Святая Пульхерия избирает невесту царю, своему брату
Когда греческому императору Феодосию Второму исполнилось двадцать лет, то святая Пульхерия, как старшая сестра и со правительница, почла за первую должность избрать ему супругу, достойную царского сана.
Но так как она не поставляла богатство и знатность рода в числе достоинств, то и не могла долгое время через супружество составить счастье царю, своему брату.
Наконец непредвидимый случай удовлетворил желанье сердца её. В Царьград приехала девица, именем Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, прекрасная, разумная и кроткая. Причина её приезда в столицу была довольно примечательна: отец Афинаиды, умирая, разделил все наследство сыновьям, ничего не отказал своей дочери, кроме нескольких злат ниц; и когда родственники спрашивали его, зачем без всего оставляет дочь свою, он сказал только: «Довольно для неё красоты и разума», и с сим словом скончался. Афинаидины братья были столь жестокосерды, что не хотели нарушить духовную отца своего. Растерзанная горестью девица уважала память родителя, но не могла простить столь непонятного равнодушия братьев; она решилась искать правосудия у престола и принесла жалобу святой Пульхерии.
Невежда повсюду гоняется за счастьем и не может достигнуть его; мудрый, не думая о том, с помощью Неба делается благополучен. Царевна, увидев красоту Афинаиды, её разум и невинность сердца, вознамерилась эту сироту-девицу, лишенную части в своем достоянии, сделать участницею трона, и, так как Афинаида была язычница, то она просветила ее крещением, сама была матерью при крещении и вскоре сочетала с царем, своим братом.
Как заблуждаются люди в важнейшем случае жизни – при выборе супруги! Один ищет богатства, другой – красоты, третий – благородства. Но сколь редко имеют в предмете разум и сердце! Возьмем в пример святую Пульхерию и не будем суетны в выборе подруги, которая должна решить счастье или несчастье наше на всю жизнь.
(Из «Училища благочестия».)