Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

Благословен Бог! Естество созданное разделяется на небо и землю, но благодать, соединившая ныне разделение их, не позволяет мне видеть разделения. В самом деле, кто может сказать мне, что небо отличается от земных вещей, когда мой образ царствует и горе и долу?.. Впрочем, долу мы еще порабощены тлению и, изнывая во гробах, даем диаволу случай радоваться; когда же он взирает на небо, то отлагает радость, видя вверху корень, подающий воскресение мертвым внизу, – видя, что Преданный им на земле на крест, будучи облечен в наше тело, пребывает на небе. При виде этого диавол объемлется страхом, не разумея силы домостроительства. О, приобретение, родившееся для нас из утраты! Мы приобрели небо, потеряв рай. Низверженные до бездны адовой, мы после падения вознеслись на небо; уязвленные внутри рая, мы вне его нашли помощь врага; умерщвленные возле древа жизни, мы исцелились возле древа христоубийства; потерпевшие кораблекрушение в пристани, мы ожили в волнах моря.

Где – твое злодеяние, тиран? Тот крест, который ты воздвиг для Кормчего, был спасением для потонувшей природы и привел ее к пристаням небесным, освободив землю от скорби, в которую она (земля) была погружена прежде вознесения Господа, оплакивая свои тела. Ибо как небеса поведают славу Божию своим строением, прославляя премудрость (Создателя): также и земля плачет своими страданиями, как бы голосами, ибо для нее не было успокоения от несчастий. Она погребла уязвленного змием и, когда еще оплакивала его, постигает ее скорбь об Авеле; когда она оплакивала Авеля, то увидела другое убийство (совершенное) Ламехом (Быт. 4:23); когда оплакивала это убийство, происходит всемирный потоп (Быт. 7:23); затем она теряет своих детей в лице содомлян (Быт. 19:28); потом старится под другими несчастьями. Как начало утешения, земля приняла Бога рожденного от Девы: когда Он (Господь) явился, земля узрела обетованного Избавителя; у Его колыбели ангелы воспевали песни, Он повелевает адом, о Нем свидетельствует Отец, на Него нисходит в виде голубя Дух Святой; и можно было видеть дивное чудо – Господа, крещаемого по плоти в Иордане от раба. Однако же, слава обратилась в скорбь, когда земля узрела распятого Благодетеля, увидела умерщвленную радость, увидела лежащий во гробе источник веселия... Солнце почувствовало сострадание к несчастиьям земли, с ней стало скорбить небо и, сняв блестящую одежду, облеклось, как во вретище, во тьму.

Но вот земля, пораженная такими несчастьями, подавленная невыносимою скорбию, внезапно видит, что второй Адам, бесконечный Свет славы, Податель неотъемлемой и несказанной радости воссиял из ада, – видит, что Он начертывает скрижали бессмертия, благовествует ученикам, принимает поклонение как Господь, возносится на облаке от горы горе, со славой грядет по воздуху, сопровождается ангельскими чинами. Одни из них спешили возвестить привратникам небес о вхождении Всецаря Христа, другие со страхом неслись по обеим сторонам Его, третьи с гимнами ликовали перед лицом Его, иные славословили Его другими песнями; между тем Он проходил по эфирному чертогу: Творец небес, как по воздуху, шел по небу, принимая поклонение от каждого чина ангелов, и оставлял сзади благоговеющие воинства. Ученики самими очами своими видели, что Он восходит на небо – не яко (как бы) на небо, но на самое небо; и как взоры апостолов от земли были устремлены на небо, когда плоть (Христа) мало по малу возносилась вверх: так и бесплотные Силы на небесах с изумлением переносили взор от неба к небу, когда это телесное естество пред ними восходило все выше и выше, пока никогда не Отлучавшийся от Отца не был принят в недра Отча. Воспой же снова, земля, – воспой песнь вместо рыдания! То естество, о котором ты скорбела, вознесено на небо, – твое сродство переселилось на небеса. Посмотри на воздух, который теперь под ногами у Адама, – взгляни на небо, открытое для твоих (детей); если твой глаз не вмещает зрелища вхождения (Христова), то послушай, как ангелы возвещают Его возвращение. Сей, – говорят, – Иисус вознесыйся от вас на небо (и какая же польза для людей от взятия Иисуса, – от этого зрелища, которого уже никогда не увидят очи?... Да, – говорят ангелы, – ибо Он) такожде приидет, имже образом видесте Его, идуща на небо (Деян. 1:11). Итак, непреложно благое упование людей: они приобрели на небесах Царя сродника, Который опять со славой явится им.

Будем же, верующие во Христа, – будем с упованием молиться (утверждаясь на этом небесном уповании, мы и возвеселимся). Станем делать угодное Богу, доказывая, что мы благодарны за спасение. Как получившие благодеяние, исправим жизнь. Как сожители ангелов, отречемся от плотских похотей. Как храм Божий и члены освященного человечества, будем совершать святыню. Будем хранить мир с Богом, Который вместо казни даровал нам царство и удвоил слова Пророка. И подлинно, Пророк возопил: небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим (Пс. 113:24); ныне же (Господь) и землю дал человеком и небо небесе человеку. Посему Дух Святой и говорит через Пророка: вси язы́цы восплещите руками. Почему? – яко Господь Вышней, страшен, Царь велий во всей земли (Пс. 46:2). И опять: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6). Этим гласом были небесные Силы, которые взывали: свят, свят, свят, – тремя славословиями исповедуя единого Господа. Ему слава и держава со Святым Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки. Аминь91.

* * *

91

Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. LXV, col. 833–838.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle