Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина
Прославление Господа нашего Иисуса Христа совершилось воскресением Его и вознесением. Воскресение мы праздновали в первый день Пасхи; вознесение празднуем ныне. Торжество для нас – тот и другой день. Он (Христос) воскрес, да явит нам пример воскресения, – вознесся, да покровительствует нам свыше. Итак, тот же Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Который висел на древе, ныне сидит на небе. Висев на древе, Он уплатил нашу цену, а сидя на небе, собирает купленное Им. Когда же соберет всех, в продолжение времен соберет: тогда Он придет в конце времен, и, как писано, Бог яве приидет (Пс. 49:3), – приидет яве, а не сокровенно, как приходил прежде. Ему надлежало прийти сокровенным, чтобы быть судимым; но Он приидет явным, чтобы судить. Ибо, если бы Он пришел явным прежде, то кто смел бы судить Его? Аше бо быша разумели, – говорит апостол Павел, – не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8). А если бы Он не был умерщвлен, то не умерла бы смерть. Диавол побежден своей победой: он торжествовал, когда, обольстив первого человека, убил его, а умертвив второго Адама, потерял пленника своего – первого. Таким образом, Господь наш Иисус Христос одержал победу, когда воскрес и вознесся на небо, – и исполнилось то, что слышали мы: победил есть Лев, иже сый от колена Иудова (Откр. 5:5). Тот же назван Львом, Кто, как агнец, был умерщвлен. Он – Лев по силе, а Агнец по невинности; Лев, как непобедимый, Агнец, как смиренный. И вот, Агнец умерщвленный победил Своей смертию льва, который ходил иский кого поглотити (1Пет. 5:8), то есть, диавола, который называется львом не по силе, а по лютости. Ходит диавол, – говорит ал. Петр, – яко лев рыкая, иский кого поглотити, – и кто не достался бы зубам льва сего, если б не победил Лев, иже от колена Иудова? Против льва – Лев, против волка – Агнец. Диавол торжествовал, когда Христос умер; но самой смертию Христовой побежден диавол: он, как бы в западне, уловлен пищей. Он радовался о смерти, как начальник смерти; но, о чем радовался, тем и уловлен был. Западня диаволу – крест Господень; пища, уловившая диавола, – смерть Господня. И теперь воскрес Господь наш Иисус Христос. Где теперь – смерть, висевшая на древе? Где – ругательства иудеев? Где – высокомерие и превозношение тех, кто покивали главами у креста и говорили: аще сын еси Божий, сниди со креста (Мф. 27:40)? Господь сделал более, нежели сколько они, ругаясь, требовали: ибо воскреснуть от гроба значит более, нежели сойти с древа.
Сколь же велика слава в том, что Христос вознесся на небо и сидит одесную Отца? Но сего мы не видим очами, как не видели Его и висящего на древе. Все это мы содержим верой, видим очами сердца. Ибо ныне, братья, Господь наш Иисус Христос вознесся на небо; да вознесется с Ним и наше сердце. Послушаем слова Апостола: аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1, 2). Как Он, вознесшись, не отступил от нас, так и мы уже там с Ним, хотя еще не совершилось в теле нашем то, что обещается нам. Он уже вознесен превыше небес. И нам не должно терять надежды взойти в совершенное жилище небесное, ангельское, хотя и сказано: никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий сый на небеси (Ин. 3:13). Это сказано по причине того единства, по которому Господь есть наша Глава, а мы – Его тело. Поэтому, когда Он вознесся на небо, мы не отлучились от Него. Сошедший с небес, не отказывает и нам в небе, но еще как бы взывает: «будьте Моими членами, если хотите вознестись на небо». Итак, будем утверждать себя в этом соединении, всей силой души возлюбим его. Станем помышлять в жилищах дольних, что мы сопричисляемся к горним. Некогда мы совлечемся смертности тела; теперь же совлечемся ветхости духа. И тело, без труда, вознесется в мир горний, когда дух не будет гнетом, тяжестию беззаконий. Аминь90.
* * *
Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p.p. 413–414; ср. Воскресн. Чтен. XIII (1849–50) г., стр. 53–54.