Источник

Беседа на слова: „Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых» (Ин. 12:9). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия. Вот смотри: подчиненные в иудейском народе судят здраво, а начальники – превратно. Что народ веровал во Христа, об этом часто говорят евангелисты: мнози от народа вероваша в Него (Ин. 7:31). А из начальников не веровали. Сами же начальники, а не народ, говорят: еда кто от князь верова в он! Но кто же? Народ, говорят, иже не весть Бога, прокляти суть (Ин. 7:48–49). Верующих называли проклятыми; а самих себя, убийц, – благоразумными. Так и теперь, увидев чудо, многие уверовали; а начальники не только не удовольствовались своими злодействами, но покушались еще умертвить и Лазаря. Пусть – Христа за то, что Он нарушал субботу, что творил Себя равным Отцу, из-за римлян, как говорите вы; но в чем вы можете обвинить Лазаря? За что хотите умертвить его? Ужели вина его – в том, что он получил благодеяние? Видишь, как они склонны к убийству? Много чудес сотворил (Христос), но ни одно до такой степени не ожесточило их, – ни чудо над расслабленным, ни чудо над слепым. Это потому, что чудо над Лазарем и по самой природе своей было удивительнее, и было совершено после многих чудес. Да и поразительно было видеть, что четверодневный мертвец ходить и говорит. А прекрасное, неправда ли, дело для праздника – к торжеству присоединить убийство! Притом же, в тех случаях они думали обвинить Христа в нарушении субботы и через то отвлечь от Него народ; а здесь ни в чем не могли обвинить Его, и потому злоумышляют против того, кого Он воскресил. Здесь они не могли даже сказать и того, будто Он противится Отцу, потому что молитва Его заграждала им уста. И так как всегдашний предлог к обвинению теперь у них был отнят, а чудо между тем было явное, то они решаются на убийство. Тоже самое, конечно, они сделали бы и со слепым, если бы не имели повода к обвинению в нарушении субботы. А кроме того, слепой был незнатен, – и они выгнали его из храма; а этот (Лазарь) был человек знаменитый, как видно из того, что многие собрались утешать сестер его. Да и чудо было совершено в виду всех и самым необыкновенным образом, почему все и спешили посмотреть. Вот то-то и мучило их, что все при наступлении праздника, оставив торжество, идут в Вифанию. Итак, они замыслили умертвить Лазаря, не думая даже о том, что это – преступление: дотого они были склонны к убийству! Потому-то первоначальный закон начинается с заповеди: не убий (Исх. 20:13). И Пророк обличает их в этом: рyкu их исполнены крове (Ис. 1:15). Но как же Христос, Который открыто не ходил в Иудее и удалился в пустыню, теперь опять смело входит? Своим удалением Он утушил их ярость и возвращается к ним уже тогда, как они успокоились. С другой стороны, они должны были бояться народа, который предшествовал и сопутствовал Ему, потому что ни одно чудо так не привлекло к Нему народ, как чудо над Лазарем. Другой Евангелист замечает еще, что народ постилал Ему под ноги ризы своя (Лук. 19:36), и что потрясеся весь град (Матф. 21:10): с такою честью входил Он! А входил Он так для того, чтобы предызобразить одно пророчество и исполнить другое, – так что одно и тоже событие служило и началом одного и концом другого. Слова: радуйся, яко царь твой грядет к тебе кроток (Матф. 21:5) означают исполнение пророчества; а что Он воссел на осла, это прообразует будущее событие, именно то, что Он имел покорить Своей власти нечистое племя язычников. Но как же другие (евангелисты) говорят, что Он послал учеников и сказал им: отрешите осля и жребя (Матф. 21:2); а (Иоанн) не говорит ничего такого, но что Он, обрет осля, вседе на не (Ин. 12:14)? Вероятно, было и то и другое; в то время, как ученики, отрешив ослицу, вели ее к Нему, – вероятно, Он нашел осля и сел на него. Между тем народ взял ветви финиковых и масличных дерев и постилал одежды, показывая тем, что он уже имеет о Нем высшее понятие, чем о пророке, – и говорил: осанна, благословен грядый во имя Господне (Ин. 12:13). Видишь ли, как всего более их уязвляло всеобщее убеждение в том, что Он не – противник Божий? как всего более разделяло народ то, что Он говорил о Себе, что пришел от Бога? А что значит: радуйся зело, дщи Сионя? Так как все цари их были по большей части несправедливы и корыстолюбивы, предавали их врагам, развращали народ и подчиняли его неприятелям, то Пророк и говорит: не бойся; этот (Царь) не таков, но кроток и незлобив, как показывает и ослица. Ибо не войском окруженный вошел Он, а имея при Себе одного осла. Сих же не разумеша ученицы Его, яко сия быша о Нем писана (Ин. 12:16). Видишь ли, что ученики многого не понимали, когда Он Сам не открывал им? Так и тогда, когда сказал Он: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19), – ученики также не поняли. И другой Евангелист говорит, что слово Его было сокровенно для них (Лук. 9:44), и что они не знали, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых. Но это по справедливости было сокрыто от них, – почему другой Евангелист и говорит, что они всякий раз, как слышали об этом, скорбели и печалились, потому что не разумели тайны воскресения. Это, говорю, по справедливости было сокрыто от них, так как превышало их понятия. Но отчего же не было открыто им и знаменование ослицы? – оттого, что и это было дело великое.

