Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина
Удивительно, братие мои возлюбленные, отчего настоящий праздник, принадлежащий к числу торжественнейших праздников, не всеми у нас празднуется с подобающей торжественностью, – отчего ныне в храмах Божьих мы не видим такого стечения верующих, как в другие торжественнейшие праздники, и столь великого, как велики дарованные нам сим торжеством залоги радостей духовных?.. Неужели настоящий день должен быть для нас менее торжествен преславного и достопокланяемого дня Рождества Христова, или даже самого Светлого Воскресения Господня, так что и Церковь не вправе ожидать от верующих такового же многолюдства благочестивых посетителей, как и в те дни? В те дни, – празднуя рождество в плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы вспоминаем уничиженное сошествие Его с неба на землю, нас ради человек и нашего ради спасения; вспоминая потом, после уничиженнейшего еще распятия, позорнейшей смерти и скромного, но благочестивого, погребения, старанием и усердием приближенных, светлое Его из мертвых воскресение, – мы торжествуем победу Его над смертью, смертью Своей и нашу смерть поправшего и сущим во гробех живот даровавшего; а в настоящий день, по совершении Им нашего спасения, благочестно вспоминаем и торжествуем преславное Его от земли на небо вознесение. В одно время Господь является истинным человеком, а в другое – истинным Богом, то принимая на Себя зрак раба, по неизреченной любви Его к нам, то, по Своему величию, утверждая нашу веру в Свое Божество. В то время Он прошел уничиженно чрез девическое чрево, и после большего еще уничижения с торжеством, наконец, разрушил врата ада; а в настоящее – еще торжественнее отверзает нам врата неба. В те дни, сошедши с неба на землю, Он являлся нам Искупителем нашим, а ныне, возносясь от земли на небо, является Ходатаем за нас у Бога Отца, тогда пославшего Его, а теперь приемлющего в Свои Отчие объятия, хотя этот Единородный Сын Божий и тогда не оставлял неба, когда благоволил пребывать на земле с нами людьми, и теперь не оставляет земли, когда сидит на небе одесную Бога Отца. О, воистинну, братие мои возлюбленные, и настоящий праздник Вознесения Господня для нас должен быть так же торжествен и радостен, как и те великие дни, с коими мы сравниваем его: ибо этот праздник Господень еще яснее, убедительнее, непреложнее утверждает нас в том, что Искупитель и Спаситель наш, Господь Иисус Христос, есть истинный Бог, Который, восходя от земли на небо, тем самым засвидетельствовал, что Он и снисшел с неба на землю, как сказано в Писании: никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий сый на небеси (Ин. 3:13). Милосердный Господь, когда устроял искупление и совершал спасение рода человеческого, принося Себя в жертву правосудию Божию за грехи всего мира, являлся человеком, терпел поношения, заушения, биения, крест и смерть и всякого рода признаки немощи человеческой, так что крестные страдания Его казались иудеям соблазном, а еллинам безумием (1Кор. 1:23); но, по исполнении столь великого дела в домостроительстве нашего искупления и спасения, чрез воскресение Свое, и еще более чрез вознесение, явил и Свое Божество для убеждения верующих, чтобы мы в том самом лице Его, в котором доселе видели только совершенного человека, познали и истинного Бога, – чтобы уразумели в Нем Богочеловека.
Таким образом, Господь наш Иисус Христос постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии, – как мы слышали в нынешнем чтении из Деяний Апостольских (1:3). И прежде, чем вознесся на небо, по воскресении Своем, Он являлся на земле многим в продолжение тех же четыредесяти дней (Мф. 28:9, 10; Мк. 16:9, 10; Лк. 24:10; Ин. 20:11–18; 1Кор. 15:5–8), которые со дня св. Пасхи доныне с благолепным торжеством мы проводим как дни радости, а не печали, по слову Его же Самого: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть Жених (Мф. 9:15)? А по исполнении сих дней, зрящим им взятся (Господь), и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9). Если иудеи соблазнялись прежде вознесением Спасителя на крест и ругались Ему, не веруя истине воскресения Его, то пусть теперь непреложная очевидность вознесения Его на небо уцеломудрит их и пленит ум и сердце их в послушание веры; если и язычники безумствовали и глумились над прежним уничижением Господа, не прозревая в тайну воскресения Его, то возвышенность настоящего торжества да вразумит и возведет горе и этих сынов, не чуждых спасения. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:10, 11). Это явление ангелов служило, с одной стороны, к утверждению зрителей в действительности их видения, с другой же, к засвидетельствованию как Его несомненного вознесения, так и того, что Вознесыйся паки приидет. А в Евангельской истории ныне повествуется: и бысть егда благословляше их (и воздвиг руце Свои, и благослови их), отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему, и возвратишася во Иерусалим с радостию великою: и бяху выну в Церкви, хваляще и благословяще Бога (Лк. 24:50–53). И подлинно, братие, великая радость для нас, земнородных, хвала, благодарение и поклонение Богочеловеку: Он в лице Своем вознес на небо и наше естество, не только спас человека, но и прославил его, прославил и возвеличил Своим воплощением и воскресением, а еще более вознесением Своим. Вознесшись от земли на небо, как Бог, с плотью нашей, как человек, – Он, Богочеловек, тем самым явил, что и нам, людям отверзлось чрез Него небо, которое столь долго было заключено для нас, – и что упразднилось, наконец, средостение85 между небом и землей. Итак, прежде того мы четыредесять дней постились и сетовали, а последующие затем четыредесять дней проводим в радости и утешении, хваляще и благословяще Бога, восшедшего ныне на самую высоту торжества.
По окончании тех четыредесяти дней, сопровождавшихся пощением и телесным, и духовным, в печали и сетовании, мы с радостью встретили светлый праздник Пасхи, и с того времени доселе с боголепным торжеством проводим другие сорок дней. В заключение же сих радостных и светлых дней, ныне мы торжествуем возвышеннейший праздник: ибо, что может быть для земли выше неба? Казалось бы, братие мои, что вознесение Господа нашего Иисуса Христа от земли на небо, оставившего учеников Своих сирыми, должно было повергнуть их в глубочайшую скорбь и безутешную печаль, не на четыредесять дней, а на всю неизвестную будущность; однако же, ученики Господни возвратились с радостию великою, как замечено в Евангелии, хваляще и благословяще Бога. Сам Господь преподал им давлеющее утешение: и вы печаль имате убо ныне, но печаль ваша в радость будет: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: иду и прииду к вам. В дому Отца Моего обители многи суть: иду уготовати место вам, да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 16:20, 22; 14:1–3, 18, 28). Вот – источник и залог небесной на земле радости при самой разлуке со Сладчайшим Спасителем! Притом же, вознесшийся от нас Господь наш Иисус Христос, как Бог, никогда не оставляет нас. Как по сошествии Своем с неба на землю Он не оставлял и неба, но был вместе со Отцем: так и по восшествии Своем от земли на небо к Отцу, Он не оставляет и земли, но всегда пребывает с нами, по неложному обещанию Своему: и се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20). Он всегда с нами – и в счастии и в несчастии, и в радости и в печали, и в благоприятных и в трудных обстоятельствах, пребывая как бы на страже нашей жизни, так что хотя бы мы и хотели иногда укрыться от Него в своих делах и самых мыслях и даже намерениях, но пред всеведением и вездеприсутствием Его вся нага и объявлена суть (Евр. 4:13). Возблагодарим же достойно, вознесшегося Господа нашего, только благодеющего нам, и вместе убоимся прогневлять Его чем бы то ни было недостойным величия Его и пагубным для нас же самих, да целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке: ждуще блаженного упования, и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2:12, 13) – так, как бы мы всегда жили и действовали пред лицем Его Самого. Если рабы пред лицем земных владык трепещут и в присутствии их не смеют позволить себе ничего неприличного, а тем менее оскорбительного для их величия: то с каким страхом и благоговением мы должны совершать служение свое в свое же спасение пред Владыкой неба и земли, Всеведущим и Вездесущим! Наконец, вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо имело целью и служило ручательством еще одного любвеобильного для нас дарования – ниспослания на землю Духа Святого, Небесного Утешителя и Учителя. Уне есть вам, – говорит Спаситель ученикам Своим, – да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли иду, послю Его к вам. Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин. 16:7; 14:26). Воспоминание сего празднества Церковь совершает с особенной торжественностью в пятьдесятый день после дня св. Пасхи, под именем Пятидесятницы: и мы вскоре за сим, через десять дней, сподобимся сретить сего великого Утешителя и Учителя, кого из нас удостоит воскресший и вознесшийся Господь наш Иисус Христос, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь86.
* * *
Преграда. Краткий церковнославянский словарь. Прим. электронной редакции
Это слово – одно из двух (первое), помещенных по изданию Парижскому Collectio selecta SS. Ecclesiae Patrum в числе неизданных до того времени, под № 40; ср. Воскресн. Чтен. XVI (1852–53) г., стр. 49–52.