Источник

§ 119. Св. Иларий Пиктавийский, Жизнь его.

Иларий епископ Пиктавийский (Pictaviensis) происходил от благородной фамилии и молодые годы свои посвящал изучению наук словесных224. Будучи язычником, он, как сам говорит, старался хранить чистоту совести, жить так, как требовала высшая свобода духа; искал Творца своего и увидел безобразие язычества; случайно стал читать книги Моисеевы и слова: Я есмь, Который Есмь, показали ему Бога истинного; чтение пророков утвердило его в сем познании, а чтение Евангелия Иоаннова возвысило дух его и навсегда покорило учению Господа Иисуса225: купель Крещения обновила дух его, и вместе с ним крестилась супруга его со дщерью Аброю226.

В 353 году, «по единодушному голосу народа» и против своего собственного желания, он избран в епископа Пиктавийского.

Когда в 355 гаду император Констанций лишил кафедры отцов Медиоланского Собора, не согласившихся осудить защитника Православия – св. Афанасия и подписать исповедание арианское227: св. Иларий писал в превосходном письме своем императору: «Мы просим не словами только, но слезами, чтобы Православные Церкви не были более подвергаемы жестоким притеснениям.... По свойственной тебе мудрости, ты можешь видеть, что не прилично и не должно насильственными мерами порабощать верующих тем, которые не перестают рассеивать семена ложного учения.... Если бы даже и в пользу истинной веры стали употреблять подобное нынешнему насилие: епископы, следуя евангельскому учению, и тогда воспротивились бы и сказали бы: Бог есть владыка вселенной, Он не требует невольной себе покорности. Ему неугодно вынужденное исповедание». И далее просил за; св. Афанасия228. Этого уже довольно было, чтобы вооружить ариан против Илария: но в 356 г. на Соборе в Бетеррах (в Лангедоке) св. Иларий с твердостью восстал против открытых ариан, особенно против Сатурнина Арелатского епископа. Император, услышав о том, приказал Юлиану, управлявшему тогда Галлией, послать Илария и Родания Тулузского в заточение во Фригию229; св. Иларий повиновался; но паства его не приняла к себе другого пастыря, и защитник Православия продолжал управлять ею чрез пресвитеров. Около четырех лет пробыл св. Иларий во Фригии, и это время употребил на защиту Православия; в заточении писаны им 12 книг о Св. Троице230; а вслед за тем, в ответ на вопрос епископов Галлии, писал он о Соборах или о вере Православных231. Из заточения же писал в письме нежное убеждение своей дочери Абре – сохранить сердце свое для жениха Христа Господа, и послушная дочь исполнила волю любящего отца232. В 359 г. префект отправил его на Собор Селевкийский; здесь Иларий защищал Западных епископов от обвинений в савелианизме и представлял свое сочинение о Св. Троице; полуариане не хотели вполне принять Никейского исповедания веры, и св. Иларий отправился в Константинополь, где в 360 г. составился Собор полных ариан. Здесь он описал деяния ариан на Ариминском и Селевкийском Соборах, – предоставляя судить каждому, кто таковы ариане233. Императору предоставил он второе свое письмо, где, предлагая вступить в открытое прение с арианствовавшими епископами, показывал, до каких нелепых несообразностей с самими собою и с Св. Евангелием доходят поборники Ария: «Вот стала вера верою более времен, чем Евангелия; или лучше столько ныне вер, сколько желаний.... Когда спорят о словах, спрашивают о новостях, жалуются на писателей, сражаются из-за наук, затрудняются в согласии, один для другого начинают быть анафемою: где же Христовы? Каждый год, каждый месяц составляем верование о Боге, раскаиваемся в определениях и анафематствуем то, что защищали»....234. ариане увидели, что для них выгоднее, чтобы Иларий был на Западе, чем на Востоке и близ двора, и св. Иларий отправился в Галлию, по выражению Иеронима235, как торжествующий боец с арены.

На пути в Галлию утверждал он Православие в Иллирии и Италии; между тем Констанций (к 361 г.) умер; по возвращении в Галлию первым делом св. Илария было составить Собор в защиту Православия; за одним следовало несколько других с тою же целью; арианствовавшие епископы были низложены, верование очищено, благочиние восстановлено; покой общий водворен. Историк Сульпиций Север говорит, что одному св. Иларию Галлия одолжена была тем счастьем, что ересь Ария изгнана была из нее236. В это время писал он сочинение против Констанция, который наделал столько зла Церкви и империи237.

Когда весною 364 г. император Валентиниан прибыл в Медиолан, св. Иларий явился в Италию, чтобы избавить ее от хитрого арианина, Медиоланского епископа Авксентия; потребовано открытое объяснение от Авксентия; Авксентий употребил всю ловкость изворотливого ума, чтобы скрыть свой подлинный образ мыслей, но доведен был Иларием до того, что исповедал на словах единосущие Сына Божия со Отцом: это однако были только слова; св. Иларий и не обманулся и не хотел, чтобы император был в обмане; но император остался при своих мыслях об Авксентии; св. Иларий принужден был оставить Медиолан и в книге против Авксентия изобразил Авксентия и веру истинную в предостережение верных; следствием того было, что Авксентия выгнали из Медиолана. В это время писал св. Иларий толкование на Псалмы.

В 368 г.238 знаменитый учитель Церквей239, труба латинская против ариан240, скончался мирно241.

* * *

224

Иероним. De vir. illustr. 100. Praef. ad 2 libr. comm. in Ep. ad Galatos. Фортунат (VI века) in Vita S. Hilarii.

225

De Trinit. 1. § 1–10.

226

Фортунат в Жизни Илария. Libr. 1. § 5.

227

См. об Афанасии.

228

Lib. 1. ad Constantium.

229

Сульпиций Север. Histor. s. 1. 41–42. Иероним De vir. illustr. 100.

230

Св. Иларий: Lib. 10. § 4. Loquaemur exules per hos libros et sermo Dei, qui vinciri non potest, liber excurret. Иероним: ... de Synodo Biterensi Phrygiam relegatus, duodecim libros adversus arianos confecit. De vir. illustr. 100. Сл. Rufini Н. E. 10. c. 31.

231

S. Hilarius de Synodis § 8. 9. 27.

232

Фортунат in Vita S. Hilarii lib. 1. § 3. 6. 13.

233

Иероним De vir. illustr. § 200. S. Hilarii historia syn. arimen

234

Lib. 2. ad Constantium p. 1227–1228.

235

Dialog, adv. Lucifer. § 19. У Севера Hist. S. 1. 2. с. 45. Фортунат § 8.

236

Hist. S. 2. 42.

237

Иероним De vir. illustr. § 100.

238

Сульпиций Север H. S. 2, 45.

239

Августин de Trinit. lib. 2. 8. § 26. 28. lib. 6. 10. § 11. cont Julianum lib. 1. с. 3. § 9.

240

Фортунат de vita S. Hilarii lib. 1. § 3–5. Иероним Adv. Rufin lib. 2. § 19. Epist. 34. ad Marcel. § 3. Epist. 49. ad Paulinum. p. 567. Ep. 83 ad Magnum.

241

Память его в Римской Церкви 14 января. В нынешних минеях и месяцесловах Греческой Церкви нет его имени, хотя святость жизни его несомненна и оправдана чудесами. См. Григория Typ. de gloria confes, с. 2., Алкуина de S. Willibrando; Созомен: «Мы узнали, что в той стране был тогда Иларий, муж божественный и по жизни, и по учению» (5. 43). Кассиан (de іnс. 7. 17. 18. 24): «Иларий – муж, украшенный всеми добродетелями и доблестями, знаменитый и в жизни, и по красноречию, учитель церквей и священник, возвысившийся не только своими заслугами, но и успехом других, непоколебима среди бури гонений, за твердость непобедимой веры получивший имя Исповедника.» Иероним (Ер. 6 ad Florentium; Ep. 13 ad Pauilnum называет его святым; Августин (Kb. 1 cont. Julianum c. 3) – блаженнейшим и говорит: «Catholicus loquitur, insignis ecclesiarum doctor loquitur, Hilarius loquitur».


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle