Источник

Беседа на святой праздник Ваий. Святого Кирилла, архиепископа Александрийского

Празднуя ныне пришествие Царево, верные, боголепно сретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не погасим духа, светло зажжем светильники наши, переменим одежду души, понесем ваии, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми воспоем, как дети: Осанна! Благословен грядый во имя Господне (Матф. 21:9)! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Опять Он входит в Иерусалим, опять приготовляется крест, опять раздирается Адамово рукописание, опять отверзается paй, опять разбойник водворяется, опять Церковь ликует, опять злобная синагога вдовеет, опять демоны посрамляются, опять Иудеи неистовствуют, опять верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите, притеките, возопиите, видя, как слова наши становятся делами. Холмы, отзовитесь; младенцы, воспойте; ученики, провозвестите; священники, возглагольте; богословы, прославьте; живущие в Сионе, изыдите в сретение; народы, соберитесь. Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется: ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех; явился Тот, Кто хочет помиловать всех; дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:38). С рабами – Владыка, с должниками – удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – освободитель, с отчаянными – надежда, с лежащими долу – восстание, с жестокими – милосердый, с беглецами – праведный, с виновными – невинный, с грешниками – безгрешный, с неблагодарными – щедроподательный!

Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: сегодня вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера (Господь Иисус) даровал другому жизнь: сегодня Сам грядет на смерть. Вчера востал четверодневный: сегодня предстает трехдневный. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий. Но там развлекается Марфа, представляющая собою образ законного служения; а здесь седит при ногах Господа Мария, изображающая собою любовь и приверженность к Нему Церкови. И Тот, Кто за шесть дней до Пасхи, даровавши сестрам единственного у двух их брата, умершего всеми пятью чувствами, четверодневного Лазаря, повелевает разрешить узы его, – Сам ныне грядет на то, чтобы быть связанным. И грядет Он не с гордостью, не с шумом, не окружаемый видимо силами, началами и властями, не на высоком каком-либо и возвышенном престоле сидя, не какими-либо крыльями и колесами огнеобразными и многоочитыми прикрываясь, не трубами и знамениями и чудесами поражая всех, но скрываясь в человеческой природе: ибо это – пришествие человеколюбия, а не правосудия, – снисхождения, а не казни. Является Он не в славе Отца, но в уничижении Матери. Это пришествие издалека предвозвестил нам чудный Захария, и, приглашая тварь к радости, воззвал к Иерусалиму так: радуйся зело, дщи Сионя (Захар. 9:9). Это же слово употребил и Гавриил к Деве: радуйся, благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28). И Сам Спаситель, по воскресении из мертвых, также сказал к женам: радуйтеся (Матф. 28:9), дабы из сего ты познал, что, применительно к древнему определению, слышанному Евою: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16): Господь возопил к женам: радуйтеся, как и Захария проповедал, говоря: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля (Зах. 9:9). Что – за проповедь? скажи ясно, Пророк! На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси глас твой (Ис. 40:9). Что же говорить Сиону? Се Царь твой грядет тебе. Как? Ты сказал о пришествии, скажи и об образе. С колесницами ли, с войском ли пешим и конным, и с прочею пышностью царскою? Нет, ответствует. Как же? всед на подъяремника и жребца юна. Что ты говоришь? Царь садится на осла и, таким образом, бесславит Себя? Точно, ответствует! ибо Он приходит не с пышностью, как другие, но как? в образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание, и как агнец незлобивый, ведомый на жертву: так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном седя, научая людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (Лук. 1:52, 53), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он-то есть ветвь, выросшая из корня Иессеева, – Он, Кому, на встречу вышедши сегодня, Еврейские дети предносят масличные ветви как милостивому, и ваиями прославляют как победителя смерти, говоря: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Ибо что говорит Евангелист? И бысть яко приближися Иисус в Вифсфагию и Вифанию, к горе нарицаемей Елеон, посла два ученик Своих, глаголя: идита в прямную весь (в противолежащее селение): и в нюже входяща обряшета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе: отреште е приведита. И аще кто вы вопрощает: почто отрешаета? сице рцыта ему, яко Господь его требует (Лук. 19:29–31). Ученики слово Слова приводят в действие: привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Иисус сел поверх их (Матф. 21:6, 7).

