Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина
Господь Иисус, Единородный Отцу, совечный Родителю, равно невидимый, равно неизменяемый, равно всемогущий, равно Бог, для нас (как вы знаете, как вы приняли и содержите) соделался человеком, прияв образ человеческий, не оставив Божественного, – Могущий сокрылся, немощный явился. Он родился, как вам известно, да мы возродимся, – и умер, да мы не умираем во веки, но вскоре, то есть, в третий день воскрес, и нам обещал под конец воскресение плоти. Он представил Себя очам учеников, да видят, и рукам их, да осязают, уверяя их в том, чем соделался, – не отъемля того, чем всегда был. С ними (апостолами) Он обращался (как вы слышали) в продолжение четыредесяти дней, входя и исходя, прнимая пищу (но уже не по нужде, а по одной власти) и являя истинность Своей плоти, им известной, – знаки Своей болезни крестной и воссиявшей от гроба жизни бессмертной. Наконец, в настоящий день, четыредесятый по Своем воскресении, Господь вознесся на небо. Мы не видели этого, но да веруем. Те, кто видел, проповедали и проповедью исполнили вселенную. Вам известны те, кто видел и нам возвестил: это – те, о ком предсказано: не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:4, 5). Таким образом, и к нам они достигли, и нас от сна воздвигли. Се празднуется настоящий день во всей вселенной.
Припомните Псалом. Кому сказано: вознесися на небеса, Боже (Пс. 107:6)? Кому сказано? Ужели Богу Отцу говорится: вознесися, когда Он никогда не унижался? «Вознесися, – говорит, – Ты, Который заключен был во чреве Матери, – Ты, создавшийся в Той, Которую создал, – Ты, лежавший в яслях, и как младенец сосавший сосцы, – Ты, носящий мир, но бывший носимым Матерью, – Ты, Коего старец Симеон увидел малость, а восхвалил величие, – Коего вдовица Анна видела сосущего, а познала всемогущего, – Ты, Который алкал ради нас, жаждал ради нас, утруждался в пути ради нас (ужели алчет Хлеб, жаждет Источник, утруждается Путь?), – Ты все это претерпевший ради нас, – Который и спал, но не дремлешь, храня Израиля, – Ты, наконец, Кого предал Иуда, Кого купили иудеи, но себе не усвоили, – Ты взятый, связанный, подвергнутый бичеванию, венчанный тернием, повешенный на дереве, прободенный копием, умерший, погребенный, – Ты вознесися на небеса, Боже! Вознесися, – говорит, – вознесися на небеса: ибо Ты – Бог. Сиди на небе Ты, висевший на древе. Тебя, Коего жданного осудили, мы ожидаем, как Судию грядущего». Как мы веруем этому, если не по действию Того, Кто воздвизает от земли нища, и от гноища возвышает убога (Пс. 112:7)? Он Сам воздвигает убогую плоть Свою и посаждает ее с князьями людей Своих, – с князьями, с которыми будет судить живых и мертвых. С теми посадил Свою убогую плоть, кому глаголет: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома (Мф. 19:28).
Вознесися убо на небеса, Боже. И это уже совершилось, это исполнилось. Но мы говорим: «как предсказано было будущее: вознесися на небеса, Боже»? Мы не видели этого, однако же веруем, – веруем: ибо перед очами нашими то, что следует за этим: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Пусть не верит первому тот, кто не видит последнего. В самом деле, что значит: и по всей земли слава Твоя? – То, что по всей земле – Церковь Твоя; по всей земле – супружница Твоя; по всей земле – невеста Твоя, возлюбленная Твоя, голубица Твоя, ближняя Твоя. Она есть слава Твоя. Муж убо, – говорит Апостол, – не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть (1Кор. 11:7). Если жена – слава мужу, то Церковь – слава Христу. Аминь88.
* * *
В сокращении. В собраниии слов 262–е. Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p.p. 419–420; ср. Воскресн. Чтен. IX (1845–46) г., 42–44 стр.