193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов
Читая Ваше письмо, и видя, что душа Ваша наполнена самого горького смущенья, не видя себе ни отрады, ни покою; но ничего не упомянули, какого рода случилось с Вами столь сильное искушение, что не могло перо написать того, что чувствовала Ваша душа? Посему и отвечать на немое объяснение было мне неудобно. Недавно читал я в книге у св. Исаака Сирина, в 36-м слове, где сказано: «не благоволит Бог, чтобы возлюбленные Его покоились в жизни сей, но восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в трудах, в скудости, в одиночестве, в болезни, в удалении от сродников, в печальных мыслях и проч. Поскольку Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно угодить Ему и пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и услаждение оным». А если случилось Вам искушение противу Евангельской Матери своей, то и я скажу, что это самое тяжкое искушение, которого тяжелее не может быть ничего! Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении. Когда бы Вы научились в лице Евангельской Матери своей зреть лицо Христово, тогда бы Вы благоговели в ней, любили ее и повиновались во всем; а без этого чувствования, Вы бегаете к ней, нисколько не размыслив, вовремя ли идете? Не почивает ли матушка? Не молится ли? Не читает ли? Не занимается ли каким нужным обительским делом? И если матушка скажет Вам: приди, душенька, после, мне теперь никогда с тобою говорить! – Вы нахмурившись уходите недовольною в свою келью, в которой беретесь за перо и бумагу, и пишете страницы две или три объяснений разных, в ропотном духе и в недовольном, на разные разности, и просите матушку все это прочитать и успокоить Вас. Каковое объяснение Ваше похоже на дерзость, а не на смирение Христово; и если оно будет всегда продолжаться так, то душа Ваша никогда покойна быть не может, и Вы живя в тихом пристанище, как будто среди пучины морской, будете обуреваться всегда и захлебываться от слез. От чего да сохранит Вас Господь Бог, и да поможет Вам положити начало благое. А наипаче всего даруй Вам, Господи, усердное тщание к приобретению истинного смирения, которое бывает не на словах, а в сердце; и приобретается оно непрестанным памятованием своих прегрешений и недостоинства, – и ни во что не вмешиваться. По слову св. Исаака Сирина: «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели необходимо, которое и без добрых дел представит Богу, а без него и все дела наши напрасны. В смиренном человеке никогда не бывает поспешности, торопливости, легкомыслия и смущения, но во всякое время пребывает он в тишине и в покое». А посему, если хощеши видети дни свои благи, то возлюби святое смирение от всей твоей души, и почиеши о Господе.
6 сентября 1855 г.