Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Епифания Кипрского
Ныне прекращен плач смертных, и воссиял свет воскресения, свидетельствующий о крайней любви Божией к нам: ибо смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своеи смертию, представив в цену искупления за душу – душу Свою, за тело – тело Свое, и вообще за человека – человека, и за смерть – смерть. Какой праведник когда-либо умирал за неправедных, или отец за сына, или сын за отца? Но Господь сделал это за нас: Он не только создал нас во Адаме, а еще возродил духом в Своем страдании.
Итак, нечестивые иудеи умертвили своего Благодетеля, и воздали Ему за благодеяния злом, за радости – огорчением, за жизнь – смертию. Повесив на древе, они умертвили Того, Кто воскрешал мертвецов их, исцелял болящих. Подивитесь, все народы, неслыханной дерзости сего вероломного народа: они (иудеи) повесили Повесившего всю землю, пригвоздили ко кресту Утвердившего вселенную, осудили Измерившего небеса, связали Разрешающего грешников, – в жажде напоили оцтом Того, Кто напаяет людей правдою, и в пищу дали желчь Любящему правду, – пронзили руки и ноги Тому, Кто врачевал имевших из числа их сухие руки, – заставили смежить очи Того, Кто отверзал очи слепых, – погребли Того, Кто воскрешал их мертвецов. О, новое таинство и непостижимое чудо! Осужден Судия, связан Разрешивший узников, на крест возведен Утвердивший землю, повешен Повесивший вселенную, осужден Измеривший небеса, напоен желчью Животодавец, умер Творец жизни, погребен Возвративший жизнь умершим (потому что, когда Господь висел на древе, гробы и ад отверзлись, мертвые воскресли, и многие явились во Иерусалиме, где совершалась эта тайна Христова, – и хотя плоть Его была пригвождена ко Кресту, но попрала смерть).
Ангелы и Силы небесные, увидев страдание Христово, изумились и ужаснулись: тварь в ужасе и удивлении вопрошала: что́ бы такое обозначало это новое таинство? Судия осуждается, и молчит, – на Невидимого смотрят, и Он не скрывается, – схватывают Необъятного, и Он благодушно сносит, – Неизмеримый измеряется, и не противится, – Бесстрастный страдает и не воздает, – Бессмертный умирает, Живый на небесах предается погребению, и долготерпит? Какая цель этой необыкновенной тайны, как не спасение людей? Смерть немедля поверглась к ногам Иисусовым; ад пленен с торжеством, и все силы его отступили, лишь только услышали голос Христов. Ад отверзся, медные врата его стерлись, вереи железные сокрушились, и души святых востекли за Христом, лишь только Он воззвал к душам, связанным в сени смертной, чтобы они вышли, – лишь только возвестил им жизнь. Тогда-то исполнились слова Писания: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. (Пс. 106:16). В след за сим и земля возопила: «Господи! избавь меня от бед, освободи от гнева, разреши от клятвы, ради коих я принимала в недра свои кровь и тела человеческия, приняла даже и Твое Тело».
Господь воскрес в третий день, научая нас покланяться в Троице Единице. Во Христе спасены все народы: хотя один Он был судим, но спасено бесчисленное множество, пoелику Господь умер за всех. Для сего Он облекся во всего человека, проник в самую высоту небес, вознесся на высоту славы Своего царствования, принесши в дар Отцу не злато и сребро, не камни драгоценные, но человека, созданного по образу Его; а Отец, вознесши Его, посадил на престоле одесную Себе, доколе не положатся враги под ноги Его, ибо Он придет судить живых и мертвых, и царствию Его не будет конца: потому что Отцу и Сыну и Св. Духу слава принадлежит всегда, ныне и во веки веков. Аминь 18.
* * *
Epiphan. Constant., sive Salamin. in Cypr. episcop. Opera omnia. Parisiis, 1822 ann., tom. II, pag. 310–311; ср. Воскресн. Чтен. XIII (1849–50) г., 1–2 стр.