной славы. Некое подобие и образ сего можно видеть в самих учениках Христовых, которые, во–первых, пред крестною страстию и жизнодательною смертию Христа Спасителя нашего узрели на горе Фаворской славу преображения и зарю Божественной красоты Его; во–вторых, по воскресении, на горе Елеонской, видели преславное торжество Его, когда Он благоволил восходить и возноситься на небеса; а о третьем явлении славы и величия Его на горе Сионской, там же и тогда же от посланников Чертога Небесного они получили уверение, что сей Христос паки приидет с силою и славою многою судить живых и мертвых (Деян. 1:11).

О сем троекратном обнаружении славы (Христовой) я воспомянул для того, чтобы сим примером тем яснее начертать разность и свойства оного троякого преображения души. Ибо, какая существует разность между теми дарами и утешениями, которые Творец неба и земли разделяет юным воинам, и теми, которыми Он дарит опытных ратоборцев Своих; каковое различие между млеком, которым Он напаяет малых возрастом младенцев (1Кор. 3:2), и совершенною пищею, которою укрепляет труждающихся в вертограде Его делателей, каждый может видеть сие во очию на святых Апостолах, те же Иоанн и Иаков, которые были на горе, прося о седении одесную и ошуюю Христа, – мудрствовали о земном царстве (Мф. 20:21); тот же Петр, который взывал: Господи! добро есть нам зде быти (Мф. 17:4), убоявшись единой убогой рабыни, отверг с клятвою Учителя и Благодетеля Своего. А когда оные ученики видели славу и торжество Христа Спасителя своего по тридневном Его воскресении и преславном вознесении; когда посетил их пришествием Своим Пресвятый и Животворящий Дух (Деян. 2:4): тогда тот же Петр, ни мало не страшась и всего сборища книжников, фарисеев и сильных мира сего, взывал сими словами: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4:19); тогда тот же Иоанн исследовал неисследимую глубину таин и возлетел на недоведомую высоту богословия; тогда все Апостолы не только не боятся страха иудейского, но и радуются, когда сподобляются терпеть бесчестие за Имя Его (Деян. 5:41) Отсюда каждый может воочию видеть и то, как он сам по себе слаб и бессилен по собственной природе своей, искаженной грехом; и как, с другой стороны, когда благодать духовная приидет, в нем совершается великое и предивное изменение. Ибо, как вода, нагреваемая огнем, забыв свою природу, тяготеющую к земле, быстро подъемлется горе: так и человек, наделенный благодатию и даром Пресвятого и Животворящего Духа, возносится над слабостию своей бессильной природы, и взывает: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4:13).

А если, как сказано, существует столь великое различие между сим первым и вторыми преображением, – то какое может быть сравнение сих обоих с оным третьим, которого ожидают все, от века угодившие Богу? Ибо иное дело – те утешения, которыми Милосердый Господь утешает нищих, плачущих и рыдающих в сей юдоли плача; а другое – те, которыми Он возвеселит другов (Своих) радующихся и наслаждающихся в оном всех веселящихся жилищ (Пс. 86:7). Иное дело – подкрепления, которыми Он укрепляет воинов, находящихся еще на поле брани; а другое – те почести, которыми Он венчает победителей, воспевающих радостную песнь после одержания победы.

Итак, если одна только крупица от сей пребогатой трапезы, данная Апостолами на горе Фаворской в подкрепление, столь напитала их, что они, не только забыв, но и возгнушавшись всех сладостных снедей мира сего, и не желая сходить с оной горы, взывали: добро есть нам зде быти: то, что же будет в то время, когда дано будет в полноте наслаждаться ею?

И если в то время, когда Христос Спаситель наш обнажил только малую зарю Божества Своего, как воспевает Церковь Божия, и показал малый луч оной присносущной славы Своей Своим ученикам, они исполнились столь великих, превосходящих ум и сердце, утешений и радостей: то что же будет тогда, когда Он откроет не зарю некую, но самую славу Божества Своего, и когда уже не чрез какую-либо завесу или прикрытие, но благословит ясно и самым делом созерцать ее, – когда узрим Его, по слову возлюбленного ученика Христова, якоже есть (1Ин. 3:2).

И если Апостолы, узревши одних только Моисея и Илию во славе и светлости, при оном Всемогущем Царе славы, столь много утешились в оном вожделенном обществе и сопребывании, что не желали никогда разлучаться с ними: то, что же будет в то время, когда не одни только Моисей и Илия, но бесчисленные легионы и воинства бесплотных служителей невещественной славы, а также лики иных святых угодников Божиих, когда прехвальный собор апостольский, хвалебный хор пророческий, победоносный полк мученический, венценосный легион девственников, знаменосное воинство исповедников, пламеннокрыльный лик пустынников; когда все премногое множество оных блаженных граждан вышнего Иерусалима, согласно Божественному слову Превечного Царя славы, просветятся яко солнце (Мф. 13:43).

Иисусе Христе, Спасителю наш, Ты, Который ныне показал на Фаворе сияние и луч оной велелепной славы, елико мог вместить взор Апостольский, – Который в нынешнем предивном и хвалебном празднике предначертал образ и подобие второго преславного и величественного пришествия Твоего на суд живых и мертвых (Мф. 25:31), – Который обещал Своим возлюбленным друзьям посадить их за оною пребогатою трапезою, на обильном пиршестве и вечери Своей! Даруй и нам недостойным, по безмерному милосердию Твоему, соделаться участниками сих неистощимых благ Твоих и обильных даров! Даруй насытиться от крупиц сей пребогатой трапезы Твоей (Мф. 15:27); сподоби застать незаключенными двери оного благоукрашенного Чертога Твоего (Мф. 25: 10)! Сподоби восприять мзду с оными от единонадесятого часа делателями вертограда Твоего (Мф. 20:); сподоби с радостию сретить Тебя, Грядущего на облацех небесных (Мф. 24:30)! Сподоби лицом к лицу наслаждаться Твоею неизреченною добротою и красотою, и в бесчисленном оном лике от века угодивших Тебе, и в возлюбленном оном сообществе бесплотных слуг Твоих, – славить и воспевать Тебя, с Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, в бесконечные веки веков. Аминь242.

* * *

242

В сокращении. См. «Леонтий Карпович, церковный вития православной юго–западной руси в 17–м столетии и два его слова». Изд. Император. Общ. Истор. и Древн. Росс. при Московском Университете. Москва, 1878 г. стр. 1–62.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle