Источник

Слово в неделю Ваий. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Благословен Царь Израилев (Ин. 12:13). Благословен грядый, Который всегда с нами находится и вне верных никогда не бывает. Благословен Царь Израилев. Поистине, народ этот знал о вшествии Господа. Как в нынешнее время, когда земной царь ведет войну против врагов и возвращается с победою, все граждане выходят к нему на встречу за город, носят цветы, соплетают похвалы, побуждает же их к этому не любовь к славе, а желание прославить победу; так и о Владыке Христе, как о победоносном Царе, весь народ словом и делом показал, что Грядущий есть победитель, или лучше, что Он есть, подлинно, Бог: ибо одному только Богу приличествуют эти, произнесенные тогда и открывающие разумным Божественные тайны, слова: осанна в вышних. Что значит: осанна в вышних? – спаси (осанна по-еврейски значит – спаси). Осанна в вышних, то есть, как вверху – спасение, так внизу – человеколюбие. Осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев (Ин. 12:13). О, боговедущий народ, участвующий в ангельском служении! Ходя по земле, они ликуют на небе; будучи облечены телом, они касаются бестелесного; иудеи по имени, они – христиане на деле; миряне по жизни, они – апостолы по исповеданию. Они свыше и внизу получили откровение. Верховный между апостолами Петр не от своего ума, но из Божественного свыше откровения от Отца говорил Господу: Tы еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. 16:16), – и Господь, показывая, что он получил откровение не от своего ума, но свыше – от Отца, называя Петра блаженным, говорил ему: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой иже на небесех (Матф. 16:17). Также точно и народ этот, получив свыше откровение, восклицал ко Господу, говоря: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. Теперь уместно сказать, – какое и откуда мы имеем указание на то, что этот иудейский народ получил откровение свыше. Итак, откуда я покажу вам это? Из самых их восклицаний, и притом восклицаний необыкновенных; если бы они воспевали какие-либо простые песни, то и дома могли бы делать это. Если они называли Его и Спасителем, и Царем, и Господом: то каждому ясно, что они получили откровение свыше. Откуда они знали, что Господь есть Царь? Он не носил мирской короны, не облекся в багряницу, Его не сопровождали войска, перед Ним не шли кони и колесницы и златокованные седла. Он не сидел на колеснице, устланной царскою багряницею; но Он сидел на простом жребяти, чужом, малом, веля за Собою двенадцать только учеников. Почему же народ мог знать, что Он – Царь, если бы не получил свыше извещения? Поэтому они и не искали на Господе мирской короны, – ибо знали, что Он изначала царствует; не искали багряницы, ибо знали Того, Кто сказал: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Псал. 92:1); не искали множества войска, веруя тому, кто сказал: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10); не искали у Господа коней и колесниц, ибо знали, что Он есть Тот, Кто вознес Илию на колеснице, и что за Ним идут кони – евангелисты, веруя Пророку, который сказал, что за Ним идут кони рыжи, и врани, и белы, и пестры (Захар. 1:8; 6:2–3)... Не искали у Господа одра, обложенного жемчугом, устланного багряными одеждами и убранного царским оружием, поскольку знали, что Херувимы и Серафимы, шестокрылатые светильники, везут одр, веруя тому, кто сказал: седяй на Херувимех явися (Псал. 79:2). Итак, иерусалимский верный народ, получив откровение, не соблазнился этим ничтожным жеребенком, но укрепился пришествием Владыки. Поэтому, как только этот верный народ увидел, что Господь воссел на жребя, то немедленно, поддерживаемые пророческими предсказаниями, взявши финиковые ветви, говорили одни другим: „что мы медлим и не идем на встречу духовному Финику? что медлим? возьмем ветви финика: плод его полон бессмертия, листья его – исцеление вселенной, а ствол его – древо крестное. Мы слышали, как наша Церковь в Песни Песней восклицает: взыду на финик, удержу высоту его (–7:8). Предварим Церковь из язычников и приветствуем Его, как духовный финик и как могущественного Царя”?

