Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина
Ныне мы празднуем Вознесение Господа на небо. Да не будет тщетным воззвание: горе имеим сердца! но всем сердцем вознесемся и мы с Господом, по наставлению Апостола: Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1, 2). Для действия будем на земле, а желанием вознесения – на небе. Здесь – упование, там – предмет наш. Если же предмет – там, то упование кончится, когда придет предмет. Послушайте, что об уповании сказал Апостол: упованием, – говорит, – спасохомся. Упование же видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем (Рим. 8:24, 25). Обратите внимание на дела человеческие. Например, если кто надеется взять себе жену, тот, значит, еще не имеет ее (ибо, если имеет, чего надеется?); но берет жену, которой надеялся, и надеяться уже не будет. Упование счастливо оканчивается, когда получается предмет. Так и путешествующий надеется достигнуть своего отечества, пока он – не там (не в отечестве), надеется, когда же придет туда (в отечество), более не надеется, потому что вместо упования он имеет самую вещь. Упование счастливо кончается, когда мы получаем то, чего ожидаем. Итак, возлюбленные, слышанное нами: горе имеим сердца пусть исполняется в самом сердце. Будем помышлять о будущей жизни. Здесь будем жить хорошо, чтобы жить там.
Смотрите, чего удостоил нас Господь наш! Сотворивший нас, пoелику мы отпали от Него, сошел к нам. Если же Он сошел к нам, то подъял нас. Уже в теле Своем подъяла нас Глава наша; где – Она, туда последуют и члены. Члены войдут после туда, куда прежде вошла Глава. Он – Глава, мы – члены. Он – на небе, мы – на земле. Далек ли Он от нас? – Нет. Если посмотреть на пространство, то далек, но посмотри на любовь: Он – с нами, ибо если б не был с нами, то не сказал бы в Евангелии: се Аз с вами есм во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20). Если Он – не с нами, то не воззвал бы с неба: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9:4)? тогда как Савл гнал не Его, а святых Его, рабов Его, или, свойственнее сказать, членов Его. «Вот, – говорит, – Я – на небе, ты – на земле, и гонишь Меня. Почему Меня? – потому, что они – члены Мои: в сих членах Моих Я нахожусь там». Не молчит язык, когда попирается стопа? Итак, Тот, Которым сотворены небо и земля, сошел на землю для того, кого сотворил из земли, и отсюда землю поднял на небо. Потому того, что в нем совершилось предварительно, будем ожидать под конец. Он воздаст нам, что́ обещал (в том мы заверены: обязательство дано нам, написано Евангелие), – воздаст непременно. И можно ли, чтоб Он не воздал нам жизнь Свою, когда в нашу пользу отдал смерть Свою? Страдания, обиды, поношения, всякое бесчестие Он принял за нас на земле; как же не дарует нам царство, блаженство, бессмертие, вечность? Он потерпел наше зло, как не даст нам Своего блага? Будем же ходить в этой надежде с уверенностью, зная, что Обещавший истинен; но будем жить так, чтобы мы непостыдно могли сказать Ему: «мы сотворили, что Ты повелел; воздай нам то, что обещал»!.. Аминь87.
* * *
См. Воскресн. Чтен. XI (1847–48) г., стр. 49–50