Противолежащая весь есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была против Бога и далека от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к сей веси, когда, воплотившись, Он стал с нами: тогда-то и посылает двух учеников, то есть, два завета, привести к Нему два народа, – ветхую и состаревшуюся синагогу, и новый, еще ненаученный народ – язычников. Слово: противолежащая обозначает и то, что Господь послал освободить от казни и призвать к Себе и того (Адама), который поселен был npomuв рая сладости, и которого видя, наконец, спасаемым, древние пророки, апостолы и священнопроповедники, священнолепно исходят на сретение с горней высоты Нисшедшему на вольное страдание в Сионе, и богоглаголивыми голосами своими, как бы одушевленными масличными ветвями, выражают похвальную песнь: благословен грядый во имя Господне! – Что ты говоришь? Сидящего на жалком осле видишь, и восклицаешь: осанна в вышних! – Образ раба – пред твоими глазами, а ты говоришь: во имя Господне, Бог Господь! – Точно так, ответствует. На осле сидит Он, и – не отлучается от лона Отчего; детьми прославляется, и горе – от серафимов богословствуется; в Иерусалим входит, но и горнего Иерусалима не оставил. И Иоанн видит также Его, и сретает, и вопиет: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1:29). И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас (Ис. 35:4); посему очи слепых отверзлись сегодня. Один на восток взывает ко Господу: се муж, Восток имя Ему (Захар. 6:12); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему (Пс. 67:5). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16), а другой взывает: воздвиже юг (Псал.77:26), совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: ceй Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися и с человеки поживе (Варух. 3:36, 38). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя (Захар. 9:9), а другой повелевает детям: хвалите, отроцы Господа (Пс. 112:1), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Псалмопевец, услышав их, взывает ко Господу: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне (Марк. 10:14). Дети хорошо послушались голоса Елисаветы: сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего (Лук. 1:42); а дети рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу (Ин. 16:28). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет (Матф. 27:22); юный и еще необразованный возраст мудрствует, а почитающие себя мудрыми объемлются мраком; дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлечься ветхого человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий. Дети принимают Христа с ваиями, а отцы их идут с мечами; те благословляют, а сии хулят; те приняли как овцы – пастыря, а сии растерзали как волки – агнца. Странное и необыкновенное было зрелище – видеть, как грудные младенцы. на руках матерей ссущие молоко, одною рукою держатся за груди матерей, а другою предносят рожденному Богу ветви ваий, изливают из уст своих и молоко матернее и догмат Господний, и первое слово – плод устен возглашают Богу Слову, говоря: Осанна, то есть спаси, Суший в вышних! Кто научил вас, дети? кто умудрил? кто наставил вас в слове, когда еще время слова не наступило?

Пусть придет сюда неблагодарный Иудей, пусть предстанет прелюбодейная синагога. Скажи, Иудей, не о Грядущем ли Христе возвестили нам все пророки? – „Точно, ответствует. Но – сомнение в том, пришел Он, или нет“? Еще нет, говорит. Хорошо. Рассмотрим же достоинство Грядущего, и тогда узнаем, пришел ли Он, или нет. Богом, или простым человеком ты называешь Грядущего? – „человеком, говорит, как Давида“. Не самим ли Давидом? – „как Давида“. О, мудрец злобы! О, несмысленный сердцем! Почему же сам Давид называет Грядущего Господом от Господа? как и недавно ты слышал твоих детей, воспевающих: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам (Пс. 117:26, 27; Матф. 21:9, 15); и еще: рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс. 109:1); и еще: воцарися Господь над языки (Пс. 46:9); и: рцыте во языцех, яко Господь воцарися (Пс. 95:10). Какой же это Царь? – Послушай, что говорит о вас Исаия: и восхотят, да быша огнем сожжени были. Для чего это, Пророк? Яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство быть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:5, 6). Что же скажешь, Иудей? Вот, пророки ясно провозгласили Грядущего Богом!