Когда народ делал это и прославлял Господа, старейшины священников и фарисеи, весьма разгневавшись, упрекали народ, говоря: „что вы делаете? что вы пустословите, безрассудные? как к Богу, приходите вы к сыну плотника, принося ему ныне финиковые ветви? Господом называете вы неимеюшего, где главы подклонить? сидящему на осленке вы поете царские песни? Не у вас ли – отец и матерь и братья Его? Замолчите! если же нет, то вы будете наказаны: ибо мы для того и посланы, чтобы заметить наиболее безрассудных из вас, которые за дерзость подвергнутся наказанию“. Толпы народа, услышав эти слова от старейшин священнических, не вступили в ссору, поскольку пришел мир, – но отвечали им, при содействии благодати: „вы укоряете нас, фарисеи, и угрожаете наказанием за то, будто бы мы допустили хулу. Но кто более достоин наказания: вы ли, читающие Писание и неразумеющие его, или мы, которые слушаем и соблюдаем? Заблуждаемся ли мы, принося Господу финиковые ветви? Не Сам ли Он есть истинный Финик? Не о Нем ли взывал Пророк: праведник яко финикс процветет (Псал. 91:13)? не Он ли даровал слепому зрение? не Он ли даровал хромым возможность ходить по-прежнему? не Он ли повелел расслабленному носить постелю? не Он ли воскресил четверодневного Лазаря? Поэтому вы опять желаете убить Лазаря? Не вы ли сами отвалили камень и неверием своим сделались тверже камня? не вам ли Он поручил развязать погребальные пелены, чтобы вы опять не солгали, как о слепом от рождения, что другой – де перешел туда из другого гроба? Вы, фарисеи, всегда завидуете добру и противодействуете верующему народу. Поэтому вы опять хотели убить Лазаря, чтобы истребить веру народа. Если же вы и убьете Лазаря, то не может ли Он снова воскресить его? Посмотрим, кто скорее утомится, – вы ли убивая, или Он воскрешая? Вы с усилием убиваете, а Он воскрешает словом: кто скорее утомляется? Мы заблуждаемся, фарисеи, что приходим к Господу, как к Царю? Видя жребя, мы более утверждаемся. Посему мы и узнаем могущественного Царя, и вот имеем Писание, дабы вы основательно убедились, что не мы соблазняемся, а вы заблуждаетесь. Вы имеете пророка Захарию: прочитайте его, убойтесь его серпа мщения. Не сей ли Пророк, задолго еще благовествуя Иудее, восклицал: радуйся зело, дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Захар. 9:9). Соблазняемся ли мы, читая Писание и узнавая царя, делая себе добро и наставляя сомневающихся? Пророка имеете вы, а пророчества его не хотите уразуметь? Итак, удалитесь прочь, фарисеи: ибо, чем более вы настаиваете, тем большую ревность возбуждаете в нас. Посему мы не заблуждаемся, восклицая: благословен грядый во имя Господне. Мы знаем имя, фарисеи! Это имя освободило нас от Египта, дало возможность перейти Чермное море и жить в пустыне, и поселило нас на земле, текущей медом и млеком, и научило Пророка взывать: да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един вышний по всей земли“ (Псал. 82:19). И что народ был послушлив, а старейшины священников ослушны, послушай, что ныне Евангелист говорит об этом: совещаша архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от иудей, и вероваху во Иисуса (Ин. 12:10–11). Видишь ли неистовство старейшин священнических? Чтобы уничтожить веру народа, они хотят убить Лазаря, говоря самим себе эти старейшины священников: „если убьем одного Иисуса, а оставим Лазаря в живых, то не будем иметь никакого успеха, так как, видя сего, будут веровать в Оного. Итак, дабы и по смерти оный Лазарь не был для нас преткновением в том, что некоторые опять будут веровать в Иисуса, убьем Лазаря, чтобы совершенно истребить память Его“. Это и другое говорили старейшины священников, как люди, помышляющие тщетное, не разумея, что Господь, желая принять добровольную смерть за бессмертие мира, не хотел одного Лазаря оставить на память по Себе, но кого? – оставил непобедимый крест, который не могут ни разрушить, ни скрыть, ни умертвить, ни победить, как по всей вселенной показывающий силу своего действия. И в самом деле, какой дом не имеет креста своим основанием? какой город не имеет креста своею защитою? какой царь не украшается крестом? какое девство не имеет креста своим светильником? какая церковь не ограждается крестом? какая вдова не имеет креста своим жезлом? какая сирота не имеет крест своею помощью? Крест ночью светит, днем сияет, сирот питает, супружество скрепляет, дружбу умножает, всякому добру содействует.

Итак, что сказал Евангелист? ибо полезно обозреть Евангелие. Слушай же, что ныне говорит Евангелист: Прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых (Ин. 12:1). Слушай внимательно: прежде шести дний Пасхи приидe Иисус в Вифанию. – Прежде шести дний: какой же это – день прежде шести дний? какой это? Этот предшествовавший день обозначает Иоанна Предтечу: ибо, как Иоанн пришел прежде Господа, так и этот день предварил воскресение. И как Иоанн, перстом показывая на Господа, говорил: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29): так и сей день, как бы перстом указывая на грядущий недельный день, взывает, говоря: „се – матерь желающим возродиться'». Прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию. Познайте день и уразумейте его! Это – день дня, свет света, солнце солнца, жених жениха. Прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию. Познай этот день: ибо не просто о нем сказано – прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию, но с показанием количества, чтобы мы предварительно очистились от всякой скверны плоти и духа. Этот день есть предварительное очищение прежде шести дний Пасхи, чтобы ты очистился от всякой скверны, разрешил вражду, утолил гнев, погасил клевету, приобрел любовь, усугубил нищелюбие, – чтобы не один ты праздновал, но чтобы праздновали с тобою и нищие. Ибо, если ты не подашь нищему, и ты празднуешь, а он остается печальным, – смотри, чтобы не было с тобой того, что – с богатым и Лазарем. Посему подай крупицы бедному, дабы и ты постоянно праздновал, и он был сыт, и дабы псы не были милосерднее тебя. Что такое псы, – послушай внимательно! Если ты не благотворишь единомысленному с тобой нищему и нуждающемуся в помощи, а он, не получив от тебя в нужде помощи, пойдет, к еретику, и этот утешит его, – то пес будет милостивее тебя: поскольку всякий еретик лает на Пастыря.

Итак, что же сказал Евангелист? Прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умеpый, егоже воскреси от мертвых. О, премудрость Господня! Воскрешает Лазаря, чтобы раздражить диавола... А что крест сделан был, это для того, чтобы и иудеев посрамил, и мир просветил Христос Бог, Спаситель мира. Ему слава ныне и всегда и в веки вечные. Аминь165.

* * *

165

„Пчела Почаевская“. Изборник назидательных поучений, составленных и списанных преподобн. Иовом, игуменом лавры Почаевской. Изд. под редакц. проф. И. Петрова. Почаев. 1884 г., часть первая, стран. 79–85. Начало и конец слова опущены в „Пчеле». Критикой это слово относится к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle