Слово в день Пятидесятницы
7
И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век (Ин. 14:16).
В сей день, благ. слуш., исполнилось обетование, которым Господь Иисус Христос утешал учеников Своих пред крестною смертию. Пришел Утешитель и почил на Апостолах в виде огненных языков.
Буии мира исполнились Духа премудрости и разума; немощные облеклись силою и крепостию Господнею; в плачущих вселился мир и радость, в алчущих и жаждущих правды открылась правда Божия; милостивые исполнились даров духовных.
Исполнившись Духа Святого, Апостолы прошли всю землю, благовествуя всем мир, радость и правду Божию во Иисусе Христе. Силою проповеди они пленяли разум разумных в послушание Христово, а силою чудес покоряли силу и могущество человеческое буйству проповеди. Св. Петр, в самый день сошествия Св. Духа, приобрел проповедью Иисусу Христу душ, яко три тысящи, а по исцелении хромого, мужей яко пять тысящь. Как велика сила проповеди о триипостасном Боге! Как действенно ходатайство Сына Божия пред Отцем! Как богаты дары Духа Святого!
Христиане! Обетование Господне, да будет с вами в век – не ограничивается временами Апостольскими, но принадлежит и всему последующему времени. Как Иисус Христос, будучи тойжде вчера и днесь, всегда умоляет Отца о ниспослании Св. Духа; так и Дух Святый, тойжде вчера и днесь, всегда нисходит к человеку. – Остановимся при сем источнике воды живой, и посмотрим при свете Слова Божия на те блага, какия Он изливает, и те средства, какими сии блага почерпаются.
Что наши естественные силы ума и воли, как не дары благости Божией? Что наше здравие и крепость телесная, как не благословение небесное? Что наша жизнь, как не благодеяние Божие? Мы ничего не имеем собственного, кроме греха; все в нас благое от Всеблагого. О Нем живем, движемся и существуем (Деян. 17:28).
Но перейдем от даров естественных к дарам благодатным – в Царство Иисуса Христа. Здесь Дух Святый, возрождая нас в пакибытие, просвещает помраченный разум светом веры и согревает хладное сердце теплотою любви. Сие сугубое действие Св. Духа, подобно сугубому действию солнца, изливающего на тела свет и теплоту, открывает в нас жизнь по духу. Мы начинаем мыслить, яже суть Духа Божия, желать что угодно св. воле Божией, и действовать, как заповедал Иисус Христос.
Дух веры и любви в отрожденном человеке есть невещественный огнь, который, когда горит, попаляет в нем плевелы плотских пожеланий, – Божественное семя, которое, когда возрастает, износит благоухание Духа, – духовная сила, которая, когда действует, привлекает в душу новые силы. Посмотрим на христианина, сохраняющего и возгревающего дар веры и любви: дух веры становится в нем духом премудрости, открывающей доброе и лукавое. Когда идет он путем скорбей и болезней, гонений и мучений; то дух любви бывает в нем духом терпения и упования. Когда борется он со врагами домашними и с духами злобы поднебесными; то Дух Святой облекает его во всеоружие Божие, облекает истиною, правдою, верою, надеждою спасения, и дает ему меч духовный, иже есть глагол Божий. Когда изнемогает под бременем креста Господня, совершает в нем Свою силу; когда падает, возбуждает в нем слезы раскаяния, услаждая душу неизглаголанными воздыханиями, коими сам о нем ходатайствует. Таким образом, христианин, восходя Духом Святым от силы в силу, наконец входит в славу чад Божиих.
Вот как, благ. слуш., дар веры и любви при непрерывном действии Святого Духа, рождает от себя другие новые, как одни добродетели происходят от других, связуются и питаются взаимно, возрастают и умножаются, под осенением Духа Святого, потребляющего в нас ветхого человека и восставляющего в нас человека нового, созданного в правде и преподобии истины (Еф. 4:24).
Кроме всеобщих даров Духа Святого, есть чрезвычайные, которые один из исполненных ими называет явлением Духа. Дух Святой дает иному пророчество, другому рассуждение духовом, иному роди языков, другому сказания языков, иному же дарование исцелений, другому дарование сил (1Кор. 12:8–10), – но все разделяет Он на пользу нашу: посылает пророков, дабы возвещали нам путь Господень, избирает Апостолов, дабы проповедывали мир и благодать Господа нашего Иисуса Христа: дает пастырей, дабы пасли стадо Божие и совершали Тайны Христовы, подвизая нас ко Иисусу Христу наставлением, руководством, примером, священнодействиями и молитвами; являет чудотворцев, дабы истребляли вольномыслие и заблуждение, вся действует Един и Тойжде Дух (1Кор. 12:11).
Но сколько таких действий Святого Духа, которых мы не примечаем даже в самих себе? Сколько таких даров благодати, которых не может постигнуть разум, а язык человеческий выразить? Путь благодати, которым она приходит к человеку, непроницаем, и способ, которым действует, непостижим. Ежели видимое действие Божие в природе столь таинственно и глубоко, что мы познаем только малейшую часть дел Его, то действие благодати, высочайшее и духовнейшее, не должно ли еще паче быть от нас сокрыто? Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси откуду приходит и камо идет, тако есть всяк человек, рожденный от Бога (Ин. 3:8). Мы не знаем, отчего в сию минуту, а не в другую, начинается действие Святого Духа, почему в нас, а не в других, таким, а не иным образом, но знаем только то, что производит; а именно: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22).
Хотя Дух Святой есть Действователь совершенно свободный и Раздаятель даров Всещедрый; впрочем Он не действует там, где управляет дух мира и плоти, и даров Своих не сообщает тем, которые о сем не просят. Нечестие и неправда и все дела плотские, каковы суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение суть преграда (Гал. 5:19–20), которою заграждаем дверь ко вшествию Духа Святого, суть средостение, разделяющее между нами и Богом. Дух премудрости Божией не входит в душу, наполненную мудростию века сего; Дух любви не посещает сердца, к любви нерасположенного; Дух мира устраняется шума страстей; Дух молитвы не сходит на воздыхающих о благах тленных; Дух силы и крепости отъемлется у тех, которые уповают на собственные силы и заслуги. Познаем, христиане, бедность свою и нищету, недостоинство и окаянство. Благодать Духа Святого как вообще, так и в частных своих дарах, дотоле в нас пребывает, доколе мы признаем, что Она сама в нас действует; но если мы забываем о ее действии, и начинаем думать, что мы сами действуем; тогда, судите сами, есть ли нужда обогащать нас дарами, когда мы ничего не требуем? Нет, христиане, Господь любит сокрушенных сердцем и смиренных духом! Очистим нечистоту внутренней храмины слезами раскаяния. Если добрые семена не посеваем в тернии, то тем более неистленное семя духовного рождения не может быть посеяно среди плевел греховных. Если для воды чистой избираем сосуды чистые, то тем более для воды живой должен быть сосуд очищен. Если для вещей, как называем, драгоценных, устраиваем твердые хранилища; то не более ли для даров неоцененных, вечных, Божественных, должны устроены быть ум и сердце, и утверждены в вере, любви и уповании. Дух Божий есть Дух святости и чистоты, Дух величия и славы; и не может обитать в храмине, наполненной беззакониями.
Молим и просим Отца Небесного, да даст нам Утешителя Духа. Молитва есть главнейшее и действительнейшее средство к освящению. Сам Иисус Христос повелевает: ищите, толцыте, просите, и обещает: елика аще просите во имя Мое, даст вам Отец Небесный. Но отчего наши моления и прошения не всегда исполняются? Оттого, как говорит Апостол, зане зле просим, да в сластех наших иждивем (Иак. 4:3). Мы молимся и думаем о насыщении плоти; просим себе даров небесных, и ищем благ земных; желаем жить со Христом, и не хотим расстаться с обычаями и благами мира. Нет, чтобы молитва была действительна и приятна Богу, для сего должно молиться о том, что сообразно с Его святою волею, – должно молиться с верою во Иисуса Христа и Упованием на ходатайство Его пред Отцем, молиться от всего сердца в духе и истине; – молиться непрестанно. Вот необходимые условия, от точного соблюдения которых зависит успех молитвы.
Таковы, благ. слуш., средства, которыми обретаем полноту даров духовных! Они происходят от Духа и руководствуют к Духу. Он Сам начинает в нас царствие Божие, продолжает и совершает.
Царю Небесный, Утешителю, душе истинный! Молим Тя сокрушенным сердцем и просим от всей души нашей: прииди и вселися в ны! прииди и спаси, Блаже, души наша. Аминь.
* * *
Произнесено в 1822 г.