Но бесстыдный Иудей говорит: „мы убили не Бога, а человека». С первого слова кстати сказать этому Иудею: умолкни, перестань, наложи узду на уста твои. Ты отринул закон, пусть так; пророков избил: ужели не усрамляешься Давида, который говорит: из чрева прежде денницы родил Меня горний Отец (Пс. 109:3); и опять: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7)? Один и тот же Христос имеет два рождения – одно от Отца без времени, а другое от матери без семени. Итак, когда Он говорит: плети Моя дах на раны и ланиты Моя на заушения, – то сии (плещи и ланиты) принял Он от Марии из рода Иудова, и что Он принял от Иуды, то и дал Иудеям на раны и заушения: а что Он имеет по естеству, как Бог, того не узрит человек и жив будет (Исх. 33:20). Однако Иудей опять возражает: „как же Пророк говорит о Распятом: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» (Ис. 53:2)? Но и ты, безрассудный, видишь ли, что написано о Нем: красен добротою паче сынов челавеческих (Пс. 44:3)? Если же ты спросишь: „какой Бог может быть недавним»? спрошу тебя и я: какого человека имя пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов, и снидет яко дождь па руно, и яко капля каплящая на землю (Пс. 71:5, 6)? Ты, может быть, опять спросишь: „какой Бог продается за тридцать сребреников»? спрошу тебя и я: какого человека кровь искупила и освятила целый мир? Если же тебя соблазняет то, что ты видишь Его сегодня сидящим на осленке: от чего, неразумный, не говоришь вместе с сим и о том, как дети, не быв научены, узнали Его и восклицали: благословен грядый во имя Господне! А что седящий на осленке как человек, есть Господь и Бог, для уверения в сем да предстанет мне твой, и вместе не твой, Давид, повествующий о твоих детях, и о прославленном ими да скажет, кто есть сей Богословимый; – тот Давид, который как бы стоит против осленка и говорит: Ты, седящий на горнем престоле и на дольнем подъяремнике, Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли, яко взятся великолепие твое превыше небес! Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу враг твоих ради, еже разрушити врага и местника – диавола. Ты, сидящий на подъяремнике, как человек, истинный Бог; и мы узрим небеса дела перст Твоих. Ты, седящий на подъяремнике, луну и звезды основал еси; умалил еси человека малым чим от Ангел; подъявши человека и вознесши превыше всякого начала и власти, славою и честию венчал еси его (Пс. 8:2, 4, 6). Ты, видимый на подъяремнике, престол Твой, Боже, в века века: жезл правости, жезл царствия твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой, потому что Ты воспринял образ раба, – помазал Тебя не помазанием елея, но Духом Святым, Который и есть елей радости (Пс. 44:7, 8). Посему-то и говорила родившая Тебя Дева: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моем, когда Дух Святой осенил Ее (Лук. 1:47).

А ты, верующий слушатель, смотри, как Пресвятая Дева назвала Сына Своего Богом. „Так, говорит Она, Бог Мой – по Божественной сущности Своей: Сын Мой – по восприятой Им от Меня сущности. Ибо Я родила миру не простого человека, но Бога воплотившегося; и достоверный свидетель сего есть печать девства Моего. Не поноси, о человек, одежду, которую Бог воспринял от Меня, чтобы тебе не оскорбить Облекшегося оною. Не оскорбляй скинии, потому что она точно без помощи руки устроена для Поселившегося в ней. Не отделяй света от плотяного светильника Моего, чтобы тебе не погасить злостно осиявшее мир солнце, и без человека соделавшееся человеком. Ибо Я не познала человека, хотя и познала Бога, соделавшегося во Мне человеком».

Вот тебе, вернейшее и священнейшее стадо Христово, похвала настоящего праздника: ликуй! Вот тебе – Божественное и чистое учение Церкви: веселись! Даны тебе духовные оружия: сражайся с волками стада; научи не богохульствовать; наставь подвизаться за истину; покажи, что нива Христовой Церкви нашей чиста от всяких плевелов. Если ты, как Лазарь, связан узами заблуждений или противных учений, сегодня услышь от Слова повеление тебе: „гряди вон, будь разрешен, востань!» Если же ты – ученик, и способен учить: ступай, разреши и приведи ко Христу осленка и ослят, – множество связанных заблуждением и находящихся в стране противоположной селению веры. Пусть иные будут противоречить и злобно препятствовать разрешению связанных, говоря: „для чего отрешаешь осленка»? подобно как и слепым запрещали кричать (Матф. 20:31). Скажи и ты: яко Господь его требует (Лук. 19:31); ибо Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы (Пс. 145:7), как слышал ты из Писания. Ибо когда (слепцы) узнали о приближении Солнца-правды, то справедливо начали кричать Ему: помилуй ны, Господи, сыне Давидов (Матф. 20:32). Странные, удивительные чудеса! слепые презирают, а зрячие Иудеи слепнут: те Господом исповедуют (Иисуса Христа), а сии – кто есть сей? спрашивают! Ибо Евангелист повествует: народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне. И вшедшу Ему во Иеpycaлим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть cей? (Матф. 21:9, 10). Видел ты странную тайну Царя? Он, сидя на осленке, потрясает город, а вися на кресте, колеблет вселенную, дабы ты познал, что Он пришел потрясти и разрушить многобожное заблуждение идольское.

Посмотри же на неведомую тайну совершившегося чрез Него домостроительства. Когда Он во аде потрясал тамошнее узилище, и горние силы восклицали к дольним: возмите врата князи ваша (Пс. 23:9), да внидет говорящий: аз есмь дверь (Ин. 10:9); то на сие воззвание противные силы с ужасом воскликнули: кто есть сей Царь славы? В земном Иерусалиме пребывающие вопрошают: кто есть сей Царь славы? – И видя Его восходящим в горний Иерусалим с телом, умные силы, никогда не видавшие Его, по причине бестелесности, дивясь странному образу восхождения, в недоумении вопрошают друг друга: „кто есть сей, в бестелесные страны грядущий в теле?» Удивления же достойно, как спрашивают, кто есть грядущий, те царские силы, которые, при дольнем рождении Его, восклицали и славословили: слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение (Лук. 2:14)! От них хорошо научились Еврейские богословы-дети, которые сегодня говорят: осанна, благословен грядый во имя Господне; мир на небеса и слава в вышних. Ибо так сказал Лука (Лук. 19:38). И, кажется, можно было видеть в Сионе, как небесные и земные взаимно восклицают и приветствуют друг друга. Горние говорят: слава в вышних Богу и на земли мир; дольние отвечают: мир на небеси и слава в вышних. Ангелы сказали: на земли мир; человеки воскликнули: на небеси мир. Почему? – потому что явился Тот, Кто всем вопиет: мир вам (Лук. 24:36), о котором Пророк молился так: Господи Боже наш, мир даждь нам (Ис. 20:12), т. е. пошли Сына Твоего единородного, чтобы Ты чрез Него примирился с нами, видя, что наша природа чрез Него соединилась с Тобою. Сей-то мир видя, горние лики воззвали: слава в вышних Богу и на земли мир. т. е. совершенное примирение Бога с врагами; тот мир познавши, и отроки воскликнули: осанна, мир на небеси и слава в вышних! Ибо некогда враждебное ныне соделалось братским: небесные и земные приносят небесному и земному Христу единое исповедание Богом и поклонение. Посему-то горние и повелевают дольним приносить такое поклонение: да поклонятся ему вся отечествия язык (Пс. 21:28); а дольние ответствуют горним: поклонитеся Ему вcu ангели его (Пс. 96:7). Давид же к тем и другим взывает: да возвеселятся небеса, а да радуется земля (Пс. 95:11). Дети отвечали: осанна, благословен грядый во имя Господне!

С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося ваии не в руке только, но и в душе; и, убеливши сию паче снега, изгоним из нее всякую мертвость древней и кожаной одежды, отринем всякую гордыню и превозношение. Ибо для того и Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с войсками, но сидя на бедном и малом осленке, чтобы вразумить тебя что не должно превозноситься конями и мулами, в которых нет разума. Посему и мы уничижимся вместе со Христом, чтобы и вознестись вместе с Ним; с ангелами воспоем, с детьми прославим, с народом воскликнем народное; с Вифаниею взыграем, с Лазарем воскреснем от мертвых дел; с обитателями Сиона будем ликовать, с прозревшими слепыми будем вопить; с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим; подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни ваии масличные посредством милосердия. Обсечем массу грубой природы нашей, и милосердием расстелем самих себя по Пути, говорящему: Аз есмь путь (Ин. 14:5), чтобы и нам чрез Него обрести милость от Него и вместе с Ним войти в горний Иерусалим, – чтобы пойти в великий оный храм всем вместе, и предыдущим и последующим, – предыдущим, т. е. в третий час, а последующим – в одиннадцатый час; предыдущим чрез дела, а последующим чрез намерения: всем же – и следующим и последовавшим за Христом, царствуя вместе с Ним, и наслаждаясь вечными благами, воссылать славу и честь Ему, купно с Отцем и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда, и во все веки веков. Аминь166.

* * *

166

См. „Христианск. Чтен.» 1842 г., II ч., 3–23 стран.; сравн. с сим словом помещенное ниже слово св. Евлогия, архиеп. Александрийского.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle