Слово в день Вознесения Господня. Блаженного Августина
Возлюбленные братие! Кто достойно произнесет слово временное о Слове вечном? Наше ничтожество довольно ли восхвалить Его величие? Да хвалят небеса, да хвалят Силы, да хвалят Власти горные, да хвалят светила небесные, да хвалят звезды, да хвалит, сколько может, и земля, не для того, чтоб восхвалить достойно, а для того, чтобы не осуждать себя за неблагодарность. Кто объяснит, кто изречет, кто даже уразумеет Того, Который досязает от конца даже до конца крепко, и управляет вся благо (Прем. 8:1), как Он возрадуется тещи путь, как от края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе (Пс. 18:6, 7)? Если Он досязает всюду, то откуда исходит? Если Он досязает всюду, куда идет? Пространством Он не распространяется, временем не изменяется, не имеет ни входа, ни исхода; но, пребывая сам в Себе, объемлет все весь. Какое пространство не имеет Всемогущего, какое не содержит Неизмеримого, какое не воспринимает Грядущего? Если судить по слову, то мы ничего не сказали. Но, чтобы научить смиренных нечто сказать о Нем, Господь смирил Себе, зрак раба приим (Флп. 2: 7, 8). В сем зраке Он сошел; в сем зраке, по словам Евангелия, преспеваше премудростью (Лк. 2:52), в сем зраке страдал, крепко подвизался, умер, побёдил смерть и воскрес; в сем зраке возвратился на небо Тот, Кто никогда не отступал от неба. Благословен убо на тверди небесной Он, бывший, по Апостолу, за нас клятвою (Гал. 3:13, 14), да в языцех благословенье Авраамле будет. – Возрадовася яко исполин (Пс. 18:6). Какой это исполин? – Тот, Который победил смерть. Какой исполин? – Кто сокрушил врата ада, нисшел и вознесся, Кто есть Царь славы, для Коего сказано неким князьям: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная (Пс. 23:7). Возьмитеся: Он велик; возьмитеся: вы тесны, не вместите Его. Возьмитеся, да внидет Царь славы. Но они ужасаются: кто есть сей Царь славы? Он не познается. Не только Бог Он, но и человек; не только человек, но и Бог? Он страждет: точно ли Он – Бог? Он воскресает: точно ли человек? И Бог – Он и человек: ибо истинно страждет, и истинно воскресает. В одном и том же псалме это дважды говорится. Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Повторение сего после тех же слов кажется излишним и ненужным. Но приметьте конец повторения сих слов, – уразумейте, для чего они сказаны дважды. Ему, один раз всеприкасающему и один раз возносящемуся, отверзаются двоякие врата – ада и неба. Бог является во аде! Человек воспринимается небом! И при том и другом случае, в том и другом месте ужасаются князи. Кто есть сей Царь славы? Внимай, что ответствуется тем и другим. Одним на вопрос их говорится: Господь крепок и силен, Господь силен в брани. В какой брани? – в той, в которой подвергается смерти за смертных, – страждет один за всех, всемогущий не противится, но умирающий побеждает. Велик убо сей Царь славы, велик и для сил адских. Но тоже повторяется и Властям небесным: возьмите врата князи ваша, возьмитеся врата вечная. Ужели нет там врат вечных, когда Петр получил от них ключи? Но так как Возносящийся возносит с Собой человека, то говорится о Нем, как о неузнанном: кто есть сей Царь славы? А пoелику здесь Он является уже не как воитель, но как победитель; поскольку Он не сражается, а торжествует: то и ответствуется не: Господь силен в брани, но – Господь сил, Той есть Царь славы. Аминь89.
* * *
См. Воскресн. Чтен. XII (1848–49) г., стр. 53–54.