Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина
Ныне воссиял светлый и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа: возрадуемся и возвеселимся в онь. Христос нисшел, и сокрылось нижнее, – Христос восшел, и прояснилось вышнее. Христос во гробе, – пусть клевещут стражи; Христос во аде, – да приимут Посетителя усопшие; Христос на небе, – да веруют все народы. Тот же да дает нам и слово, Кто подает нам спасение. И подлинно, о ком мы будем говорить к вам, как не о Том, Кто теперь говорил всем нам в Евангелии?..
Готовясь взойти к Отцу, Он (Спаситель) сказал ученикам Своим: сия глаголах вам в вас сый: Утешитель же Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, яко Аз рех вам: иду ко Отцу (Ин. 14:25–28). Когда (Господь) сказал, что Он восходит к Отцу, апостолы опечалились, поскольку (Спаситель) оставлял их телесным образом. И рек им Господь: яко сия глаголах вам, скорби исполнись сердца ваша (Ин. 16:6). Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех, иду ко Отцу: яко Отец Мой болий Мене есть (Ин. 14:28). Господь как бы так говорил: «я отъемлю от очей ваших сей образ раба, в отношении к которому Отец болий Мене есть, для того, чтобы, по удалениии от плотских очей образа рабия, вы могли видеть Господа духовно». Таким образом, имея в виду истинный образ раба, какой восприял, Господь истину сказал: Отец болий Мене есть (ибо Бог, конечно, более человека); а имея в виду истинный образ Божий, в котором пребывает всегда с Отцом, истину же сказал: Аз и Отец едино есма.
Итак, Он (Спаситель) восшел к Отцу по человечеству, но пребывал всегда в Отце по Божеству, ибо, пришедши к нам во плоти, Он не отшел от Отца. Взошло, – говорю, – к Отцу Слово, Которое стало плотью, чтобы вселиться в нас, и обещало Свое присутствие: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20). Имея в виду образ Божий, говорит о Нем св. апостол Иоанн: сей есть истинный Бог и Живот вечный (1Ин. 5:20). Имея в виду образ Божий, говорит о Нем и св. апостол Павел: Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2:6, 7). Имея в виду образ Божий, говорит Господь Сам о Себе: Аз и Отец едино есма (Ин. 10: 30), а по свойству образа рабия говорит: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26: 38). Отчего та уверенность и эта боязнь? Первое слово происходит от Божественного существа, второе – от восприятой природы немощной. Будем же, возлюбленные, соблюдая благоразумие в изъяснении Св. Писания, делать такое различение при чтении; а чтобы не погрешать нам при различении, будем просить разумения у Самого Господа, Коему честь и слава во веки веков. Аминь84.
* * *
Bibliot. Patr. Concionator, tom. IV, p. 414; сравн. Воскресн. XVII (1853–54) г., стр. 51–52.