Заметь же любомудрие Евангелиста: он не стыдится выставлять на вид прежнее неведение их. Что было написано, это они знали; а что написанное относилось ко Христу, этого не знали. Их соблазнило бы то, что Он, будучи царем, должен был столько претерпеть и подвергнуться такому предательству. А с другой стороны, они не уразумели бы вдруг учения о царстве, о котором Он говорил. По словам другого Евангелиста, они думали, что Он говорит об этом царстве. Свидетельствоваше убо народ, что Он воскресил Лазаря (Ин. 12:17, 18); народ, говорит, в таком множестве не обратился бы вдруг, если бы не уверовал в чудо. Фарисее же реша к себе: видите, яко никая же польза есть? се мир по Нем идет. Мне кажется, эти слова принадлежать тем, которые рассуждали здраво, но не смели говорить открыто, и потому указанием на события хотели удержать других от их предприятия, как от дела бесполезного. А под именем мира они разумеют здесь тот же народ. (Писание называет миром и людей, живущих в пороках, когда выражается: не может мир ненавидети вас: Мене же ненавидит (Ин. 7:7). Это хорошо нужно знать для того, чтобы неправильным разумением слов не подать повода еретикам вооружаться против нас). Бяху же нецыи еллины от пришедших, да поклонятся в праздник (Ин. 12:20). Будучи уже близки к тому, чтобы сделаться прозелитами (обратиться в иудейство), они пришли на праздник и, когда молва о Христе дошла и до них, говорят: хощем Иисуса видети. Филипп приходит к Андрею, как старшему, и сообщает ему об этом. Но и Андрей сам собою не решает этого, так как он слышал уже: на путь язык не идите (Матф. 10:5). Поэтому, поговорив с Филиппом, он вместе с ним доводит дело до Учителя; они оба сказали Ему об этом. Что же говорит Христос? Прииде час, да прославится Сын человеческий. Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает (Ин. 12:23, 24). Что значит: прииде час? Прежде Он говорил: на путь язык не идите, и тем удерживал учеников, чтобы отнять у иудеев всякий предлог к неблагодарности. Но так как иудеи продолжали упорствовать, а язычники желали прийти к Нему, то Он и говорит: „время уже идти на страдание так как все уже исполнилось. Если мы будем продолжать заботиться об иудеях, несмотря на их упорство, а язычников не станем допускать к себе, при всем их желании, то это будет недостойно нашего промышления“. И вот, так как Спаситель намерен был послать учеников Своих к язычникам уже после креста, и между тем видит, что язычники сами идут к Нему, – то и говорит: „время идти на крест». Не прежде Своих страданий Господь послал их, – чтобы это служило свидетельством против иудеев. До тех пор, пока (иудеи) самым делом не отвергли Его, пока не предали Его распятию, Он не говорил: шедше, научите вcя языки (Матф. 28:19), а напротив: на путь язык не идите (Матф. 10:5), и: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева, и: несть добро отъяти хлеба чадом, и повреши псом (Матф. 15:24, 26). Но когда они возненавидели Его и возненавидели до того, что предали на смерть, то уже бесполезно было продолжать заниматься ими, в то время, как они отвергают Его. А они действительно отреклись от Него, сказав: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19:15). Тогда уже и Спаситель оставил их, когда они оставили Его. Потому-то Он и говорит: колькраты восхотех собрати чада ваша, и нe восхотесте (Матф. 23:37)... Что значит: аще зерно пшенично пад на земли не умрет? Это Он говорит о кресте. Чтобы (ученики) не смущались мыслью, что Господь умерщвлен в то самое время, когда и язычники начали приходить к Нему, – Он говорит, что это-то самое в особенности и будет содействовать обращению язычников и распространению Его проповеди. Но как слова не так сильно убеждали их, то Он уверяет их в том же действительным опытом, говоря, что бывает и с пшеницею, – она приносит больший плод, когда умрет. „Если же так бывает с семенами, то тем более со Мною”.

Какое же после этого будут иметь оправдание неверующие воскресению, когда оно ежедневно представляется в семенах, и в растениях, и при нашем рождении? Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом уже бывает рождение. Впрочем, говоря вообще, – где действует Бог, там нет нужды в умствованиях. Каким образом Он сотворил нас из ничего? Это я говорю христианам, которые говорят о себе, что веруют Писанию; но скажу нечто и на основании умствований человеческих. Одни из людей живут порочно, другие добродетельно: а из числа порочных многие доживают до глубокой старости, наслаждаясь счастьем, с людьми же добродетельными бывает противное. Когда же каждый из них получит по заслугам? в какое время? „Это так, говорят: но не будет воскресения тел“. А разве они не слышат, что сказал Павел: подобает тленному сему облещися в нетление (1Кор. 15:53)? Здесь речь не о душе, потому что душа не подлежит тлению. Да и востание свойственно тому, что пало: а пало тело. И почему ты не хочешь (допустить) воскресения тел? Разве это невозможно для Бога? Но говорить так – дело крайнего безумия. Или не прилично? Почему же не прилично, чтобы существо тленное, участвовавшее в труде и смерти, приняло участие и в венцах? Если бы было не прилично, то оно не было бы сотворено в начале, и Христос не принял бы на Себя плоти. А что Он и принял, и воскресил ее, – послушай, как Он говорит: вложи персты и виждь, яко дух костей и жил не имать (Ин. 20:27; сн. Лук. 24:39). Зачем также Он воскресил Лазаря, если лучше воскреснуть без тела? Зачем поставляет это в ряду чудес и благодеяний? Да зачем и вообще дал пищу? Нет, возлюбленные, не обольщайтесь еретиками. Есть подлинно, есть и воскресение и суд; отвергают их только те, которые не хотят дать отчета в своих делах. И притом воскресение должно быть такое же, каково было и воскресение Христово, – потому что Христос есть начаток и перворожден из мертвых (Колосс. 1:18). По их мнению, Христос или не воскрес, или, если воскрес, то до воскресения согрешил. Но Он и воскрес, и греха не сотворил; следовательно, воскрес телом. А то нечестивое учение есть не что иное, как порождение тщеславия. Будем же избегать этой болезни: тлят бо, сказано, обычаи благи беседы злы (1Кор. 15:33). Это не – апостольское учение. Будем посему убегать оного учения, возлюбленные. Ведь при неправых догматах нет никакой пользы и от доброй жизни, точно так же, как и наоборот, – здравые догматы бесполезны при порочной жизни. Надобно внимать Божественному Писанию и не вступать в бесполезные словопрения. Это же внушает и апост. Павел Тимофею (2Тим. 2:14), несмотря на то, что последний был исполнен великой мудрости и имел силу чудотворений. Итак, последуем его внушению и, оставив пустословие, будем заниматься делами, то есть, братолюбием и страннолюбием, и особенно позаботимся о милостыне, чтобы достигнуть обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь162.

* * *

162

См. 66-ю бecеду св. Златоуста на Еванг. Иоанна Богослова, в Полн. Собран. Творен. Св. Златоуста, в русск. перев. Издан. 1902 г., т. VIII, стран. 442–448.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle