Слово в неделю Цветоносную. Св. Иоанна Злаmoуcтогo, архиепископа Константинопольского
От чудес пойдем, братия, на чудеса Господни и будем восходить как бы от силы в силу. Ибо как в золотой цепи из переплетающихся звеньев одно держится другим и каждое из них последовательно соприкасается одно другому: так и чудеса святых Евангелий переходят от одних к другим, будучи соединяемы Святым Духом, и питают Христову Церковь не тленною пищею, но пребывающею в жизнь вечную. Итак, приступим и мы, возлюбленные, с сердечным расположением, и внимательными ушами послушаем, что такое говорит нам Христос Бог чрез пророков и евангелистов о сем святом празднике. Поистине, Он речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему (Псал. 84:9). Сегодня пророческие трубы пробудили вселенную, осветили и увенчали все церкви Христовы, научили петь Господу новую песнь мира, созвали вместе все возрасты и, что всего удивительнее, юным незлобивым младенцам и грудным детям предоставили честь начать славословие Господу, как прежде Мариам – народу, исходящему из Египта: благословен грядый во имя Господне (Ин. 12:13). Сегодня, братия, Давид радостью радуется тому, что младенцы предвосхитили у него гусли, и, с ними ликовствуя и веселясь, скача, как некогда перед кивотом Божиим, воспевает: благословен грядый во имя Господне. Скажи нам, Пророче: кто есть сей грядый во имя Господне? Сегодня не мое, – говорит он, – учение: ибо это сегодня предоставил младенцам Тот, Кто из уст младенец, и ссущих совершил хвалу, еже разрушити врага и местника (Псал. 8:3), обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных (Лук. 1:17). Скажите нам, дети, откуда у вас – эта новая и радостная песнь? кто научил вас? кто наставил вас? кто собрал? какие учителя? где учебные тетради? Пристаньте, – сказали они, – к нашему веселию, и вы научитесь тому, чего не знал Моисей. Итак, поскольку мы приглашены и приняты детьми к участию на правой стороне, то пойдем туда, возлюбленные, поревнуем сему доброму и боголепному лику и с апостолами будем сопутствовать Восшедшему на небеса небес, к Востоку, и на земле воссевшему, как Он соблагоизволил, на подъяремнике, возьмем с младенцами ветви и с ваиями встретим Его, чтобы и нас вдохновил Святой Дух, и чтобы мы воспели богопреданную песнь: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Сегодня Захария пророк идет впереди младенцев и проповедует Иерусалиму, говоря: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Захар. 9:9). Сегодня жребец приготовляется, как престол, и отроки предшествуют с ангельскими ликами, и люди подстилают одежды, и древо подстилает ветви свои. и Царь славы путешествует по земле, и земнородные входят в общение с небожителями в песнях: вверху – благословена слава Господня от места его (Иезек. 3:12); внизу – благословен грядый во имя Господне.
Когда это происходило таким образом, и ученики ликовали о всех знамениях, которые видели, и говорили: благословен грядый во имя Господне (Ин. 12:13), а на небе: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лук. 2:14), и младенцы и народ сами собою, единогласно, как бы едиными устами восхваляли и единодушно взывали: осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних (Матф. 21:9), – потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей (–21:10)? О, безумие лживых учителей! Дети узнали Создателя, а отцы говорят: кто есть сей? Юный возраст восхвалил Бога, а старцы спрашивали: кто есть сей. Грудные младенцы хвалили Бога, а старцы хулили; дети воздавали честь, а старцы – бесчестие; отроки покланялись, а а священники негодовали. О, неверующие предречению праведников! Обратите сердца ваши к детям вашим, спросите их и научитесь тайнам Божиим. Возвеселитесь вместе с детьми вашими; да будет у вас радостная песнь детей ваших; научитесь у них благочестию; узнайте, кто из учителей их научил их этим песням, или кто наставил их, и какое это новое богословие, – и уразумейте, что об этом написано в законе. Итак, удвойте радость, поскольку вы удостоились быть отцами таких отроков, которые, будучи наставлены Богом, воспели то, чего не ведали старцы; обратите сердца свои к детям вашим и не закрывайте очей ваших от истины. Если же вы не разумеете этого, то вы неразумнее младенцев: они будут судьями вам, по слову Господа (Матф. 12:27). Посему хорошо о вас провозвестил Исаия пророк, говоря: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Израиль. Но егда увидят чада их дела Моя, Mене ради освятят имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся. И уразумеют заблуждающии духом смысл, и ропщущии научатся послушати, и язы́цы немотствующии научатся глаголати мир (Ис. 29:22–24). Слышишь ли, безумный иудей, как в начале речи Пророк со Отцем говорит о неверии вашем? Научитесь от него, как он называет богопреданною песнь детей ваших, о которой и блаженный Давид предсказал, говоря: из уст младенец и ссуших совершил еси хвалу. Итак, если видите, что дети ваши так поступают, то и вы будьте сообщниками их святости и Божия промышления. Если же вы так животолюбивы и ненавидите добро, то отпустите к нам детей ваших с честью, и мы возликуем с ними, совершим с ними праздник, воспоем с ними ангельскую богопреданную, богоугодную песнь. И они начнут нам, они воспоют новую песнь, которой научил их Господь: поскольку это есть честь настоящего дня. Ибо некогда Симеон старец сретил Христа и принял на руки превечного Бога, как младенца, и исповедал Его Богом. Сегодня же, вместо старца, неразумные дети сретили Спасителя, подобно Симеону, и подстилали ветви, и как Бога прославили Того, Кто сидел на жребяти, как на престоле херувимском, восклицая: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Благословен Бог от Бога, предвечный Царь славы, обнищавший между Своими неоскудно ради нас, чтобы обогатить нас; благословен пришедший в смирении и опять грядущий во славе, сначала на жребяти из Вифании, а потом на облаках с неба, сначала кроткий и восхваляемый младенцами, а потом – грозный и окруженный ангельскими Силами. Благословен грядый во имя Господне. – Кто есть сей, наученные Богом отроки? (Ибо уже время сказать об этом и сделаться нам соучастниками тайн, как и вы соделались чрез нас). Это – слова Давида, верного царя Израилева; это – бряцания духовных гуслей того, кто духовными словами и разумом восхваляет происходящего от него Царя и Господа. Посему и мы поем и воспеваем медоточивые песни, говоря: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Он писанием прикрывал сокровище, говоря: о Господи, спаси же: о Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам (Псал. 117:25–27). Мы находим сокровище, и письмена открываем верно, неложно, просто, не хищнически, и всем проповедуем богатство. Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне: Бог во имя Божие, Сын во имя Отца, Царь истинный во имя истинного Царя, а не самозванец. Пастырь добрый, благий, не облеченный только в овечью одежду, внутри же волк и хищник, но истинный Пастырь, бодро и неусыпно пасущий Израиля: Сын Давидов на земле по плотскому происхождению, Сын Божий на небе по естественному пребыванию всегда со Отцем. Благословен грядый во имя Господне. Кто есть сей? Это – Бог, идущий на диавола, Царь на тирана, Господь на лукавую и преступную лесть, истинный на лжеца, Спаситель на губителя, блюститель спокойствия и корень мира на воителя, пастырь на волка, человеколюбец на человеконенавистника. Благословен грядый во имя Господне. Господь, щедр и милостив, – благословен грядый во имя Господне. Господь, Спаситель заблудившего человека, пришедший разрушить лесть, просветить омраченных, прогнать тьму, прекратить идольские службы и привести к свету спасительного Богопознания, освятить весь мир, освободить от болезней и от нечистоты суетных попечений и истребить все нечистые наросты, портящие всю жизнь. Благословен грядый во имя Господне. Господь един за многих, избавляющий нищего от руки сильнейших его и убогого от восхищающих его. Благословен грядый во имя Господне. Господь пришел исцелить нашу болезнь, спасти нас, впавших в разбойники, и возлиял елей и вино на раны наши. Благословен грядый во имя Господне. Господь пришел победить пленителя нашего – диавола. Кто есть сей? Господь крепок и силен, Господь силен и в брани (Псал. 23:8), о Котором Моисей в древние времена взывал сначала к иудеям, а потом к язычникам и ко всему миру: Господь поборет по вас, вы же умолкните (Исх. 14:14). Благословен грядый во имя Господне. Ибо Господь пришел связать преодолевающего нас и восхитить сосуды его, и освободить нас от смертного нетления в вечную жизнь. Благословен грядый спасти нас Собою, как сказал о Нем Пророк: не ходатай, ниже ангел, но Сам Господь спасе их (Ис. 63:9). Благозвучно богословствование младенцев, потому что оно внушено истинным Учителем, и достоин похвалы добрый плод добрых семян, – и усердно и ревностно собраны соты меда: ибо слова их неложны, и свидетельства их – пророческие.
Рассмотрим же, возлюбленные, и остальное, что сказал Евангелист. Он говорит: и вниде Иисус в церковь, и изгна вся продающия и купующия в церкви (Матф. 21:12). Вот, началом очищения всего мира было очищение церкви. Но беззаконные иереи, не терпя Господней власти и будучи уязвлены завистью, приступили к Нему, говоря: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же рече им: ей. Аминь глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиют. Ибо подобает, чтобы исполнилось все написанное обо Мне (Матф. 21:16; Лук. 19:40). Безумным свойственно спрашивать так, то есть: „не тяготишься ли Ты, – сказали они, – тем, что Тебя прославляют, как Бога? Слышиши ли, что сии глаголют“? Он же сказал: „да, слышу. Для того и прославляют Меня отроки, чтобы посрамить вас, которые держитесь закона и читаете пророков, а отвергаете Меня, проповеданного пророками, и сопротивлением и неверием отрекаетесь от истины. Или вы не читали: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника (Псал. 8:3)? Врагов почитает, а местника не почитает, – и этот местник вы: ибо вы думаете мстить под видом благочестия, не разумея Божией славы, так как, отвергая Меня вы отвергаете Бога (Ин. 15:23). Ибо Я от Бога изшел и пришел к вам, и Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин. 14:10), и слава Моя есть слава Отца Моего“. Тогда говорившие были обличены и, опять сошедшись, устроили совещание против Него. Мы же воспоем: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа (Псал. 146:5).
Все это было для того, чтобы Агнец Божий, вземляй грехи всего мира (Ин. 1:29), добровольно пришел на спасительное страдание и на судилище познан был, – чтобы явился предатель, и купившие оцепили бесценного, искупившего весь мир, и Пасха наша заклан был за нас Христос, – и чтобы честною кровью Его окропились, как пороги, уста верных, и истребитель удалился, и смерть уничтожилась, и воскресение явилось. Сей есть истинный Сын и Бог; в Него уверуем и поклонимся Ему163. Он принял от Девы плоть и явился в Сионе Богом богов, и слава Ливанова процвела, и возрадовались все древа дубравные от лица Его, ибо сказано: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Псал. 81:1). Это – Он, Который отделит плевелы от пшеницы и соберет пшеницу, то есть праведников в вышние житницы, в неизреченные царствия, в святые обители, где не будет никакой печали и воздыхания, а нечестивых оставит, как негодные плевелы, на гумне. Когда Он восхощет прийти во второе пришествие, то, – как сказано, – перед Ним потечет река огненная, клокоча и попаляя в юдоли плачевной, в озере, идеже плач и скрежет зубом (Матф. 8:12).
Постараемся, возлюбленная братия, избавиться от сего покаянием и подвигами, постом, молитвою, милостынею и другими богоугодными делами; удалимся от душевредных страстей; удалимся превозношения, то есть гордости, из-за которой и первоначально ниспал начальник бесплотных Сил, то есть сатана, с отпавшими вместе с ним ангелами. Избежим зависти: по-видимому, она – и ничто, но имеющему ее бывает вред, хотя и вскоре истлевает то, чему он завидует. Избежим величия и славы, которыми отгоняется познание истины. Избежим зависти и клеветы: ибо та старейшин священнических и книжников иудейских подстрекнула на убиение Христа, а эта старейшин священнических и книжников сделала безрассуднее детей их. Не будем подражать иудейскому глумлению, но поревнуем благодарности детей, – не неблагодарности старцев, но прославлению младенцев, – не невежеству завистников, но доброму познанию хвалителей, – не вражде убийц, но незлобию младенцев. Не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте, – сказал апостол Павел (1Кор. 14:20). И Господь наш Иисус Христос говорит: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное. Иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во царствии небеснем (Матф. 18:3–4). Итак, будем, как дети, без злобы, (не будем любить зла, пиша оное на сердце); но со всякою чистотою и без всякого признака зла восприимем благочестивую веру, да написаны будем и войдем в царствие небесное. Возьмем для Господа ваии милосердия и человеколюбия, чтобы сретить Его, когда Он придет в оный день на облаках небесных в веселии, с великим могуществом и славою, и обличит безумие иудеев и воздаст им вечное мучение за то, что они воздали Ему злое за благое; а язычникам, сотворившим волю Его и добрые дела и сохранившим правую веру, воздаст святость и бесконечное царство. Оное царство да получим и все мы, благодатью и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему слава со Отцем и Святым Духом ныне и всегда и в вечные веки. Аминь164.
* * *
Этим оканчивается текст настоящего слова по греческому подлиннику и по славянским списках; остальное до конца слова, по всей вероятности есть позднейшее прибавление. Сравн. помещенное выше (759–767 стр.) слово св. Мефодия, епископа Патарского.
„Пчела Почаевская“ Почаев. 1884 г. Часть первая, стран. 86–93. Сравн. Полное собрание творений Златоуста, в русск. перев. т. VIII, стр. 899–905.