Источник

Глава 7

Мих.7:1. У, люте мне, понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок во объимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная вожделе душа моя.

Уподобился я, говорит к Пророк, подбирающим ускользнувшие из рук у жнецов колосья, или отыскивающим малые кисти, оставленные собиравшими виноград; потому что не нашел я ни одного грозда благопокорности, хотя и крайне желал найти что-либо вожделенное и годное для начатков. Ибо сие выразил словами: «еже ясти первоплодная вожделе душа моя». Пoелику первородные приносимы были Богу; то справедливо достойное любви нарек первоплодным. И сие иносказательное выражение желая привести в ясность, Пророк присовокупил:

Мих.7:2. У, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть.

Потом перечисляет грехи, и говорит: судящие произносить на невинных несправедливый приговор, и отваживаются на беззаконные убийства: а прочие, каждый желая большего, присваивают принадлежащее соседу. Кто поставлен судить по законам, тот по жадности к взяткам не ждет, когда принесут ему, но сам просит дара.

Мих.7:3. Князь просит, и судия мирная словеса глагола; желание души его есть:

Ибо, взяв дар с обидчиков, обещает им желанную победу. Посему говорит Бог у Пророка:

и отъиму благая их

Мих.7:4. яко моль поядаяй, и ходяй по правилам в день стражбы.

Подобно моли, которая пролагает себе путь внутрь дерева, и все повреждает зубами своими, и тебя истребит приговор, произнесенный на тебя в день наказания. Ибо наказание назвал Пророк «стражбою», то есть, Божиим в день сей пришествием. Потом, подобно человеколюбивому Отцу со слезами наказывающему, продолжает:

У, люте! у, люте! отмщения твоя приспеша, ныне будут плачы их.

Когда будет это, говорит Пророк; друг не защитит друга, царь не позаботится о подданных, супруга не приложит попечения о муже: но каждый заботиться будет о собственном спасении, высматривая, где найти убежище от бедствий; даже сын не окажет должной чести отцу, дочь не воздаст почтения матери, невестка не порадеет о свекрови; все сделаются далекими между собою, не обратят и внимания друг на друга, едва позаботятся промышлять и о собственном спасении. В таком будут они состоянии.

Мих.7:7. Аз же ко Господеви воззрю, потерплю Бога Спаса моего,

И показывая, какой плод терпения, продолжает:

услышит мя Бог мой.

Так ясно показав пользу от упования на Бога, Пророк приемлет на себя лице Иерусалима, и обращаете речь к Идумеи, всегда враждебной и неприязненной Иерусалиму.

Мих.7:8. Не радуйся о мне враждебница моя, яко падох, и востану,

пользуясь Божиим о мне попечением; потому что Бог и пребывающему во тьме ниспошлет луч света Своего. Ныне же:

Мих.7:9. Гнев Господень стерплю, яко согреших Ему,

Взирая на тяжесть греха, познаю справедливость наказания. Впрочем ожидаю правдивого суда на ополчившихся против меня. Ибо, если за прегрешения свои терплю я наказание, то и они рассудили о мне несправедливо. Этот смысл имеют следущие слова:

дондеже оправдит прю мою: и сотворит суд, мой, и изведет мя на свет, и узрю правду Его.

Справедливо осужден я Богом, а в отношении к ним во многом правда на моей стороне. Почему и ожидаю Божия приговора, и когда увижу, что приговор сей произнесен, тогда освобожусь от их рабства.

Мих.7:10. И узрит враждебница моя, и облечется в студ, глаголющая ко мне: где есть Бог твой?

Не только она увидит благоденствие мое и силу Бога моего, против Которого напрягала язык, но и я увижу злосчастие её.

Очи мои воззрят на ню, ныне будет в попрание аки кал на путех.

Мих.7:11–12. День глаждения плинфа, изглаждение твое день оный, и сотрет законы твоя в день оный. И гради твои приидут на облежение3 и в разделение Ассирийско.

Как глина, приготовляемая для смазывания и сглаживания плинф, будучи выброшена за дверь, попирается всеми мимоходящими, и от того глыбы её растираются, сколько нужно: так и ты для всех будешь доступна и всеми удобоуловима, все живущие окрест станут разорять и попирать тебя. Тогда и противозаконные законы твои примут конец, и города будут в осаде (сие и назвал Пророк, «облежением») и множество жителей, которых разделят между собою враги, принуждены будут рабствовать. А пoелику бедствиям Иудеев радовались и другие соседние города: то Пророк, по необходимости, упоминает о Тире, о Сирии, и о других городах опустошенных Вавилонянами и Ассириянами; сказует же, и какие эото именно города, обозначая сие пределами их, ибо говорит:

и от моря даже до моря: и от горы далее до горы,

то есть, преданы будут врагам все находящееся в середине города от моря черного, которое к востоку, до моря западного, и от горы Идумейской до Ливана. Ибо сие присовокупил, сказав:

дние воды и молвы.

Ибо, подобно воде несущейся с шумом, нападет многочисленное оное воинство, и землю приведет в запустение, а жителей предаст убиению и рабству. И показывая причину сего, Пророк говорит:

Мих.7:13. От плодов начинаний их.

Так предсказав, что будет с сопредельными народами, народу Божию предвозвещает мир по возвращении из плена.

Мих.7:14. Паси люди твоя жезлом колена твоего, овцы наследия твоего,

И пoелику людей иносказательно назвал овцами; то продолжил иносказание.

вселяющиеся едины в дубраве

то есть народ, отлученный от всех народов, и имеющий свою особенную пажить. А сими словами: «жезлом колена твоего» означает Пророк колено Иудино; потому что но возвращение оно управляло прочими, и разделения но коленам уже не было. Потом показывая, что всею тою землею, которою владели прежде пленения, будут владеть по возвращении, Пророк присовокупил:

среде Кармила, попасут Васанитиду и Галаадитиду, по днем века.

Мих.7:15. И по днем исхода твоего из Египта узрите чудесная.

В каких пределах даровал Я вам страну, когда вышли вы из Египта, в таких же дам, когда возвратитесь из Вавилона, поражая чудотворениями покушающихся нападать на вас. И исполнятся стыда народы, видя сие и усматривая немощь собственной своей силы.

Мих.7:16–17. Узрят язы́цы и усрамятся от всея крепости своея, руце возложат на уста своя, и уши их оглохнут, полижут персть яко змиеве плежуще по земли, смятутся во облежении своем: о Господе Бозе нашем ужаснутся, и убоятся от Тебе.

Видя внезапную благоуспешность твою, и Мною подаваемую тебе помощь, не осмелятся и слова противного выговорить тебе: но, подобно извивающимся змеям, припадут к земле, не отваживаясь ни сделать, ни сказать что-либо. Возбудив себя сими словами, в изумлении пред Божием человеколюбием, Пророк воззвал:

Мих.7:18. Кто Бог, якоже Ты: отъемляй беззакония, и оставляяй нечестия останком наследия Своего?

Водясь неизреченною благостью, которую не в состоянии изобразить никакое слово, не подвергаешь Ты, Владыка, изысканию, какого люди достойны за грехи свои, но как скоро, наказав, видишь хотя малое покаяние, не взираешь на проступки, забвению предаешь нечестивые дела их, как и ныне поступил Ты с народом Твоим.

И не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть.

Сие подобно тому, что сказано блаженным Давидом: «не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по грехом нашим сотворил есть нам, ниже по беззаконием нашими воздал есть нам» (Пс.102:9, 10). Посему и богомудрый Михей взывает, что не сохранил на долго гнева Своего в обличение и свидетельство о беззаконии народа, но, водясь милостью, отвратит гнев Свой.

Мих.7:19. Обратит, и ущедрит ны, и погрузит грехи наша.

Подобно сему и Сам Бог всяческих взывает устами Пророка Исаии: Аз есмь, Аз есмь сам заглаждаяй беззакония твоя, и неправд твоих не помяну (Ис.43:25). То и необычайно, что не только отпускает грехи, но и из памяти извергает, и забвению предает, как бы в бездну какую погружая. Ибо сие выражая, блаженный Михей сказал: "погрузит грехи наша, и в глубины морския ввержены будут вся грехи наша». Ибо, как брошенное в глубину моря навсегда исчезло: так, говорит Пророк, и грехи наши предаст конечному забвению ради заветов с предками нашими. И объясняя это, присовокупил он:

Мих.7:20. Даст истину Иакову, милость Аврааму, якоже клялся еси отцем нашим во дни первыя.

Так и блаженный Давид сказует: «помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов: еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен» (Пс.104:8, 10).

Итак их грехи вверг Владыка в глубину моря: а наши грехи изглаждает в священной и божественной купели, по слову божественного Апостола, прообразованной Чермным морем (1Кор. 10:2), по перехождении чрез которое народ Божий освободился от рабства египетского. Согласно с сим прообразованием, и мы, святою купелью освобожденные от мучительства дьявольского, позаботимся о собственному своем спасении, непрестанно песнословя Благодетеля, последуя законам Его и шествуя стезею проложенною святыми, чтобы вместе с ними достигнуть благого конца пути сего, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

* * *

3

У блаженного Феодорита вместо εις ὀμαλιομὸν (поравнение, читается ἐις ουγκλειομὸν). Сие же слово употреблено у Пророка ниже в ст. 17-й.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Михея. 413-452 с.

Комментарии для сайта Cackle