ПАСХА – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Ни «камень велий зело», который был привален к двери гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейского, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христа, ни воинская стража, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, – ничто не удержало во гробе Пречистого Тела Господа. О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется во Святом Евангелии. Первыми весть о Воскресении услышали святые жены-мироносицы. Ее возвестил Ангел, седящий у гроба Господня. Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого очень испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о Воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. После этого Господь явился Своей Пречистой Матери (как об этом повествуют церковно-богослужебные книги и Синаксарь на Святую Пасху) и Марии Магдалине, а потом и прочим женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, двум апостолам, шедшим в Эммаус, и «дверем затворенныем» (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе «страха ради иудейска».
В ряду подвижных Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников он есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник. «Праздников праздник» и «торжество из торжеств», как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Святой Григорий Богослов в своем слове 45 на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Такое название этот праздник получил по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, был назван от еврейского слова «песах» («проходить мимо») – для обозначения того события, которое имело место при исходе евреев из египетского рабства. Ангел Господень, губивший первенцев, видя кровь пасхального агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо них и оставлял неприкосновенными еврейских первенцев. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова, наименование Пасха в христианской Церкви получило особый смысл и стало обозначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в Священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную (песнь) поющия (Ему)»534; «Христос – наша Пасха, Пасха чистительная».
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершен Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человеческого рода. Воскресение явилось свидетельством и доказательством того, что Иисус Христос есть истинный Бог, наш Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер Своею плотию, но плоть Его была плотию Бога Слова, ипостасно соединенной с Ним во гробе. Христос воскресает, ибо смерть не могла держать в своей власти тело и душу Христа, находившихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, в единстве с Тем, Кто по природе Своего Божества есть «Воскресение и Жизнь».535
В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос после смерти сошел во ад – «яко восхотел», ниспровергнул смерть – «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род освободил от адовых уз и тления.
В Воскресении Господа Иисуса Христа открылось, что Он есть Истинный Сын Божий («воскрес яко Бог»), открылась слава Его Божества, находившаяся до этого под покровом уничиженного человеческого естества. Тело Воскресшего Иисуса Христа востало бессмертным и славным, чтобы жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Во Христе совершается великое и спасительное новотворческое действие: Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению. Сокрушив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия, Он воскрес как «начаток, первенец из мертвых» (Кол. 1,18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил воскресение всех, кто востанет из земли во всеобщий день воскресения, как колосья появляются из семян.
Воскресением завершается победа над грехом и его следствием – смертью: Ныне «празднуем смерти умерщвление, ада разрушение, иной жизни вечного начало»536. Ниспровергнута смерть, отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти537, расторгнуты «нерешимые» дотоле смертные узы ада538, мы избавлены от «адова мучительства»539. Смерть после Воскресения Христова уже не обладает «благочестно» жившими и умершими540, ибо Христос «предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении». Смерть! Ты более теперь не владычествуешь над людьми, ибо Владыка Христос разрушил Твою державу541.
Христос Воскрес и явился Победителем смерти. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает собирать свою жатву, как бы переплавляя сосуды нашей души и тела для их воссоздания в день воскресения в новом, обновленном виде. И поскольку плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно истлеть в смерти, чтобы дать жизнь колосу542. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. «Видите, видите, яко Аз семь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, в нетление от тли приемляй вся усопшия в надежди вечнаго воскресения»543. Воскресение Христа не было отменой смерти для душевно-телесной жизни, которая и по воскрешении подлежит смерти, но было воскресением в духовном теле. Христос победил смерть, уничтожил ее власть, освободил нас от закона смерти. Это не значит, что смерть не имеет власти над нашей душевно-телесной жизнью, но как Он действительно умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти только по закону духа жизни в Нем (ср.: Рим. 8, 2)». «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот, и мира Воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ Воскресения (нашего), всем подая Божественное оставление»544.
Воскресение Христово есть в возможности уже воскресение всех. «Умирают все, которые от Адама, по той причине, что умерли уже в нем: и оживут все о Христе по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе положено в возможности»545.
Уже сейчас воскресением жало греховное – смерть – притупилось546. Рабство страха смерти побеждается твердым упованием Воскресения547. Более того, через Свое Воскресение Христос Спаситель соделал нас победителями смерти548. Уже здесь, жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного воскресением бессмертия нашему смертному естеству549. «Никто да не убоится смерти, – восклицает Златоуст, – свободи бо нас Спасова смерть»550.
Залогом и надеждой этого славного нашего воскресения и обновления является «светлое, мирорадостное, господоименитое и светоносное» Воскресение Христово551, завершившее собой здание домостроительства нашего спасения.
Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Христова Воскресения является предвозвестницей будущего дня «востания» (воскресения) нашего552. Это поистине – «Пасха великая», «Пасха, двери райския нам отверзающая»553, ибо проходит смерть554, является нетление и вечная жизнь. Это – Пасха Божия чистительная, спасительная555, «Пасха нетления, – мира спасение»556. И совершил это – «Христос Избавитель», «Правды Солнце»557, «Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий вземляй грехи мира»558. «Живоприемное Христово востание» просветило всю вселенную, всю тварь559. Христос всю вселенную «озарил Божественными блистаньми Своего Воскресения»560. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается»561.
Весь мир (космос) Воскресением Христовым «утверждается» в надежде полного обновления. Восчувствовать эту радость обновления призывается вся тварь: «Да радуется тварь, и да процветет яко крин (как лилия), Христос бо от мертвых воста яко Бог»562. «Воскресе Христос из мертвых, разрушь смертныя узы: благовести земле, радость велию, пойте небеса Божию славу!»563.
Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении Христа и сообразно с этим посвящала ее празднованию две седмицы: предшествующую дню Воскресения и следующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, Пасха страданий и Пасха воскресная, Пасха воскресения. Первое из этих наименований относилось, главным образом, ко дню смерти Спасителя – Великой Пятнице, а второе – ко дню Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний, первая половина праздника чествовалась постом, вторая – торжественной радостью. После I-ого Вселенского Собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и вошло в употребление теперешнее название – Страстная и Светлая седмицы, а день воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства не везде Пасху праздновали в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах ее праздновали в 14 день Нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неподобающим праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом она не увенчалась. Два различных обычая существовало до I Вселенского Собора, на котором было постановлено в соответствии с правилами Александрийской Церкви праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье после весеннего полнолуния, в крайних пределах между 22 марта (4 апреля н. ст.) и 25 апреля (8 мая н. ст.), чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. На VI Вселенском Соборе (692 г.) было устранено другое разногласие: о времени прекращения поста перед Пасхой. Согласно 89 правилу этого Собора прекращать пост необходимо в средние часы ночи после Великой Субботы и тогда же начинать праздновать Пасху.
* * *
Пасхальный канон, песнь 1, ирмос.
Возглас на заупокойной ектении. Ср.: Октоих 4 глас, суббота, утреня, крестовоскресный канон, п. 1,2.
Пасхальная утреня, канон, п. 7, 2.
Октоих 4 глас, Неделя, тропарь; срав.: Октоих 2 гл. тропарь воскресный по великом славословии.
Октоих 7 глас. Неделя, утреня, 6-я стихира на хвалитех; Октоих 4 гласа, Неделя, кондак и др.
Октоих 8 глас, суббота, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах».
Пяток Светлой седмицы, вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах».
Триодь Цветная. Среда Преполовения Пятидесятницы, вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».
Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 29.
Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 1.
Суббота Ваий. Кондак.
Епископ Феофан. Толкование на 1Кор. 15, 21–22. M., 1882. С. 493.
Октоих 5 глас, суббота, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».
Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1 канон, п. 9,2.
Пасха, кондак; срав.: Октоих 7 глас, Неделя, 1 канон, п. 5, 2.
Октоих 2 гл., Неделя, утреня, 1 канон, п. 8, 2; Неделя Ваий, 2 тропарь праздника.
Пасха, утреня. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста.
Неделя 3-я Великого Поста, утреня, эксапостиларий.
Пасха, утреня, канон, п. 7, 3.
Пасха, стихиры, стихира 1 -я.
Пасха – «прохождение» (евр.).
Пасха, утреня, канон, п. 5, 2 и п. 4, 2.
Пасха, утреня, ексапостиларий.
Пасха, стихиры, 1-я стихира и канон, п. 5, ирмос.
Пасхальная утреня, канон, п. 9, 3-й припев.
Октоих 3 глас., суббота, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на стиховне; 6 глас, суббота, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах» и др.
Пасха, утреня, канон, п. 4, Богородичен.
Пасха, утреня, канон, п. 3, 1.
Октоих 6 глас, Неделя, 2 канон, п. 9.
Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1-я стихира на хвалитех; срав.: припев к 9-й песни Благовещения.